Презентация на тему "Эффективная коммуникация"

Презентация: Эффективная коммуникация
Включить эффекты
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Молодец !Отлично.
Понравилась презентация,очень пригодилась . Качество отличное.

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Эффективная коммуникация", состоящую из 53 слайдов. Размер файла 2.67 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    53
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Эффективная коммуникация
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Эффективная коммуникация

    – это интерперсональный обмен информацией, позволяющий личности точно и честно общаться с другими людьми, не нарушая межличностных отношений с ними, т.е. это поддерживающая коммуникация, которая сосредоточена на сохранении позитивных отношений между собеседниками, поскольку направлена на текущую проблему. Она позволяет с успехом осуществить даже негативную обратную связь или решить трудные задачи совместно с другим человеком и, как результат, укрепить отношения.

  • Слайд 3

    Поддерживающая коммуникация –

    это сложный системный процесс, который имеет восемь атрибутов.

  • Слайд 4

    8 атрибутов поддерживающей коммуникации

    1. Ориентация на проблему, а не на личность. Фокус на проблемах или результатах, но не на личностях и их характеристиках. Пример: «Как мы сможем решить эту проблему?», но НЕ «Потому что вся проблема в вас самих». 2. Конгруэнтность , а не ее отсутствие. Фокус на правдивости сообщений, вербальная форма которых адекватна мыслям и чувствам (соответствие слов истинным чувствам и мыслям). Пример: «Ваше поведение меня огорчает», но НЕ «Вам кажется, что я огорчен? Нет, все прекрасно». 3. Описание, а не оценка. Фокус внимания на описании объективных фактов, событий, реакции на них, а также на представлении альтернатив. Пример: «Произошло то-то и то-то; моя реакция такова; предполагается, что наиболее приемлемым будет…», но НЕ «Вы все сделали неправильно». 4. Возвышение, а не унижение. Фокус на тех высказываниях, которые способствуют установлению атмосферы взаимного уважения и сотрудничества, гибкости и выявлению области согласия. Пример: «У меня есть кое-какие идеи, но нет ли у вас каких-либо предложений?», но НЕ «Вы все равно не поймете, так что мы сделаем по-моему».

  • Слайд 5

    5. Конкретизация, а не обобщения. Фокус на конкретной ситуации или проблеме, а не на проблемах общего характера. Пример: «За время собрания вы перебили меня трижды», но НЕ «Вы всегда пытаетесь привлечь к себе внимание». 6. Связность, а не бессвязность. Фокус на высказываниях, вытекающих из того, что было сказано ранее, и направленных на установление отношений взаимопомощи. Пример: «Исходя из того что было сказано вами, я сформулирую другую точку зрения», но НЕ «Я хочу сказать следующее (вне зависимости от того, что вы только что сказали)». 7. Авторство, а не безличность. Фокус на принятии ответственности за свои собственные утверждения путем использования местоимения «Я». Пример: «Я решил отклонить ваше предложение, поскольку…», но НЕ «Идея неплохая, но она не может быть одобрена». 8. Рефлексивное, а не одностороннее слушание. Фокус на проявлении всевозможных адекватных (прежде всего рефлексивных) реакций. Пример: «Как вы полагаете, что может нам помешать?», но НЕ «Как я сказал ранее, вы совершили слишком много ошибок. Так дальше дело не пойдет».

  • Слайд 6

    Поддерживающая коммуникация

    – это не просто техника создания впечатления хорошего человека, но и способ обеспечения конкурентных преимуществ

  • Слайд 7

    Правила эффективной коммуникации

    Говорите всегда о себе, а не о ком-то другом Четко указывайте свою атрибуцию Поддерживайте невербальный контакт Будьте гибки Описывайте, а не оценивайте Будьте прямы в общении Будьте готовы экспериментировать с ситуациями общения Не будьте нейтральны Стремитесь к равенству

  • Слайд 8

    Большинство социальных навыков, необходимых для эффективной коммуникации имеют отношение к невербальному поведению:

    Контроль социальной дистанции Контроль выражения лица (например, «несчастное выражение лица» - проявление дефицита социального навыка); Контроль позы Поддержание контакта глаз Контроль тона и громкости голоса Объем речи (если человек слишком мало говорит – это дефицит навыка, так же как если он слишком много говорит) Понимание социальных сигналов других людей, таких как тон голоса, выражение лица и др.

  • Слайд 9

    К коммуникативным умениям, связанным с речью, относятся:

    умение вступать в контакт; умение задавать вопросы; умение вести разговор; умение услышать и понять то, что имел в виду партнер, т.е умение СЛЫШАТЬ; умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии был выразить; умение передать партнеру, что его поняли и услышали; умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе

  • Слайд 10

    Слышать

    означает стремиться понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие целого комплекса умений, овладение которыми требует от индивида активности и сознательных усилий. В ходе этого процесса человек отбирает из всех звуковых сигналов те, которые отвечают его потребностям и интересам (чтение газет – аналогия, что-то мы слушаем поверхностно, что-то с большим напряжением).

  • Слайд 11

    Факторы, мешающие слышать

    1) Объем речи не позволяет одинаково воспринимать все устные сообщения и удерживать на них эффективное внимание 2) Сфокусированность на собственных проблемах и переживаниях. 3) Физиологические причины: скорость мысли выше, чем скорость речи. Известно, что обычный человек способен воспринимать до 500 слов в минуту, а средняя скорость устной речи – от 125 до 150 слов в минуту.

  • Слайд 12

    Коммуникативные тактики и техники

    - совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора, это конкретные способы, умения выходить из сложных ситуаций межличностного общения, добиваться от собеседника нужного результата Делятся с точки зрения доминирования коммуникативных навыков: умение разговаривать и умение слышать

  • Слайд 13

    Техника формулирования вопросов

  • Слайд 14

    Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления

  • Слайд 15

    Техника «малого разговора»

    интересная, непринужденная и приятная беседа о семейных делах, хобби и смешных событиях, эффективный способ расположения к себе собеседника, вызова его интереса, предваряющий дальнейшее обсуждение серьезных проблем. Цель – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия. «Малый разговор» должен проходить в личной экспертной зоне собеседника, касаться приятных и интересных для него сторон жизни.

  • Слайд 16

    Техника «малого» разговора

    Задачи Критерии Разговорить собеседника. Показать пересечение интересов (хотя бы в жизненных мелочах) и совпадение мыслей. Поднять настроение собеседнику, настроить на позитивный лад. Самопрезентация. приятность темы; вовлеченность собеседника; контактность; перспективность

  • Слайд 17

    Типичные ошибки при ведении малого разговора

  • Слайд 18

    Техника «Конкретный комплимент»

    Конкретный комплимент - похвала в адрес чего-то конкретного, относящегося к партнеру по общению: детали одежды или интерьера, профессионального или личного достижения, обстоятельств или даже манеры поведения.

  • Слайд 19

    Техника «Как мне это может помочь?»

    Простая техника, которая настраивает собеседника на рациональный, прагматический тон в общении. Если собеседник ведет себя слишком настойчиво, ожидая и навязывая какое-то поведения (возможно, исходя из каких-то своих скрытых целей), то ему можно задать встречный вопрос: Как мне это может помочь? Я пока над этим не думал, но еще подумаю, у меня сейчас более важные дела. Эта мысль пока мне не поможет. Не так ли?- Да, кажется вы правы. Но я еще не в полной мере могу осознать ценность вашего совета. У меня сейчас мало времени, мало денег. Может твоя идея добавить мне свободного времени или денег?

  • Слайд 20

    Умение слышать

    Нерефлексивное (пассивное) слушание – это коммуникативное поведение, состоящее в умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника, это предоставление возможности высказаться собеседнику по поводу всех интересующих или значимых для него аспектов предполагаемого общения. Рефлексивное (активное) слушание – этоиспользование реципиентом техник обратной связи для представления коммуникатору информации о правильности понимания его целей, интересов и т.д. Активное слушание предполагает: уточнение содержания; уточнение чувств, постановку вопросов.

  • Слайд 21

    Активное слушание

    Ситуации, в которых рефлексивное слушание эффективно ситуация переговоров, когда собеседнику необходимо высказать свое отношение к чему-либо проблемная, напряженная ситуация для одного из партнеров эмоциональная ситуация, при которой собеседник испытывает трудности с выражением своих разнообразных переживаний.

  • Слайд 22

    Эмпатическое слушание

    Основное правило эмпатического слушания (т.е. принимающего, рассказывающего о том, что слушающий испытывает те же чувства, что и говорящий) — не сочувствовать, а сопереживать, создавая эмоциональный резонанс переживаниям клиента. «Когда меня глубоко понимают и разделяют мои чувства, не проявляя при этом желания анализировать мое поведение или судить меня, это создает условия для самовыражения и становления как личности».

  • Слайд 23

    Техника «Молчания»

    Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и безысходности или, наоборот инсайта. Необходимо распознать психологический и символический смысл молчания и эффективно распорядиться им. Наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или собеседника), перефразировка последнего высказывания (своего или собеседника).

  • Слайд 24

    Техника «Прояснение»

    Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного, целевого, операционального) для собеседников. Помогает отследить амбивалентность чувств и отношений, особенности используемых защитных механизмов, специфику мышления и т.д.

  • Слайд 25

    Техника «Рефлексивная вербализация»

    Относится к разновидностям вербализаций, назначение которых — усиление эмоционально-смыслового резонанса высказывания. Носит эмоциональный характер, что отличает рефлексивный парафраз от интерпретации. Содержание рефлексивной вербализации отражает не мотивационно-причинный, а эмоционально-модальный пласт высказываний. Различаются различные уровни рефлексивных вербализаций — от “эхо-вербализаций” до “вербализаций-генерализаций”.

  • Слайд 26

    Техника «Интерпретация»

    Техника разъяснения (объяснения) скрытого смысла высказываний. Интерпретация может выражаться в утвердительной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наиболее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая при правильном использовании справиться с беспокойством, осознать или смягчить психологические защиты. Наиболее продуктивный способ использования интерпретаций — предоставить клиенту возможность самому проинтерпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпретация может выглядеть как “чтение между строк”.

  • Слайд 27

    Техника понимающего общения

    это ориентация субъекта общения на внутреннюю систему ценностей, оценок, мотивов и проблем самого партнера, а не на свою собственную, это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме.

  • Слайд 28

    Установки субъекта общения на понимающее общение

    установка на понимающее не оценочное реагирование; установка на положительное принятие личности собеседника; установка на согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии с ним.

  • Слайд 29

    Правила понимающего реагирования:

    больше слушать, меньше говорить, «следовать» за высказываниями и эмоциями партнера; воздерживаться от своих оценок, меньше задавать вопросов, не «подталкивать» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения; стремиться реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера; стремиться реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

  • Слайд 30

    Техника директивного общения

    этосовокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей. Техника директивного общения ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать свои цели во взаимодействии с людьми с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками.

  • Слайд 31

      В основе директивной техники лежат следующие установки:

    установка на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей; установка на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей; установка на прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам; установка на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера; установка на достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера.

  • Слайд 32

    Базовые техники понимающей психотерипии:

    эмпатия; майевтика; кларификация; интерпретация.

  • Слайд 33

    Эмпатия

    Структура эмпатической реплики включает в себя два основных элемента — оператор понимания и эмпатический знак. Оператор понимания (то есть слова «правильно ли я вас понимаю», «так ли я понял» и т.п.) выполняет различные функции по отношению к разным фигурам психотерапевтической ситуации. По отношению к клиенту функция оператора понимания состоит в «сообщении» ему, что именно он является главным действующим лицом в терапевтическом процессе, берущим на себя инициативу и ответственность за прояснение и решение проблемы. По отношению к терапевту оператор понимания несет важную функцию самоограничения, блокирующую возможность советов, рекомендаций, сбора анамнеза и других неадекватных духу понимающей психотерапии действий. Наконец, влияние оператора понимания на терапевтические отношения заключается в таком их ролевом структурировании, при котором терапевт занимает заведомо вторичную позицию сопереживающего слушателя, а клиент обретает статус автора повествования (а не одного из прототипов или персонажей своего рассказа).

  • Слайд 34

    Кларификация

    Общая задача проясняющих реплик в отличие от эмпатических - отображать не то, что клиент чувствует по поводу ситуации, а образ самой этой ситуации, включая действия клиента. Использование кларификации способствует привлечению когнитивных и отчасти волевых ресурсов для решения проблемы. Структура кларификации включает в себя оператор понимания и образ ситуации.

  • Слайд 35

    Майевтика

    Майевтические реплики фокусируют внимание клиента не на его переживании, не на объектах и ситуациях, которые он описывает, а на логических основаниях (предубеждениях, предпосылках), которые заставляют испытывать именно эти переживания при наступлении данных обстоятельств. Логические основания, выявляемые майевтикой, не осознаются клиентом, но не потому, что являются бессознательными, а потому, что они слишком самоочевидны, чтобы быть замеченными.Функция майевтики состоит в стимуляции процесса рефлексии.

  • Слайд 36

    Интерпретация

    В рамках понимающей терапии на уровне технического алфавита метод интерпретации используется редко, но это не значит, что интерпретации вовсе нет места в излагаемом подходе. Он вступает в игру, когда в ходе психотерапевтического процесса работа переживания подходит к внутренней необходимости объяснения значимых элементов опыта, которые самому клиенту представляются иррациональными и непреднамеренными, но в то же время неслучайными и причастными его воле.

  • Слайд 37

    ТЕХНИКИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Техника «нога в дверях» (Footinthedoortechnique)

    техника усиления уступчивости, когда сначала человека просят о небольшом одолжении, а затем предъявляют более значительную просьбу Техника «нога в дверях» основывается на идее, что готовность ответить на просьбу, увеличивается тогда, когда некто, кто должен быть убежден, сначала выполняет предварительную маленькую просьбу.

  • Слайд 40

    Согласно результатам экспериментов (Freedman & Fraser)

    для эффективности техники «нога в дверях» необходимо следующее: — люди действительно удовлетворяют первую просьбу или могут осуществить требуемое действие; — начальная просьба должна требовать немного больших или только минимальных усилий; — вторая («собственно») просьба должна быть инсценирована как продолжение первой просьбы.

  • Слайд 41

    Техника не эффективна, если

    — людей информируют о том, что совсем немного других людей удовлетворяли их первую просьбу; — другой человек непосредственно при окончании первой просьбы выражает вторую, в которой речь идет о другом виде поведения; — людям за выполнение первой просьбы/требования платят.

  • Слайд 42

    Техника «дверь в лицо» (Door-in-the-face-Technik)

    при этой техникечеловека просят о том, чтобы он что-то сделал, но в начале требуют намного больше, чем хотят от него на самом деле

  • Слайд 43

    Техника «низкого мяча» (Low-ball-Technik)

    Человека сначала подвигают к тому, чтобы он на что-то решился, например, на покупку определенной марки автомобиля. При окончании он узнает, что обстоятельства «немного» изменились, и автомобиль стоит уже дороже. Человек, — несмотря на увеличившиеся затраты, — останется при своем решении с большей вероятностью, чем если бы он сразу знал действительную цену интересующего его товара. Важно, чтобы разница между первоначальной и окончательной ценой при этом не была слишком велика. В противном случае у покупателя возникнет эффект отторжения. Техника «низкого мяча» отличается от техники «нога в дверях», поскольку настоящее поведение приводится в самом начале, дело только в затратах, которые покупателю становятся известны позже.

  • Слайд 44

    Речевые манипуляции в коммуникации

    Правило трех «ДА!» Слова-связки Достаточно 3-4 раза согласиться с собеседником, и на пятый раз согласиться с ним становится намного легче. Эти слова: да ( = согласие), и при этом, следовательно, именно поэтому, чем тем. В словах-связках никогда не используются противопоставления, такие как но, зато, однако, а и др.

  • Слайд 45

    ОБЩЕНИЕ

    как динамический процесс

  • Слайд 46

    1. Подготовительная фаза

    Цель: составить общий проект предстоящего разговора, при этом решаются следующие задачи: сформулировать не только цель-максимум, но и цель-минимум, т.е. осознать и зафиксировать в качестве результата весь диапазон возможных решений от удовлетворительного до отличного; определить мотивы своего поведения; определить цели, мотивы и коммуникативные особенности поведения будущего собеседника; подобрать аргументы и факты, определить логику доказательств; продумать контраргументы, которые может выдвинуть собеседник; найти область пересечения своих и собеседника интересов, смыслов и отношений; определить зону компромисса. оценить объективные и субъективные факторы и их влияние на ход диалога.

  • Слайд 47

    Учет объективных факторов

    уровень нормативности предстоящего разговора, т.е. степень предписанности должностным или специальным этикетом норм и правил взаимоотношений и взаимодействий партнеров по диалогу; степень значимости обсуждаемого или принимаемого решения для организации, для собеседников, т.е. степень личной ответственности за последствия решений; пространственный фактор, т.е. диалог может происходить конфиденциально в кабинете, в зале, по телефону и т.д. временной фактор, т.е. наличие достаточного времени на подготовку и проведение собственного диалога; особенности окружающей обстановки (наличие посторонних, случайных людей; типичность, повторяемость обсуждаемых и решаемых вопросов; предыдущий опыт решения проблем и вопросов.

  • Слайд 48

    Учет субъективных факторов

    Постоянные: социально-демографические особенности собеседника (пол, возраст, стаж работы, образование); индивидуально-психологические особенности собеседника (темперамент, характер, особенности психических процессов); профессиональная квалификация и компетентность собеседника; общий уровень интеллектуального и культурного развития, особенности мировоззрения, наличие морально-этических и прочих принципов; индивидуальные особенности коммуникативного поведения. Переменные: соматическое, физическое состояние партнера по диалогу; эмоциональное состояние, настроение собеседника в данный момент; уровень личного или профессионального интереса к предмету беседы; степень осведомленности по обсуждаемым вопросам.

  • Слайд 49

    Типичные ошибки на 1 стадии

    отсутствие планирование; отсутствие четко осознанной цели как наблюдаемого результата, после достижения которого диалог можно завершить; отсутствие учета интересов, целей и особенностей другой стороны; отсутствие зоны компромисса; отсутствие гибкой позиции (стремление выдержать план диалога) фундаментальная ошибка атрибуции.

  • Слайд 50

    2 фаза – установление контакта или контактная фаза

    Тактика поведения Типичные ошибки Активное видение – это наблюдение за вербальным и невербальным поведением собеседника с целью определения его желания и готовности начать разговор; Пассивное слушание – это предоставление возможности высказаться собеседнику по поводу всех интересных или значимых для него аспектов предполагаемого общения. Контроль обратной связи по невербальным каналам (динамика изменений с момента начала разговора) Синхронизация поведения – это подстраивание движения, темпа речи и эмоционального состояния коммуникатора к ритму поведения и эмоциональному состоянию реципиента. Отсутствие контактной фазы как таковой. Большинство деловых бесед начинается с фазы аргументации. Двойственное, противоречивое поведение коммуникатора. Заявленная позиция и цель не соответствует тому, что реально говорится и делается. Это настораживает собеседника, делает его недоверчивым и скрытным, автоматически переводя диалог на стратегию принуждения и давления.

  • Слайд 51

    3 фаза взаимной ориентации Цель: понять интересы, мотивы и отношения собеседника и информировать его о своих интенциях и интересах.

    Тактика поведения Типичные ошибки Пассивное слушание – коммуникативное поведение, связанное с желанием выслушать коммуникатора. Активное слушание – коммуникативное поведение, связанное с использованием реципиентом техник обратной связи для представления информации о правильности понимания. Среди коммуникативных техник выделяют утверждение, вербализация, интерпретация, вопрос и пауза Активное видение – наблюдение за невербальным поведением Контроль обратной связи по вербальным и невербальным каналам с целью определения противоречивости или конгруэнтности поведения собеседника. Отсутствие фазы ориентации как таковой, т.е. отсутствие у человека установки на понимание интересов и состояний собеседника. Отсутствие умения слышать, а не только слушать Отсутствие желания понять и принять собеседника. Негативная оценка высказанного Преждевременный переход к следующей фазе.

  • Слайд 52

    4 фаза аргументации или принятия решенияЦель - убеждение собеседника в принятии нужного решения или совершении требуемого действия

    Стратегии Типичные ошибки «Я» - стратегия связана с вербализацией и доказательством своей точки зрения, чтобы убедить партнера в своей правоте. Для этого используются такие техники аргументации как ссылка на авторитет, настаивание на своем, риторические вопросы, инсинуации, оценка. «Ты» - стратегия подразумевает выслушивание собеседника для того, чтобы разбить его позицию и логику доказательства. Техники аргументации: ссылка на авторитет, выделение деталей, инверсия, замалчивание ответа, закрытые и риторические вопросы, оценка. «Мы» - стратегия основывается на желании понять партнера и возможности прийти к наилучшему решению. Техники аргументации: ссылка на авторитет, выделение деталей, инверсия, связка, поэтапное согласие. Ошибочен сам тезис или неадекватна позиция человека. Часто люди не различают и смешивают спор из-за тезиса, спор из-за позиции и спор из-за доказательств. Ошибочна логическая связь между тезисом, позицией и приведенным доказательством. В процессе дискуссии происходит отступление или подмена тезиса или первоначально заявленной позиции; Стремление обсудить сразу несколько тезисов и позиций.

  • Слайд 53

    5 фаза завершения разговора

    Цель Типичные ошибки обеспечение хорошего, делового контакта с партнером на будущее, поэтому важно, чтобы у партнеров осталось убеждение, что каждый сделал все от него зависящее отсутствие фазы завершения и невозможность коррекции неэффективных аспектов своего поведения; большинство людей демонстрируют обратную связь лишь в случае неблагоприятного для них исхода; недооценка людьми положительного значения для человека снятия посредством проговаривания вслух сохранившейся у него неопределенности, снижение возникшей эмоциональной напряженности и осознания негативных аспектов прошедшего разговора.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке