Содержание
-
МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение Экологический кинезиологический театр как инновационная технология оздоровления и развития дошкольников Подготовила: Чеботарёва Людмила Михайловна 2024г.
-
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.
-
Актуальность Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. - Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Ответом на эти вопросы является такая наука, как кинезиология.
-
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
-
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, это наука о развитии головного мозга через движение. Именно они позволяют улучшить работу полушарий головного мозга, гармонизировать их взаимодействие, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формирует новые нейронные связи между полушариями головного мозга.
-
Применение метода кинезиологии позволяет улучшить:
Речь Внимание Снижает утомляемость Моторику Повышает интеллектуальные способности Повышает познавательные способности
-
Кинезиологические упражнения не только оказывают благоприятное влияние на речевое развитие дошкольников, но и развивают интеллект, улучшают состояние физического здоровья и социальной адаптации детей. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, снижают утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Огромная польза и привлекательность кинезиотерапии состоят в ее простоте и практичности. Ребенок может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Использовать кинезиологические упражнения в целях профилактики речевых нарушений у детей можно уже с младшего дошкольного возраста. Основной упор делается на пальчиковые игры со сказочным сюжетом.
-
В старшем дошкольном возрасте кинезиологические упражнения могут использоваться как часть развивающих занятий, динамических пауз, утренней гимнастики и гимнастики после сна или проводятся перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу. Упражнения окажутся особенно эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев. Как показывает практика, наибольший интерес у дошкольников вызывает сочинение собственных сказок, с применением по ходу действия определенных кинезиологических упражнений.
-
Кинезиологические упражнения
-
-
Кинезиологические упражнения включают в себя: 1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность .2 . Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов4. Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентациятела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.5. Упражнения для релаксации.6. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
-
Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям, особенно в дошкольном возрасте, помогает сказка. Образовательная деятельность с детьми в процессе работы с кинезиологической сказкой направлена на всестороннее развитие личности, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Работа должна быть построена с учётом интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, адекватных формах работы в соответствии с особенностями контингента детей.
-
Как работать с кинезиологической сказкой Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения указанные в слайдах.
-
Сказка «Две обезьянки» (дети сидят за столами, руки на коленях) «Жили-были две озорные обезьянки — Мики (левый кулачок на стол) и Кики. (правый кулачок на стол) Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились.(«кулачок-ладошка») По дороге они встретили, ежа с ежатами. («ежик»). Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («колечки») Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: («оладушки»). Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им.(«кулак» — «ладонь» — «ребро») А потом друзья стали танцевать («лезгинка»)
-
Сказка «Лесной домик» (дети сидят за столами) Стоял с лесу домик («дом»). Бежал мимо ёжик («ёжик»). Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг него 3 раза («кулак-ребро-ладонь»), зашел в него и стал в нем жить. Бежала мимо лягушка-квакушка («лягушка»). Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика («ёжик»). Пустил ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки и играли в ладушки («ладушки-оладушки»: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Каждый день им светило ласковое солнышко («солнышко»), вокруг порхали красивые бабочки («бабочка»), а деревья шелестели своими листиками на ветру («дерево»). Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка (рука сжата в кулак, лежит на столе), они позвали котенка, и он подбежал к ним («кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»). Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка и ёжик, пригласили котенка жить к себе в дом («дом»). Котенок с радостью забежал в чудесный домик («кошка» со словами: «кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и стал жить вместе с лягушкой («лягушка»), и ёжиком («ёжик» ладони под углом друг к другу).
-
Сказка «Лесные истории» (дети сидят за столами, руки на коленях) Жил-был зайка – длинные уши.(«зайчик»). А жил он в маленькой избушке. («дом»). На краю леса. («лес»). Рано утром просыпалось солнышко и своими лучами будило нашего зайку. («солнышко»). Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал. («колечки»). Каждое утро зайка выглядывал в окошко. («окошко»), чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе.(«бутон»). Он брал леечку и поливал розу. («дождик»). Солнышко пригревало («солнышко») и цветок распускался.(«Бутон-цветок»). Полюбоваться прекрасной розой приползала улитка. («улитка с домиком»). Приходил гордый олень – ветвистые рожки, («олень»). Мишка-топотышка. («колечки» с нажимом на подушечки). Колючий Ёжик – ни головы, ни ножек.(«ежик»). Подкралась однажды к заячьей избушке лиса – хитрая плутовка, рыжая головка. («колечки» с нежным нажимом). Мягко, неслышно ступала она лапками, хвостиком заметая следы. (плавные движения кистью правой и левой руки вправо-влево). Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает. («ухо — нос»). Захотела она сорвать красивый цветок. Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы. («Бутон», «Шипы»). Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала. («колечки» с нежным нажимом в быстром темпе). А звери на опушке разбили сад. То-то стало весело, то-то хорошо! (Хлопать в ладоши).
-
-
-
Такие занятия способствуют развитию фантазии и воображения, потому что при помощи рук можно рассказать целую историю. Сопровождая показ текстом, дети совершенствуют связную монологическую речь, упражняются в умении вести диалог. Пальцы и кисти становятся гибкими, подвижными и сильными. Дети учатся проявлять себя естественно, не стесняясь выражать свои чувства, мысли и эмоции.
-
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему.
-
Заключение Данные разученные сказки можно легко превратить в театральную постановку, распределив роли между детьми, этот прием можно использовать на любой занимательной деятельности по развитию речи, ознакомлении с художественной литературой и при постановке театральных представлений. Дети легко переносят заученные сказки с движениями в игровую деятельность, проигрывая их иногда по несколько дней подряд. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни. Хочется отметить, что кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.«Обучение на основе движения» - это когда любое обучение быстрее, легче и радостнее.
-
Литература Сказки с сайта. 2. Обучение на основе движения: методические рекомендации для специалистов образования и родителей/{под ред. А.В. Бояринцевой}.-М.Линка-Пресс, 2019-208с. 3. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-воВИС, 2003 г. - 84 с: ил.
-
Спасибо завнимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.