Содержание
-
Экономика общественного сектора
Провалы рынка: сущность, виды Роль общественного сектора в решении проблем внешних эффектов Трансакционные издержки и теорема Коуза
-
провалы рынка
Провал (несовершенство, изъян) рынка – это такая эк ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективнойаллокации ресурсов.
-
Вильфредо Парето
(1848-1923) Парето-эффективное размещение ресурсов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сократив выпуска другого
-
Типы провалов рынка:
монополия (монопсонию) недостаток и асимметрия информации внешние эффекты (экстерналии)
-
виды монополий:
ситуативная естественная легальная (правовая)
-
Информационная асимметрия
неравномерное распределение информации, необходимой для принятия решений о купле-продаже, между агентами сделок при производстве частных, общественных или социально значимых благ
-
неполнота информации
1. лимитирование возможности эффективного использования ресурсов, обуславливающее неоптимальное поведение продавцов и покупателей 2. может блокировать взаимодействие участников сделок, результатом чего становится неполнота рынков
-
неполнота рынков
ситуации, когда потребности в отдельных видах услуг не могут быть удовлетворены, поскольку потенциальным производителям пришлось бы действовать в условиях чрезмерно высокой неопределенности
-
следствия асимметрии информации
неблагоприятный (тенденциозный) выбор риск недобросовестности
-
неблагоприятный выбор
явление, когда асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка «хороших» товаров «плохими»
-
риск недобросовестности
возникающая у одного из участников контракта (агента) возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника (принципала) для извлечения выгоды при работе с долгосрочными контрактами
-
внешние эффекты (экстерналии)
непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой, когда часть выгод и издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам
-
способы решения проблемы экстерналий
интернализация внешних эффектов введение корректирующих налогов и субсидий закрепление прав на ресурсы в соответствии с теоремой Коуза
-
1. интернализация внешних эффектов
превращение внешнего эффекта во внутренний один из способов заставить экономического субъекта считаться с внешними эффектами
-
интернализация внешних эффектов
не предполагает их полного устранения, а направлена на нахождение некоторого их оптимального уровня
-
Издержки, связанные со сбором информации о внешних эффектах, их оценкой и непосредственным воздействием на субъект, создавший эти эффекты, относятся к разряду трансакционных
-
трансакционные издержки
"издержки пользования рыночным механизмом" (Р.Коуз) издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению
-
виды трансакционных издержек
издержки поиска информации издержки ведения переговоров издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг издержки по спецификации и защите прав собственности издержки оппортунистического поведения
-
2. корректирующие налоги
способ побудить субъект – источник внешних эффектов заставить его оплатить эти затраты. Государство назначает оплату в виде налога, который называют корректирующим налогом или налогом Пигу
-
налог Пигу
налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как собственные, увеличивая предельные частные затраты производства до оптимального уровня Артур СесилПигу (1877-1959)
-
Степень участия государства в интернализацииэкстерналий зависит от масштабов охвата внешними эффектами населения, размеров нанесенного ими ущерба, величины необходимых для интернализациитрансакционных издержек
-
3. закрепление прав на ресурсы
требует следующих условий: структура прав собственности должна быть четко определена трансакционные издержки на учет внешних эффектов не должны быть чрезмерными
-
теорема Коуза
согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами РоналдКоуз
-
Общественные блага: понятие, свойства, виды, классификация.
-
общественные блага
основной результат деятельности в общественном секторе. Концепция общественных благ 1954 г. Пол ЭнтониСамуэльсон (1915-2009) Лауреат Нобелевской премии, один из наиболее влиятельных экономистов ХХ в.
-
реальные экономические блага, обладающие с одной стороны полезностью для потребителей, с другой – их создание требует ресурсов, которые могут быть использованы для производства других благ.
-
свойства общественных благ
неконкурентность (несоперничество) неисключаемость (в потреблении)
-
неконкурентность
благо доступно одновременно многим потребителям, прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных, а предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю
-
неисключаемость
невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или индивидов из числа получателей части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством или потреблением блага
-
Классификация общественных благ
по полноте выраженности свойств: 1) чистые 2) смешанные а) перегружаемые б) исключаемые в зависимости от признака делимости в потреблении: 1) делимые 2) неделимые
-
по способу финансирования затрат: 1) прямое финансирование 2) косвенное финансирование в зависимости от государственного участия в производстве: 1) за счет государственных средств 2) за счет негосударственных средств 3) за счет сочетания государственных и негосударственных средств
-
по способу зависимости благ друг от друга: 1) вспомогательные 2) взаимодополняющие 3) блага-субституты 4) «составные» блага 5) независимые по степени выраженности положительного внешнего эффекта: 1) социально-значимые 2) прочие
-
в зависимости от нац. принадлежности ресурсов, направленных на производство: 1) с использованием нац. ресурсов 2) с привлечением иностранных ресурсов 3) с использованием нац. и иност. ресурсов в зависимости от объема ресурсов, необходимых для производства: 1) большого количества ресурсов 2) небольшого количества ресурсов 3) зависящие от конкретной ситуации
-
в зависимости от дифференциации границ производства и потребления: 1) локальные (местный характер) 2) региональные 3) группы регионов 4) общенациональные /общегосударственные 5) международные в зависимости от деления экономики на сферы деятельности: 1) на поддержание производственной сферы 2) на поддержание непроизводственной сферы
-
Равновесие в общественном секторе: отличия от рыночного специфика формирования спроса и предложения
-
равновесие в ОС
сложный структурно-образующий процесс отличается от механизма рыночного равновесия устанавливается с помощью сознательно и целенаправленно проводимой бюджетно-финансовой политики
-
Государственный бюджет играет в уравновешивании спроса и предложения общественных благ такую же роль, как ценовой механизм в рыночном равновесии.
-
Совместный, коллективный характер потребления общественных благ придает общие черты равновесию спроса и предложения на эти блага, в частности, преобладание принудительных, обязательных начал над добровольными, сознательных и организованных – над стихийными.
-
Отличия равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия
-
-
Общественный сектор в свете концепций благосостояния: функции общественного благосостояния принцип «второго лучшего»
-
Общественное благосостояние
совокупность индивидуальных благосостояний всех членов общества, агрегированных определенным образом ГРУППЫ ФУНКЦИЙ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАТЕРНАЛИСТСКИЕ
-
-
Функции общественного благосостояния (SWF)
понятие было введено Абрамом Бергсоном (1938 г.) Полом Э. Самуэльсоном (1947 г.) записывается следующим образом: W = W (r1 ..., ri,..., rm), где r - переменные, влияющие на значение общест. благосостояния
-
Функция общественного благосостояния, не сводящаяся к принципу максимизации экономического потенциала, существует постольку, поскольку в обществе имеются некоторые доминирующие представления о справедливости.
-
Позиция утилитаризма
функция общественного благосостояния - сумма индивидуальных функций полезности благополучие общества как бы складывается из достижений индивидов и государство призвано заботиться о максимизации суммарного результата оправдывает перераспределение, но в довольно узких пределах
-
функции общественного благосостояния
-
Иеремия Бентам (1748-1832)
основоположник утилитаризма считал, что определенное перераспределение доходов между богатыми и бедными способно увеличить суммарное количество счастья в обществе (Jeremy Betham)
-
функции общественного благосостояния
-
Джон ФорбсНэш (р. 1928 г.)
В 1994 г. получил Нобелевскую премию за новаторскую работу по теории игр John Forbes Nash
-
Позиция эгалитаризма
благосостояние общества - это нечто отвечающее высшим интересам самого общества как единого организма, в котором индивиды выполняют функции членов сплоченность и солидарность оцениваются выше, чем индивидуальные достижения и независимость индивида от государства
-
функции общественного благосостояния
-
-
-
Принцип «второго лучшего»
Суть теоремы «второго лучшего» если в систему общего равновесия введено ограничение, которое препятствует достижению какого-либо условия Парето, то другие условия, хотя и являются все же достижимыми, как правило, не являются желательными Ричард Липси (р. 1928) Келвин Джон Ланкастер (1924-1999)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.