Презентация на тему "Общественные блага в экономике общественного сектора"

Презентация: Общественные блага в экономике общественного сектора
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Общественные блага в экономике общественного сектора"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 36 слайдов. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по экономике для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Общественные блага в экономике общественного сектора
    Слайд 1

    Общественные блага в экономике общественного сектора

    Выполнил: магистрант гр. М 461-1 Андреевских И.Н.

  • Слайд 2

    СОДЕРЖАНИЕ

    Общественные блага, их свойства и классификация Социально значимые блага и государственный патернализм Проблема переполнения и теория клубных благ Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности Проблема «безбилетника» Государственные услуги как общественные блага

  • Слайд 3

    Общественные блага, их свойства и классификация

    Главная сфера деятельности общественного сектора связана с общественными благами. Концепция общественного блага была выдвинута в 1954 г. американским профессором П.Самуэльсоном и впоследствии развита его соотечественником профессором Мазграфом, который предложил концепцию социально значимого блага («заслуженного блага»)

  • Слайд 4

    Продолжение 1

    Общественные блага – вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная оборона) и смешанные общественные блага (клубные, социально значимые и квазиобщественные блага), которые рынок может производить, но в недостаточном количестве. Источником их производства может быть гражданское общество (клубные блага) или государство в определенном масштабе (социально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях естественной монополии).

  • Слайд 5

    Продолжение 2

    Изначально концепция общественного блага выделяла два ос­новных свойства (критерия) общественного блага, которые делают его отличным от частного блага, – неконкурентоспособность и неисключаемость. Неконкурентность общественного блага предполагает, что бла­го неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Неконкурентность об­щественного блага означает, что потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида

  • Слайд 6

    Продолжение 3

    Альтернативные критерии такие, как конкурентность и неконкурентность, исключаемостьинеисключаемость, позволяют дифференцировать частные и чистые общественные блага. Чистое частное благо представляет собой сочетание конкурентности и исключаемости, а чистое общественное благо обладает одновременно двумя свойствами – неконкурентностью и неисключаемостью. Можно рассматривать общественные и частные блага как два полярных случая, между которыми существуют различные промежуточные стадии. Для того чтобы описывать пространство этих промежуточных состояний, существует понятие смешанного общественного блага

  • Слайд 7

    Продолжение 4

    Смешанное благо, в отличие от чистого общественного блага, является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо становится объектом купли-продажи, оно представляет собой платное благо

  • Слайд 8

    Продолжение 5

    Классификации (группировки) общественных благ произво­дятся не только с учетом возможности исключаемости и степени использования (в том числе убываемости потребления) этих благ, но и с учетом критерия внешнего (экстернального) эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т.д.) и негативным (например, ущерб окружа­ющей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий)

  • Слайд 9

    Продолжение 6

    Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ: • чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры литературы и культуры, общегосударственные стандарты, спутниковая связь и т.д.); • чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т.д.).

  • Слайд 10

    Социально значимые блага и государственный патернализм

    Социально значимыми благами называют частные блага, потребление которых – вопрос, представляющий общественный интерес. В отношении этих благ рынок функционирует нормально и позволяет достигать оптимума по Парето, когда рассматривается совокупность индивидов. Если потребитель совершенно «независим», т.е. если функция общественного благосостояния строго индивидуалистская, то для данного распределения ресурсов рыночное равновесие соответствует максимуму общественного благосостояния

  • Слайд 11

    Продолжение 1

    Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага, благодаря положительному внешнему эффекту. Противоречивая природа социально значимого блага создает объективную основу коллизии между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления и использования такого рода благ. Возникает необходимость государственного вмешательства для разрешения этой коллизии в пользу общественных предпочтений и установления обязательного порядка потребления социально значимых благ.

  • Слайд 12

    Продолжение 2

    В противоположность общественному благу социально значимое благо может относиться к любому из двух типов (к частным или общественным благам). Пока вмешательство государства имеет конечной целью заставить сообщество извлекать пользу из той информации, которую оно (государство) считает самой качественной, можно продолжать делать вид, что социально значимые блага не ставят под сомнение «независимость» потребителя

  • Слайд 13

    Продолжение 3

    Возможны различные способы предоставления социально значимых общественных благ. Первый способ состоит в том, что государственная организация предоставления социально значимых благ устанавливается до общественно необходимого, закрепленного конституцией уровня, сверх которого предоставление этих благ осуществляется на платной основе негосударственными структурами. Второй способ предполагает использовать социальные ваучеры, оплаченные посредством налогово-бюджетной системы и предоставляемые каждому члену общества с последующей возможностью ограниченного потребительского выбора. Третий способ – организация частного предоставления социально-значимых благ на контрактной основе общественных организаций с частными фирмами, а также путем выдачи им лицензий на экономическую деятельность, связанную с определенными видами смешанных общественных благ (например, сбор и утилизация мусора, таксомоторное и автобусное обслуживание и т.д.).

  • Слайд 14

    Проблема переполнения и теория клубных благ

    Разновидность смешанного блага – это благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (теннисные и другие спортивные клубы), добровольные ассоциации собственников жилья, садовых участков и другие самоуправляемые общественные организации. Здесь объектом исключаемости является не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей

  • Слайд 15

    Продолжение 1

    Численность потребителей клубного общественного блага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не приведет к уменьшению выгод для других его членов, которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового члена клуба в финансировании затрат. В случае, когда численность пользователей задана, количество предлагаемого для потребления блага должно увеличиваться до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность

  • Слайд 16

    Продолжение 2

    Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. С помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулируются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рациональное использование материально-технической базы производства такого рода обще­ственных благ, а также поддерживается их высокое качество

  • Слайд 17

    Продолжение 3

    Типичный пример перенасыщения – это автострада: до точки Е появление нового автомобиля не уменьшает количества транс­портных услуг, которыми пользуются другие водители. Выше этого порога выезд на дорогу еще одной машины замедлит скорость движения всех остальных (на графике видно, что замедление воз­растает с каждой машиной). Это снижение качества услуги можно интерпретировать как издержки (измеряемые объемом расходов, необходимых для того, чтобы устранить перенасыщение). Каж­дый новый участник движения, появляющийся на дороге после наступления порога перенасыщения, уже становится причиной замедления для всех

  • Слайд 18

    Продолжение 4

    Поиск оптимума побуждает сопоставлять затраты и выгоды, причем оптимальная численность пользователей смешанного общественного блага не обязательно совпадает с их численностью, при которой не ощущается перегрузка. Решаются два основных вопроса: - во-первых, при какой численности потребителей достигается наиболее эффективное использование данного количества смешанного общественного блага; - во-вторых, какое количество общественного блага наиболее соответствует данному числу потребителей

  • Слайд 19

    Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.

    Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д.

  • Слайд 20

    Продолжение 1

    Экономия от масштаба, особенно в сфере услуг, нередко служит главным аргументом в пользу сохранения естественной монополии. Действительно, параллельное проведение, например, водо, газа, теплоснабжающих магистралей экономически нецелесообразно, поскольку единая (монопольная) система создает эффект от масштаба. В отраслях с естественной монополией имеются более предпочтительные условия для работающих здесь предприятий, чем для новых фирм. Первые, по сравнению со вторыми, выигрывают в ценовой конкурентной борьбе за счет использования резервов мощностей и приведения в действие фактора экономии от масштаба

  • Слайд 21

    Продолжени 2

    Другой особенностью отраслей естественной монополии является трансмиссионность технологии (сетевой тип производства), который исключает дублирование и разукрупнение, а это мешает созданию конкурентной среды. Отрасли с естественной монополией включают наряду с производством трансмиссионного, сетевого характера производственно-технологические, хозяйственные структуры обычного типа, услуги и продукция которых относятся к частным благам. Разновидностями естественной монополии являются уникальные природные ресурсы, требующие общего, совместного распоряжения, а также монополия на интеллектуальный продукт (в частности, право интеллектуальной собственности)

  • Слайд 22

    Продолжение 3

    Преодоление противоречий между экономическими и социальными аспектами деятельности естественных монополий требует вмешательства государственных и муниципальных органов власти для сдерживания тенденций роста цен и тарифов. Государство должно создавать условия для возможностей выхода на рынок новых кампаний, для деления монополистов и создания конкурентной среды.

  • Слайд 23

    Проблема «безбилетника»

    Для производства и потребления общественного блага, как известно, требуются коллективные действия, которые и складываются из действий индивидов. Поскольку ожидаемый эффект сформируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат: трудовых усилий, денежных взносов и т.д., то в случае максимизации собственной функции полезности каждый из индивидов может постараться свести свою долю затрат к минимуму. Следовательно, можно сделать вывод, что заинтересованность в общественных благах совместима с тенденцией к уклонению от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ

  • Слайд 24

    Продолжение 1

    Проблема безбилетника возникает, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не оплачивая это. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен оплачивать это потребление. Ведь заплативший за данное неисключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед незаплатившим.

  • Слайд 25

    Продолжение 2

    Под безбилетником подразумевается человек, который не прочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить. Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций

  • Слайд 26

    Продолжение 3

    При рассмотрении проблемы «безбилетника» необходимо учитывать три условия: во-первых, общественное благо, которое производится, обладает абсолютной неисключаемостью и при этом имеет примерно равную полезность для всех потребителей при любом уровне поставки; во-вторых, минимизация затрат во всех случаях равна неучастию в предполагаемых действиях; в-третьих, принудительное введение обязательств и их реализация не требуют существенных дополнительных расходов. При этих условиях возникает альтернатива положиться на добро­вольное участие всех индивидов либо убедиться, что все предпочитают быть «безбилетниками», а благо не производится вообще. Существует также возможность возложить поставку данных благ на располагающее правом принуждения государство, не увязывая напрямую это решение с тем, как государство будет распределять бремя затрат (налоговое бремя)

  • Слайд 27

    Продолжение 4

    В действительности все далеко не так однозначно. Например, когда речь идет о смешанном общественном благе, то издержки принудительного привлечения к оплате могут и превысить затраты, с помощью которых можно было бы ввести ограничения на доступ. Другими словами, можно вместо проблемы «безбилетника» попытаться попробовать решить проблему неисключаемости. При этом необходимо учитывать, что введение ограничений не только требует дополнительных затрат, но и может привести к снижению интенсивности использования блага

  • Слайд 28

    Продолжение 5

    В этой связи надо заметить, что добровольное участие в производстве и финансировании общественных благ, безусловно, предпочтительнее, чем принудительное, поскольку принудительно наложенные обязательства, при прочих равных условиях, снижа­ют уровень благосостояния индивида. Это объясняется тем, что фиксация и реализация любых обязательств сами по себе предполагают издержки. Например, необходимо затрачивать средства на выявление и преследование экономических субъектов, которые уклоняются от уплаты налогов, и т.д.

  • Слайд 29

    Продолжение 6

    В теории и практике экономики общественного сектора существуют два основных подхода к реализации принципа добровольности. Первый подход основывается на способности общества избирательно вознаграждать своих членов частными благами, второй – на принципе взаимных ожиданий. В совокупности они отвечают на вопрос, почему эффективнее других действуют группы корпоративных интересов, имеющие привилегированное положение или длительную историю

  • Слайд 30

    Продолжение 7

    Отметим, что с этой сложностью практически не сталкивались маленькие сообщества, где поведение каждого члена группы контролировалось. В современном обществе в результате увеличения рынка и расширения коммуникаций становится невозможным непосредственный контроль и неформальное давление в целях соблюдения правил, в частности, посредством механизма общественного мнения. Следовательно, проблема безбилетника становится все более важной с ростом числа членов группы и с уменьшением обозримости их поведения

  • Слайд 31

    Продолжение 8

    Необходимо также отметить, что вклад каждого индивида в коллективные действия должен быть четко различим для других членов сообщества, чтобы они могли согласованно реагировать на изменения размеров данного вклада. Выполнить последние условия в небольшой группе намного легче, чем в сообществах на­ционального или регионального масштаба, поэтому добровольное участие в создании коллективного (клубного) блага, вероятнее, чем в создании чистого общественного блага.

  • Слайд 32

    Государственные услуги как общественные блага

    Общественное благо это - товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Государственная услуга - деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей

  • Слайд 33

    Продолжение 1

    Содержание государственных услуг многообразно – медицинские, образовательные, культурные, информационные, консультационные, банковские и другие. По функциональному назначению государственные услуги, оказываемые услугополучателям, разделяются на материальные и социально-культурные. Материальные услуги есть удовлетворение материально-бытовых потребностей получателя, социально-культурные – интеллектуальных потребностей, поддержание нормальной жизнедеятельности получателя.

  • Слайд 34

    Продолжение 2

    Государственные услуги оказывают органы власти, местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями; организации, уполномоченные на это на основании правового акта или договора о выполнении работ или оказания услуг для государственных нужд, например Федеральная регистрационная служба, государственные нотариальные конторы, паспортно-визовые отделы, органы ЗАГС, ГИБДД и т. п. На федеральном уровне к числу государственных услуг относится ведение реестров, регистров, кадастров.

  • Слайд 35

    Продолжение 3

    Стандартом государственной услуги является система требований к государственной услуге в интересах ее получателя, принятая нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством об административных регламентах и стандартах государственных услуг(включает характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственной услуги)

  • Слайд 36

    Продолжение 4

    Таким образом, главное в государственных услугах это то, что с их помощью удовлетворяется общественный интерес. Особенностью государственных услуг должно быть наличие для них регламентов, определяемых государством, и государственный надзор за их оказанием. Государственные услуги являются обязательными для выполнения государством, или другим видом власти, если не имеется желающих субъектов их выполнять. Государство предоставляет услуги, являющиеся общественными благами.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке