Презентация на тему "Экономика общественного сектора"

Презентация: Экономика общественного сектора
Включить эффекты
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.7
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.81 Мб). Тема: "Экономика общественного сектора". Предмет: экономика. 53 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 2.7 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Экономика общественного сектора
    Слайд 1

    ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

  • Слайд 2

    АВТОР:Белоусова О.М., д.э.н., профессор

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Институт государственной службы и управления Кафедра «Экономика и финансы общественного сектора»

  • Слайд 3

    Основная литература:1. Р.С. Гринберг, О.М. Белоусова, А.Я. Рубинштейн. Р.М. Нуреев Экономика общественного сектора: Учебник . Серия Магистр. М. : Инфра-М, 2015. 2. Е.В. Пономаренко, В.А. Экономика и финансы общественного сектора. Учебник: М.: Инфра-М, 2013.

  • Слайд 4

    Дополнительная литература: 1. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора.- М.: Издательство Московского государственного университета и Издательство ИНФРА-М, 1997.2. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Учебник. – М.: Норма, 2009.3. Экономика Развития: модели становления рыночной экономики. Учебник. - 2-е издание.-Под ред Нуреева Р.М. М, 2008.4. Экономика общественного сектора: Учебное пособие / Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

  • Слайд 5

    Тема 2 Общественные блага: сущность, классификация, условия производства

  • Слайд 6

    Блага— это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности, как определенного человека, так и населения в целом

  • Слайд 7

    Общественное благо

    это специфический вид услуги, производимой в общественном секторе в экономике для общего (вплоть до одновременного) потребления физическими и юридическими лицами. Отличительные черты: неконкурентоспособность; неисключаемость. Признаки: это специфический вид услуги. потребляется сообща, вплоть до единовременности этого процесса; по своей сути удовлетворяет социальные потребности. Благо

  • Слайд 8

    Виды общественных благ

    По степени заинтересованности в них государства имеются следующие группы: Не предназначенные для индивидуального потребления и выражающие необходимость устойчивого развития всего общества. Предназначенные для индивидуального потребления и имеющие ярко выраженный внешний эффект. Не предназначенные для индивидуального потребления и выражающие возможность обеспечения потребления данного блага на определенном уровне всем обществом (группой людей). Предназначенные для индивидуального потребления и выражающие возможность и необходимость обеспечения потребления данного блага на заданном уровне всем обществом (группой людей). По выраженности: чистые; смешанные.

  • Слайд 9

    По критерию масштаба распространения: общегосударственные общественные блага; местные общественные блага. По степени доступности выделяют : исключаемые общественные блага; неисключаемые общественные блага. По территориальным границам выделяют: Международные общественные блага; Национальные общественные блага; Местные общественные блага.

  • Слайд 10

    Пример Маяк. Классической иллюстрацией общественного блага является маяк. Достаточно сказать, что всякое судно, ориентирующееся на свет маяка не препятствует доступу к нему других кораблей. Несоперничество в потреблении является генетическим свойством этого блага. Ограничить мореплавателей в использовании маяка невозможно даже технически, то есть аналогичная ситуация характерна и для свойства неисключаемости. Поэтому нетрудно обнаружить, что свет маяка потребляется совместно и в равной мере (определение Блауга), и то, что он в одинаковом количестве входит в индивидуальные функции полезности всех мореплавателей (определение Самуэльсона). Всякий дополнительный корабль, проплывающий в световой видимости от маяка, не увеличивает затрат на его содержание. Нулевые предельные издержки окончательно убеждают в том, что это общественное благо. Заметим, однако, что это лишь статическая картина. В отличии от спутниковой навигации и радиомаяков с их возможностями кодировки сигнала, которые создают предпосылки для преодоления свойства неисключаемости и тем самым индивидуализируют это исходно общественное благо.

  • Слайд 11

    Пример Научное знание. «Тот, кто получает идею от меня, пользуется ею, не обедняя меня, подобно тому, как получивший свет от моей лампы, не погружает меня в темноту», – написал Томас Джефферсон в 1813 году. И мы продолжаем думать, что всякое «знание», доступное одному, становится доступным всем, а его использование одним индивидуумом не ограничивает других, обуславливая тем самым нулевые предельные издержки его производства. Иначе говоря, научное знание обладает свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, а само знание в силу выполнения критериальных условий исходно принадлежит к группе общественных благ. При этом в современном мире широко применяется законодательство об интеллектуальной собственности, устанавливающее патентное, авторское и смежные права, создающие возможности для исключения индивидуумов из потребления этого исходно общественного блага. Развитие этого законодательства и его применение с целью обособления и защиты интеллектуальной собственности позволяет преодолеть свойство неисключаемости. Таким образом, и в этом примере мы сталкиваемся с ситуацией, когда в процессе развития общества появляются возможности индивидуализации общественного товара. Осуществление данных возможностей сопровождается транcакционными затратами, которые не всегда компенсируются выгодами от превращения общественного товара в пучок частных благ, подлежащих реализации на рынке.

  • Слайд 12

    Пример Театральные услуги – делимое благо. Этот пример демонстрирует благо, имеющее индивидуальную и социальную полезность и порождающее два потребительских эффекта. Во-первых, имеет место первичный эффект (удовольствие и информация) и его персональное присвоение присутствующими на спектакле зрителями. При этом, несмотря на коллективный характер просмотра спектакля, потребление данной услуги и соответствующее присвоение первичного эффекта носит индивидуальный характер. Во-вторых, речь идет об отложенном во времени вторичном эффекте от просмотра спектаклей и его присвоении государством в виде интеллектуального развития населения и соответствующего прироста общественного капитала. Именно в этой превращенной форме, опосредствованной государством, вторичный социальный эффект театральной деятельности становится доступен для всех членов общества. Никто не может быть отстранен от качественного улучшения общественной среды, и нет никакого соперничества за использование приращения культурного потенциала общества.

  • Слайд 13

    Блага делятся на: частные,потребление которых одним человеком исключает возможность их потребления другими людьми, например, продукты питания, общественные,потребление которых одними людьми не препятствует их потреблению другим людьми, например, услуги коллективного потребления (обороны, поддержания порядка внутри страны и т.д.), предоставляемые всем гражданам страны сектором госучреждений. (То есть это такие блага, которые нельзя предоставить одному лицу, не предоставляя его одновременно всем другим лицам, и использование которых одним лицом не затрудняет пользования ими другими лицами)

  • Слайд 14

    Виды чистых общественных благ:

    чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (мировые шедевры культуры, общегосударственные стандарты); чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (местное радио, пожарная охрана, места отдыха).

  • Слайд 15

    Общественные блага — блага, для которых отсутствуют: -исключительность доступа, -конкурентное потребление

  • Слайд 16

    Таблица 1. Типология благ

  • Слайд 17

    Таблица 1. Типология благ

  • Слайд 18

    Чистые общественные блага порождают положительные внешние эффекты разного масштаба и уровня: • региональный и локальный эффект воздействия (местное радио и телевидение, парки, музеи, места отдыха и т.д.) • национальный и мировой эффект (открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры культуры, межгосударственная система стандартизации, программы освоения космоса, защиты окружающей среды и т.д.);

  • Слайд 19

    Производство общественных благ:

    В отличие от частного блага общественное благо неделимо, не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. => невозможно определить цену. Проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства, т.к. их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех.

  • Слайд 20

    Проблема «безбилетника» («зайца») заключается в том, что безбилетники занижают ценность общественного блага (по принципу у меня нет автомобиля и поэтому и строительство дорог для меня не благо, т.к. я им не пользуюсь), а это приводит к более низкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом.

  • Слайд 21

    Парадоксы общественных благ

  • Слайд 22

    Проблема

    При изучении экономики общественного сектора особое внимание ученых акцентируется на проблемах производства и потребления общественных благ Ученые сталкиваются с наличием, так называемых парадоксов, которые сопровождают процесс исследования этих благ Необходимо в системном видепредставить данные парадоксы

  • Слайд 23

    Первый парадокс

    Понятие «общественное благо» определяется неоднозначно

  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Второй парадокс

    Проявляется в том случае, когда свойства неисключаемости или несоперничества в потреблении общественных благ выражены в меньшей степени, то есть процесс их потребления сопровождается свойством конкуренции или исключения – смешанные общественные блага.

  • Слайд 27

    Производство общественных благ без вмешательства государства Клубное благо - это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом его потребители делят между собой как выгоды, так и издержки

  • Слайд 28

    Третий парадокс

    Был выявлен при изучения сбоя механизма рынка в случаи с обеспечением общества общественными благами.

  • Слайд 29

    Четвертый парадокс

    Мнимая бесплатность

  • Слайд 30

    Пример задачи

    Правительство выплачивает женщинам страны пособия за рождение ребенка P1 = 6 тыс. руб., второго P2 = 10 тыс. руб. и третьего P3 = 14 тыс. руб. За год число женщин, родивших первого ребенка, составило Q1 = 8 млн. чел., второго Q2 = 6млн. чел., третьего Q3 = 4 млн. чел. Определите цену этого чисто общественного блага « P , совокупный объем предложения блага (в натуральных единицах) Q и изобразите графически кривые спроса и предложения этого общественного блага.

  • Слайд 31

    Решение задачи

    1.Совокупный объем предложения чисто общественного блага (в натуральных единицах): = Q 1 + Q 2 + Q 3 = 8 + 6 + 4 = 18 млн. чел. 2.Совокупная цена чисто общественного блага: = P 1 + P 2 + P 3 = 6 +10 +14 = 30 тыс. рублей. 3.График общественного блага изображен на следующем слайде.

  • Слайд 32

    P, тыс. руб 30 25 20 15 10 5 0 S De D3 D2 D1 Q*=18 Q, млн. чел. P*

  • Слайд 33

    Ценообразование и равновесие в сфере производства общественных благ -равновесие по Линдалю, уравнение Самуэльсона, механизм Викри-Кларка-Гроувса

  • Слайд 34

    Теоретическая модель определения оптимального объема предоставления общественных благ, учитывающую и издержки экономики и выгоды потребителей в середине 1950-х гг. была предложена Полом Э. Самуэльсоном.

  • Слайд 35

    MSB = MSC

    Размер эффективного выпуска определяется в точке, где предельные выгоды (MSB) равняются предельным общественным издержкам (MSC):

  • Слайд 36

    Определение оптимального объема выпуска чистого общественного блага.

    Рис 1. Определение оптимального объема выпуска чистого общественного блага. Для нахождения оптимального объема производства чистого общественного блага целесообразно использовать принцип соизмерения предельных выгод и предельных издержек (Рис.1). Чистое общественное благо следует производить в объеме, при котором предельные общественные выгоды (МSB) равны предельным общественным издержкам его производства (МSC), т.е. когда соблюдается равенство: МSB = МSC.

  • Слайд 37

    Рис.2 Механизм достижения оптимального объема общественного блага и выгоды от кооперации в потреблении.

  • Слайд 38

    Допустим, индивидуальный спрос на чистое общественное благо, к примеру, еще один фонарь уличного освещения, потребителя А отражен как ДА, потребителя В – как ДВ, а потребителя С – как ДС. (Рис 2). Если включение еще одного фонаря означает увеличение предоставления общего объема общественного блага до 4 единиц, то, как видно из рисунка потребитель А готов за это платить 5 денежных единиц, потребитель В – 25 денежных единиц, а потребитель С – 45 денежных единиц. Их совокупная готовность платить (МSВ=МВА+МВВ+МВС) составит: 5+25+45=75 денежных единиц. При предельных издержках производства блага МSС данный размер оплаты позволит достигнуть оптимального объема производства чистого общественного блага (Q'=4), когда общая готовность всех потребителей платить за благо равна предельным издержкам его производства (точка пересечения линий МSС и МSВ=Д). Потребляя же благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом равенства частных предельных выгод и издержек (МВ=МSС), ни один потребитель не согласен оплатить включение дополнительного фонаря, так как предельные издержки этого включения превышают готовность платить каждого из них: [МSC(Q'=4)=75] > [МВС(Q'=4)=45] > [МВВ(Q'=4)=25] > [МВА(Q'=4)=5]. При обособленном потреблении потребитель А согласился бы только на один фонарь, заплатив на него 15 денежных единиц: [МВС(1)= МВА(1)=15], потребитель В – на два фонаря, заплатив за это 35 денежных единиц: [МSС(2)= МВВ(2)=35] и потребитель С – на три фонаря, заплатив за это 50 денежных единиц: [МSС(3)= МВС(3)=50]. Однако сокращение, по сравнению с оптимальным (Q'=4), числа фонарей оборачивается снижением полезности для всех троих потребителей, так как [(5+25+45)x 4] > (15 x 1+35 x 2+50 x 3). В противовес этому совместное потребление блага обеспечивает не только эффективный объем его потребления, но и прирост благосостояния всех потребителей, поскольку потребление чистого общественного блага одним потребителем не снижает его полезности для всех остальных. Очевидно, что кооперация потребителей обеспечивает достижение эффективного объема чистого общественного блага. В нашем примере это четыре фонаря.

  • Слайд 39

    Рис 1. Парето-оптимальное производство общественных благ

    3 DB DА DΣ =DА+DB = MSB   2 P 8 5 2 MC= MSC 1 7 Q На рис. 1 представлено Парето-оптимальное производство общественных благ, где кривые спроса двух потребителей общественных благ: DА и DB, и совокупную рыночную кривую: DΣ.

  • Слайд 40

    Модель Линдаля (модель «добровольного обмена») была предложена в 1919 г., а ее значение для экономики благосостояния было показано более чем через 40 лет после формулировки самой модели, когда было доказано, что равновесие Линдаля является эффективным по Парето

  • Слайд 41

    В модели Линдаля индивиды договариваются о расходах на предоставление общественного блага и о доле каждого в этих расходах. В условиях равновесия (его называют равновесием по Линдалю) цены устанавливаются на таких уровнях, что все индивиды предъявляют спрос на одно и то же количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления.

  • Слайд 42

    В модели Линдаля индивиды договариваются о расходах на предоставление общественного блага и о доле каждого в этих расходах. В условиях равновесия (его называют равновесием по Линдалю) цены устанавливаются на таких уровнях, что все индивиды предъявляют спрос на одно и то же количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления.

  • Слайд 43

    «Налог Кларка» – налог, который платится на основе сознательного индивидуального выбора и собственной оценки характера государственной деятельности избирателем – налогоплательщиком. Эдвард Кларк (1939-) старший экономист Бюро управления и бюджета (Управление по информационным и нормативным вопросам). Выпускник Принстонского университета и Университета Чикаго, где он получил степень MBA и степень доктора философии (1978). Работал в комитетах по государственной политике на городском / региональном (Чикаго), государства, федеральном и международном уровнях, экономист Федерального правительства в течение 27 лет.

  • Слайд 44

    Суть модели заключается в том, что каждому из плательщиков задают вопрос, сколько он готов был бы заплатить за сооружение того или иного объекта. На основе суммы «готовности платить» делается выбор между объектами и определяется величина налога Кларка, которая равна для конкретного плательщика изменению благосостояния остальных субъектов, которое произошло бы, если бы данный индивид не принимал участие в голосовании.

  • Слайд 45

    ТЕОРИЯ ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ 45

  • Слайд 46

    Опекаемыеблага

    А.Я. Рубинштейнобъединяетблага, производство и потреблениекоторыхсвязано с государственнойактивностью, в «опекаемые блага» Такиетовары и услуги, в отношениипроизводства и потреблениякоторых у обществаимеетсясвой, нормативный, интерес. 46

  • Слайд 47

    Мотивывыделенияопекаемыхблаг

    Р.Масгрейвписал: «В 50-е годы, когда я готовил к публикациисвою «Теориюобщественныхфинансов» (Musgrave (1959)), моимнамерениембылоскорректироватьпринятоетогдавидение «общественныхфинансов», какаутсайдера «настоящей» экономическойтеории, и имплантироватьобщественныйсектор в телотеоретическогоанализа. Общественныйсектор, как я хотелпоказать, неявляетсяотклонениемотрынка, а существуеткакнеотъемлемая, хотя и значительноотличающаясячастьработающейэкономики, и какследствие, неотъемлемаячастьсамогорынка». Такуюжецельпреследовал и АлександрЯковлевичРубинштейн, ноне в ограниченномпространствеобщественногосектораэкономики, а применительно к любымтоварам и услугам, находящимсяподопекойгосударства. 47

  • Слайд 48

    Историческаяподдержкаопекаемыхблаг

    Историческискладывалосьтак, чтоподдержкаопекаемыхблаг – будьто «кошелек» помещика, княжеская, церковнаяилигосударственнаяказна – носилапреимущественноблаготворительныйхарактер. Безвозмезднаяпомощьсоздателямхудожественныхценностей, другиевидыбезвозвратныхзатрат, скажем, наизучениенебесныхтелилиредкихвидовживотных, а также, говорясовременнымязыком, спонсорскиерасходы, мотивациякоторыхлежит в областипрославлениядонора и формированияегоположительногоимиджа, в течениемногихстолетийопределялисодержаниетакойопеки. Образмеценатствующегогосударства, творящегоблагиедела, продолжалглавенствоватьвесь XX в., составляя и сегодняосновумировоззрениябюрократии, трансформировавшейвомногоминститутобщественнойопеки в феноменличногомеценатствазасчетбюджетныхсредств. 48

  • Слайд 49

    Опекаемыеблага

    Сукоренившимсяблаготворительнымпониманиеминститутаопеки, нетребующимпосуществуникакихобоснований, экономическаятеориядолжнапредложитьответынаглавныевопросы: 1. какиетовары и услугиследуетотносить к классуопекаемыхблаг, 2. каковамотивацияобщественнойопеки 3. какимимогутбытьэкономическиерешениядляопекаемыхблаг. Рассмотримопекаемыеблага в рамкахсуществующихэкономическихтеорий: 1. Теориипроваловрынка 2. Теорииобщественныхтоваров 3. Теориимериторныхблаг 49

  • Слайд 50

    Провалырынка

    Отличительныечерты: Теория, какизвестно, рассматриваеттристандартныхслучаянесостоятельностирынка и темсамымделегирует в группу «опекаемыхблаг» а) товары и услуги, генерирующиеэкстернальныеэффекты; б) продуктыестественныхмонополий; в) товары и услуги, несущие в себепотенциалинформационнойасимметрии. Мотивацияобщественнойопеки:Стремление к «правильному» функционированиюрынка – очевидныймотивобщественнойопеки. Приэтомимеющиеместосистемныесбои в случаеэкстерналий, естественноймонополии и информационнойасимметриимотивируютгосударственнуюактивность, дополняющуюрыночныемеханизмысаморегуляции. Экономическиерешения:Ответынатретийвопрос, посвященныйэкономическимрешениямдлярынков «опекаемыхблаг», генерирующихэкстернальныеэффекты, былипредложеныА.Пигу (Пигу (1985)), которыйеще в начале XX в. пришел к выводу о целесообразностисубсидированияпроизводстваблаг, создающихвнешнююэкономию, и обложенияналогомпроизводителейтоваров и услуг, порождающихвнешниеиздержки. 50

  • Слайд 51

    Теорияобщественныхтоваров

    Первуюпопыткувыделения и теоретическогоописанияоднойизсамыхизвестныхразновидностейрынка «опекаемыхблаг» можнообнаружить в концепцииобщественныхтоваров. Отвечаянапервыйизтрехвопросов, этаконцепцияиспользуетнесколькодефиниций, которые, собственно, и следуетрассматривать в качествеусловийпринадлежноститехилииныхтоваров к «опекаемымблагам». Отличительныечерты: Выделяютдвасвойстваобщественныхблаг: еслионидоступныкому-нибудь, тоонидолжныбытьдоступнывсем – свойствонеисключаемости в потреблении; ихпотреблениекем-тооднимнедолжнопрепятствоватьпотреблениюдругих – свойствонесоперничества. Этисвойства, собственно, и выделяютобщественныеблагаизмиратоваров и услуг и являютсяпризнакамиихпринадлежности к классу «опекаемыхблаг». Мотивацияобщественнойопеки:нулевыепредельныеиздержкипроизводства и отсутствиепозитивнойценыгенерируютнежеланиепотребителейплатитьзаобщественныеблага (феномен «фрирайдерства») и нежеланиесубъектоврынкапроизводитьподобныетовары и услуги (эффектсамоочищениярынка). Указанныеобстоятельствавынуждаютгосударствобратьнасебяпоставкуобщественныхблаг. Экономическиерешения: Налоговыевозмещенияиздержекпроизводстваобщественныхтоваров 51

  • Слайд 52

    Мериторныеблага

    Мотивацияобщественнойопеки:Цельобщественнойопекилюбыхмериторныхблагсостоит в созданииусловийдлякоррекцииповеденияиндивидуумов в сторонунормативно «правильного» выбора. Экономическиерешения: Какпоказываетанализданнойконцепции, ееосновныеэкономическиерешениясвязаны с субсидиямипроизводителям «опекаемыхблаг», стимулирующимиснижениецен и увеличениепотреблениямериторныхтоваров 52

  • Слайд 53
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке