Содержание
-
ЭлектроэнцефалографияЛекция 1
история
-
Биотоки мозга
В 1875 году английский хирург и физиолог Ричард Кэтон на заседании Британской медицинской ассоциации впервые сообщил, что ему удалось зарегистрировать от мозга кроликов и обезьян слабые электрические токи. Таким образом, было показано, что мозг является генератором электрической активности, то есть были открыты биотоки мозга. В 1875 году независимо от Кэтона русский физиолог В.Я. Данилевскийв докторской диссертации изложил данные по изучению фоновой электрической активности обнаженного мозга у собак, с помощью гальванометрической установки.
-
В 1875 году английский хирург и физиолог Ричард Кэтон на заседании Британской медицинской ассоциации впервые сообщил, что ему удалось зарегистрировать от мозга кроликов и обезьян слабые электрические токи. Таким образом, было показано, что мозг является генератором электрической активности, то есть были открыты биотоки мозга. В 1875 году независимо от Кэтона русский физиолог В.Я. Данилевскийв докторской диссертации изложил данные по изучению фоновой электрической активности обнаженного мозга у собак, с помощью гальванометрической установки.
-
Устройство струнного гальванометра
-
-
Первая запись ЭЭГ человека получена Хансом Бергером в 1925 году. Использованы два электрода – фронтальный и окципитальный.
-
Методика регистрации ЭЭГ
Расположение электродов Система 10-20%
-
-
Схема расположения электродов
-
Способы отведения электрической активности
-
-
Приборы для регистрации ЭЭГ
Электроэнцефалографы
-
-
Заключение ЭЭГ
Условия регистрации Описание возрастных ритмических компонентов ЭЭГ Описание аномальных паттернов ЭЭГ Сравнение с возрастной нормой Заключение Интерпретация результатов
-
Чем определяется рисунок ЭЭГ
Паттерн ЭЭГ зависит от возраста и уровня бодрствования
-
Условия регистрации ЭЭГ
Функциональное состояние
-
ЭЭГ спокойного бодрствования с закрытыми глазами
-
-
Ритмическая активность мозга
Основные ритмы ЭЭГ
-
-
Депрессия альфа-ритма при открывании глаз
-
-
ЭЭГ ребенка 4-х лет (Глаза закрыты)
-
Спектральные характеристики ЭЭГ этого же ребенка
-
ЭЭГ ребенка 4-х лет (Глаза открыты)
-
Спектральные характеристики ЭЭГ (глаза открыты)
-
ЭЭГ и спектральные характеристики ЭЭГ здорового ребенка в возрасте 5 лет
-
-
-
Моторные пробы
-
-
-
Тета-ритм
-
-
Тета-ритм у ребенка при засыпании
-
Тета-ритм у ребенка с синдромальной формой умственной отсталости.
-
-
Дельта-активность
-
-
-
Дельта-активность в затылочных зонах коры г.м.
-
-
-
ЭЭГ у ребенка с грубыми нарушениями формирования мозга
-
Бета-активность
-
Высокочастотные колебания длительностью от 20 до 40 мсек. Частота от 14 до 35 Гц. Выделяют два диапазона: 14-20 Гц – бета-1 и 20-35 Гц- бета-2. Лобно-центральная бета-активность обычно регистрируется во 11 стадию сна- это бета-веретена сна. У здоровых испытуемых бета-активность не превышает 20 мкВ и регистрируется симметрично в левом и правом полушариях.
-
-
Доминирование бета-активности при применении седативных препаратов.
-
-
Типы ЭЭГ, характерные для здоровых детей
1 Организованный тип – Доминирующий альфа-ритм,по амплитуде выше 30 мкВ , низкий уровень медленной активности 2. Десинхронный тип – ЭЭГ со сниженной амплитудой колебаний ( меньше 30 мкВ), часто с наличием фрагментов разнообразной ритмической активности 3.Дезоргнизованный тип с наличием альфа-ритма- Альфа-ритм сформирован, нов записи повышено содержание медленной активности
-
-
-
-
-
Прерывистая фотостимуляция
-
-
-
-
-
Моторные пробы
-
-
-
Гипервентиляционная проба
-
-
-
-
-
-
-
Изменения спектральных показателей ЭЭГ при умственной нагрузке (Рифмы)
Спектральные характеристики и уровень когерентности
-
-
Изменения спектральных параметров ЭЭГ при умственной нагрузке
-
Изменения в полосе 4-5 Гц
-
Изменение уровня когерентности при умственной нагрузке
-
-
Возрастные особенности ЭЭГ
ЭЭГ детей дошкольного возраста
-
ЭЭГ детей дошкольного возраста
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Подростковый период
ЭЭГ и поведенческий фенотип
-
Возраст пубертатного периода
12-18 лет 10-20 лет До 25 лет Женщины и самки млекопитающих взрослеют быстрее самцов.
-
Социальное поведение подростков
Врожденные программы
-
Подростковый период
Закончилась детство и согласованные программы взрослых и детей. Подросток встраивается в систему взрослых отношений. Поведенческие особенности подросткового периода–реализация врожденных программ: 1.Расселение 2.Остаться и встроиться в общество взрослых.
-
Расселение у саранчи
-
Расселение (Нашествие «народов моря» 3 т.л.назад)
-
Молодежные объединенияБанды
Ужесточенная форма иерархии доминирования и подчинения. Высокая степень агрессии Вандализм
-
Подростки
Агрессивное поведение
-
Общение
75% времени со сверстниками, со взрослыми – 8%.Развитие навыков группового общения Значительный источник положительных эмоций (психотерапия). Усиление конфликтов с родителями (до 80% подростков ) Антиобщественное поведение
-
«Игровые банды»
Детские организации (Бойскауты и пр.) Туристические группы Спортивные команды Реализуется стремление к риску, новизне, гасятся агрессивные проявления
-
Молодежные объединения.
Клубы Одна из программ группового поведения Нет иерархическойструктуры «Панки», «металлисты»
-
Вызывающее поведение. Ватаги древнегреческой молодежи
-
Физиологическая база для подросткового поведения
Подростковый период и половая зрелость
-
Соматические сдвиги
Пубертатный скачок роста ( 12 и 14 лет) Повышенная метаболическая активность→ гиперфагия Уменьшение времени сна ( особенно медленного). Позднее засыпание, позднее просыпание
-
Повышение кровяного давления Изменение функционального состояния сердечно- сосудистой системы (увеличение β- норадренегической реактивности) Усиленное выделение глюкокортикоидов в ответ на стресс
-
Гормональные изменения
Adrenarhe - увеличение выхода гормонов коры надпочечников (андрогенов) 8-20 лет Ganadarche - выработка гонадных гормонов в связи с половым созреванием→ гонадотропин → тестостерон (мужчины), эстроген(женщины)
-
Изменения мозговой функции
Уменьшение количества синапсов Изменение нейрохимических и нейроморфологических процессов со снижением рецепторной чувствительности ( повышены пороги) Перераспределение активности в различных структурах мозга
-
Повышен энергетический обмен в мозге→ высокая чувствительность к гипоксии Изменение в мезокортикальнойдофаминовой системы → повышение чувствительности к стрессу Снижение тормозной функции префронтальной коры, активация амигдалярного комплекса → агрессия
-
Следствия
Сниженная стрессоустойчивость →депрессия, суициды Высокий порог для положительных эмоций → агедония, наркотики , алкоголь, агрессивное поведение, нарушение пищевого поведения
-
Результаты исследования
-
-
Изменения ЭЭГ у подростков
Общие тенденции
-
Изменения ЭЭГ у мальчиков от 10 до 16 лет
-
Изменения ЭЭГ у девочек от 10 до 16 лет
-
Корреляция ЭЭГ и возраста
-
Изменение уровня когерентности с возрастом
-
-
-
Признаки декомпенсации в пубертате
-
Индекс тета-активности в теменно-затылочных отведениях у детей 11-14 лет
Мальчики Девочки 11 лет 14% 13% 12 лет 16% 15% 13 лет 16% 13% 14 лет 20% 11%
-
Дезорганизованный тип ЭЭГ у подростка
-
Сравнительное ЭЭГ-картирование
-
-
М
-
-
-
Особенности ЭЭГ, определяемые полом испытуемых
-
-
Изменения ЭЭГ на разных стадиях полового созревания
-
-
-
-
-
Особенности онтогенеза у одаренных детей
-
Показатели памяти у одаренных детей
-
Соотношение низкочастотных и высокочастотных компонентов альфа-ритма
-
-
Сравнение показателя альфа1/альфа3 у одаренных детей и контрольной группы в 16 лет.
В 16 лет альфа-1 компонент лучше представлен в контрольной группе в затылочных зонах коры.
-
Выводы
У части одаренных детей оказался задержан процесс формирования альфа-ритма, с сохранением до 12 лет его частоты, характерной для младших детей. Такое «отставание» может быть обусловлено особым онтогенетическим курсом с более эффективным апоптозом и синаптогенезом на ранних стадиях развития, что подтверждается литературными данными логитудинального морфологического исследования.
-
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СООТНОШЕНИЕМ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Одаренные дети с относительным отставанием вербальных способностей Gifting children with low verbal IQ
-
Психологические особенности одаренных подростков с относительно низкими вербальными способностями
-
Корреляция ЭЭГ и личностных особенностей у подростков
-
Корреляция значений спектральной плотности ЭЭГ и показателя « физическая агрессия»
-
Корреляция значений спектральной плотности ЭЭГ и показателя «Вербальная агрессия»
-
Корреляция значений спектральной плотности ЭЭГ и показателя «Вина»
-
Дальнейший ход онтогенеза
Что день грядущий нам готовит ?
-
Корреляция ЭЭГ и возраста 3-19 лет
-
Изменение уровня когерентности с возрастом
-
Корреляция ЭЭГ и возраста 19 -30лет
-
Корреляция ЭЭГ и возраста 31-45 лет
-
Корреляция ЭЭГ и возраста 45-80 лет
-
Относительные значения СП 46-80 лет
-
Изменение уровня когерентности с возрастом 45-80 лет
-
-
Организованный тип ЭЭГ
Возрастные изменения
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Организованный тип ЭЭГ (30 лет)
-
-
Десинхронный тип ЭЭГ
ЭЭГ со сниженной амплитудой колебаний. Амплитуда ниже 30 мкВ. Как правило, ЭЭГ этого типа содержат фрагменты разнообразной ритмической активности. Такой тип ЭЭГ в норме является наследственно обусловленным и сохраняется в течении жизни.
-
-
-
-
-
-
Дезорганизованный тип с наличием альфа-ритма
-
Дезорганизованный тип ЭЭГ с наличием альфа-ритма
-
Дезорганизованный тип ЭЭГ с наличием альфа-ритма( глаза открыты)
-
Дезорганизованный тип ЭЭГ с наличием альфа-ритма (глаза открыты)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Количественный анализ и картирование ЭЭГ
-
Портативный компьютерный электроэнцефалограф «Нейро-КМ»
-
Спектральный анализ
Не менее 30 сек безартефактной записи(общая эпоха анализа) Длина эпохи анализа 4-5 сек Приведение к распределению Гаусса (Ln Power)
-
Нейрометрика
Создание нормативных баз данных, включающих большое число здоровых испытуемых разного пола и возраста Сравнение обследуемых с этими нормативами с помощью «Z- критерия» Оценка соответствия «нормативным» данным (в границах 2 S.D.).
-
-
ЭЭГ ребенка 3-х лет
-
ЭЭГ-картирование
-
Сравнение с нормативной базой данных
-
Выводы
Сравнительное ЭЭГ-картирование с использованием нормативной базы данных позволяет определить : Степень и характер нарушений корковой ритмики Характерный паттерн изменений ЭЭГ при синдромальных формах психической патологии Изменения ЭЭГ на фоне терапии
-
-
-
-
-
Выводы
В основе школьной неуспешностилежат различные биологические факторы, знание которых позволяет найти подходы к их преодолению. Выявленные нейрофизиологические и психологические корреляты особенностей развития ЦНС позволяют своевременно принять необходимые меры для их коррекции. Необходима разносторонняя диагностика учащихся с учетом профиля их умственных способностей и личностных особенностей для более полного раскрытия имеющихся возможностей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.