Презентация на тему "Элитарная и массовая культура"

Презентация: Элитарная и массовая культура
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Элитарная и массовая культура", состоящую из 24 слайдов. Размер файла 1.51 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Элитарная и массовая культура
    Слайд 1

    Элитарная и массовая культура

    Тема лекции

  • Слайд 2

    1. масса и элита как социокультурные феномены2. массовая культура3. Сущность и особенности элитарной культуры4. особенности народной культуры

    План лекции

  • Слайд 3

    1. масса и элита как социокультурные феномены

  • Слайд 4

    Понятие «масса»

    Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью Э. Фромм, Д. Рисмен, Г. Маркузе понимали массу как «толпу одиноких», дезинтегрированных, «одномерных», отчужденных людей, в которой человек теряет свою индивидуальность Массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования) (Б.А. Грушин) По В.И. Ленину, масса – это совокупность трудящихся, особенно наименее организованных и малопросвещенных, наименее доступных организации Х. Ортега-и-Гасет, считал, что массу образует «средний человек», а не рабочий класс, что общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы Масса – это особое объединение людей не по формально-общественному, социально-классовому, а по функциональному, политико-психологическому признаку; в нее объединяются разные люди из различных слоев и классов, охваченные в тот или иной момент действием общих политико-психологических факторов (Д.В. Ольшанский)

  • Слайд 5

    В основу сущностной характеристики человека как части массы могут быть положены следующие его свойства:

    обезличенность, замена индивидуальности инстинктивными реакциями («массовое опьянение», «массовое безумие») преобладание эмоций над разумом понижение интеллекта массы по сравнению с интеллектом составляющих ее единиц утрата личной ответственности нарушение контроля за своими действиями

  • Слайд 6

    «Массовое общество»

    Концепция «массового общества» возникает как реакция на две тенденции исторического развития, проявившиеся в ХХ в., но обозначившиеся ранее: активизацию на рубеже веков народных масс как творцов истории процесс дестратификации (движение в сторону ликвидации классовых антагонизмов) Понятие «масса» – ключевое в доктрине массового общества Массовое общество – это общество, в котором главенствует социальная психология масс, господствуют массовое производство и потребление, массовая коммуникация и массовая культура, в итоге формирующие массовые ценности; массовое общество включает в себя и гражданское общество со всеми его институтами, опирающимися на общественное мнение * Многие исследователи относят современную западную цивилизацию к массовому обществу

  • Слайд 7

    Термин «элита»

    В Западной Европе с 17 в. понятие «элита» употреблялось для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве Термин «элита» применялся в качестве определений категории высшей знати, «избранных» людей (согласно Оксфордскому словарю, 1923 г.) Истоки идеи элиты как правящего класса восходят к Платону В современных исследованиях различаются политические и культурные элиты Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно Происхождение понятия Элиты – господствующие общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социально-экономическую политику, они являются необходимыми и жизненно важными структурными элементами для функционирования общества любого типа Элита – особый слой общества, наделенный специфическими духовными способностями Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности Элита – часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками

  • Слайд 8

    2. массовая культура

  • Слайд 9

    Массовая культура формируется во второй половине ХIХ в., ее появление обусловили:

    промышленная и научно-техническая революции существенные изменения в системе коммуникаций, связанные с изобретением телефона, телеграфа, радио и кинематографа резкий рост народонаселения доминирование городской культуры (урбанизация) усиление процессов миграции и дезактуализация таких способов трансляции культуры, как традиция формирование феномена «массы» отличного от общностей, подобных народу и нации

  • Слайд 10

    Определение

    Массовая культура - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей рассчитанных на массовое потребление и усредненный массовый вкус, стандартизованных по форме и содержанию, предполагающих коммерческий успех и распространяемых средствами массовой информации Массовая культура – особый способ освоения действительности и адаптации к ней, возникающий на той стадии развития, когда формируется массовое индустриальное общество

  • Слайд 11

    Особенности массовой культуры

    демонстративная демократичность ориентация на «человека массы» исключительно высокая гибкость способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления коммерческий характер использование клише при создании артефактов связь со средствами массовой коммуникации неспособность к производству креативного сознания

  • Слайд 12

    Массовая культура стала той знаковой системой, которая равнодоступна всем членам общества вне зависимости от социального статуса и степени включенности в профессиональную систему знания

    Носителем ценностей массовой культуры является «человек массы» - недифференцированный субъект с невыраженным личностным началом, особенностями которого являются некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность («массовый человек» может являться представителем всех социальных слоев) Массовая аудитория – это коллектив без личности, выступающий как продукт массового общества, все единицы которого автоматизированы, разобщены, это «толпа одиноких» Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений

  • Слайд 13

    Таким образом, в настоящее время вместе с омассовлением производства и общественной жизни происходит омассовление потребления во всех его формах: массовые продукты питания, массовая литература и искусство, массовые политические партии и движения и т.д. Омассовление культуры наиболее ярко проявляется в так называемой индустрии развлечений. В этих условиях человек оказывается схожим со всеми другими как по своим желаниям и установкам, так и по образу жизни. Стандартные модели потребления предполагают усредненные модели поведения человека, его заброшенность и опустошенность

  • Слайд 14

    3. Сущность и особенности элитарной культуры

  • Слайд 15

    Определение элитарной культуры

    Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой - элита Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью Элитарная культура – это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной подготовки, она призвана сохранить в культуре творческое начало и пафос Элитарная культура – это культура привилегированного слоя общества, которая охватывает лишь его небольшую часть и отличается особыми формами как усвоения культуры, так и ее передачи

  • Слайд 16

    Элитарная культура – это высокая культура, концентрирующая интеллектуальный и художественный опыт поколений, она противопоставляется массовой по типу воздействия на воспринимающее сознание

    Основной идеал элитарной культуры – формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности Субъект элитарной культуры – это личность – свободный, творческий человек, способны й к осуществлению сознательной деятельности

  • Слайд 17

    Творения элитарной культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории

    С. Дали «Постоянство памяти» 1931 (сюрреализм) М.А. Врубель «Демон сидящий» 1890 (модерн) В.Ван Гог«Звездная ночь» 1889 (импрессионизм)

  • Слайд 18

    Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

    сложностью, специализированностью, креативностью, инновационностью способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими» жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных» индивидуализацией ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой интерпретации обычного и привычного смысловой и функциональной «закрытостью»

  • Слайд 19

    Таким образом, современное соотношение элитарной и массовой культуры характеризует противоречивый процесс передачи культурного опыта, который осуществляется в условиях массового производства и глобализации современных жизненных процессов. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в прямом регулировании огромных масс людей, стандартизации жизни, проявлении стандартных эмоциональных реакций, а с другой – в сохранении личности с ее смысложизненными ценностями и установками, с ее культурным ареалом, предполагающим освоение базовых культурных ценностей человечества

  • Слайд 20

    4. особенности народной культуры

  • Слайд 21

    Определения

    Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ Народ – коллективная личности, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности

  • Слайд 22

    Особенности народной культуры

    является бесписьменной опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности (как в области поведения, так и в области мышления) консервативна (практически не подвержена влиянию других культурных традиций) мало приспособлена к «диалогу» с другими культурами (вследствие своего стремления к консервации и доминированию) индивидуальное начало не выражено (личность не выделяется из коллектива – отсюда анонимность, отсутствие именного авторства) выступает как регулятор всех аспектов жизнедеятельности общины (определяет уклад жизни, специфику социальных взаимоотношений, обычаи, обряды, тип семейных отношений, особенности воспитания детей и т.д.) внепрофессиональный статус и неспециализированный характер профессиональной деятельности (основная черта народной культуры в современном мире)

  • Слайд 23

    Народная культура в современном мире

  • Слайд 24

    Аргументы:1. различие народной и массовой культуры в отношении к традиции (народная культура имеет древние корни, уходящие в глубь веков и отражает мечты, обычаи того или иного народа, а массовая меняет свои вкусы и идеалы с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды)2. народная культура всегда национальна, а массовая - космополитична, рассчитана на любые национальные характеры и вкусы3. массовая культуры, в отличии от народной, псевдореалистична, основывается на иллюзиях и вымыслах и призывает не к познанию жизни, а бегству от нее

    Большинство исследователей считают, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой, напротив массовая культура по своему содержанию и социальным функция враждебна подлинно народной культуре

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке