Содержание
-
Элитарная и массовая культура
Тема лекции
-
1. масса и элита как социокультурные феномены2. массовая культура3. Сущность и особенности элитарной культуры4. особенности народной культуры
План лекции
-
1. масса и элита как социокультурные феномены
-
Понятие «масса»
Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью Э. Фромм, Д. Рисмен, Г. Маркузе понимали массу как «толпу одиноких», дезинтегрированных, «одномерных», отчужденных людей, в которой человек теряет свою индивидуальность Массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования) (Б.А. Грушин) По В.И. Ленину, масса – это совокупность трудящихся, особенно наименее организованных и малопросвещенных, наименее доступных организации Х. Ортега-и-Гасет, считал, что массу образует «средний человек», а не рабочий класс, что общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы Масса – это особое объединение людей не по формально-общественному, социально-классовому, а по функциональному, политико-психологическому признаку; в нее объединяются разные люди из различных слоев и классов, охваченные в тот или иной момент действием общих политико-психологических факторов (Д.В. Ольшанский)
-
В основу сущностной характеристики человека как части массы могут быть положены следующие его свойства:
обезличенность, замена индивидуальности инстинктивными реакциями («массовое опьянение», «массовое безумие») преобладание эмоций над разумом понижение интеллекта массы по сравнению с интеллектом составляющих ее единиц утрата личной ответственности нарушение контроля за своими действиями
-
«Массовое общество»
Концепция «массового общества» возникает как реакция на две тенденции исторического развития, проявившиеся в ХХ в., но обозначившиеся ранее: активизацию на рубеже веков народных масс как творцов истории процесс дестратификации (движение в сторону ликвидации классовых антагонизмов) Понятие «масса» – ключевое в доктрине массового общества Массовое общество – это общество, в котором главенствует социальная психология масс, господствуют массовое производство и потребление, массовая коммуникация и массовая культура, в итоге формирующие массовые ценности; массовое общество включает в себя и гражданское общество со всеми его институтами, опирающимися на общественное мнение * Многие исследователи относят современную западную цивилизацию к массовому обществу
-
Термин «элита»
В Западной Европе с 17 в. понятие «элита» употреблялось для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве Термин «элита» применялся в качестве определений категории высшей знати, «избранных» людей (согласно Оксфордскому словарю, 1923 г.) Истоки идеи элиты как правящего класса восходят к Платону В современных исследованиях различаются политические и культурные элиты Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно Происхождение понятия Элиты – господствующие общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социально-экономическую политику, они являются необходимыми и жизненно важными структурными элементами для функционирования общества любого типа Элита – особый слой общества, наделенный специфическими духовными способностями Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности Элита – часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками
-
2. массовая культура
-
Массовая культура формируется во второй половине ХIХ в., ее появление обусловили:
промышленная и научно-техническая революции существенные изменения в системе коммуникаций, связанные с изобретением телефона, телеграфа, радио и кинематографа резкий рост народонаселения доминирование городской культуры (урбанизация) усиление процессов миграции и дезактуализация таких способов трансляции культуры, как традиция формирование феномена «массы» отличного от общностей, подобных народу и нации
-
Определение
Массовая культура - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей рассчитанных на массовое потребление и усредненный массовый вкус, стандартизованных по форме и содержанию, предполагающих коммерческий успех и распространяемых средствами массовой информации Массовая культура – особый способ освоения действительности и адаптации к ней, возникающий на той стадии развития, когда формируется массовое индустриальное общество
-
Особенности массовой культуры
демонстративная демократичность ориентация на «человека массы» исключительно высокая гибкость способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления коммерческий характер использование клише при создании артефактов связь со средствами массовой коммуникации неспособность к производству креативного сознания
-
Массовая культура стала той знаковой системой, которая равнодоступна всем членам общества вне зависимости от социального статуса и степени включенности в профессиональную систему знания
Носителем ценностей массовой культуры является «человек массы» - недифференцированный субъект с невыраженным личностным началом, особенностями которого являются некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность («массовый человек» может являться представителем всех социальных слоев) Массовая аудитория – это коллектив без личности, выступающий как продукт массового общества, все единицы которого автоматизированы, разобщены, это «толпа одиноких» Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений
-
Таким образом, в настоящее время вместе с омассовлением производства и общественной жизни происходит омассовление потребления во всех его формах: массовые продукты питания, массовая литература и искусство, массовые политические партии и движения и т.д. Омассовление культуры наиболее ярко проявляется в так называемой индустрии развлечений. В этих условиях человек оказывается схожим со всеми другими как по своим желаниям и установкам, так и по образу жизни. Стандартные модели потребления предполагают усредненные модели поведения человека, его заброшенность и опустошенность
-
3. Сущность и особенности элитарной культуры
-
Определение элитарной культуры
Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой - элита Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью Элитарная культура – это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной подготовки, она призвана сохранить в культуре творческое начало и пафос Элитарная культура – это культура привилегированного слоя общества, которая охватывает лишь его небольшую часть и отличается особыми формами как усвоения культуры, так и ее передачи
-
Элитарная культура – это высокая культура, концентрирующая интеллектуальный и художественный опыт поколений, она противопоставляется массовой по типу воздействия на воспринимающее сознание
Основной идеал элитарной культуры – формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности Субъект элитарной культуры – это личность – свободный, творческий человек, способны й к осуществлению сознательной деятельности
-
Творения элитарной культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории
С. Дали «Постоянство памяти» 1931 (сюрреализм) М.А. Врубель «Демон сидящий» 1890 (модерн) В.Ван Гог«Звездная ночь» 1889 (импрессионизм)
-
Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:
сложностью, специализированностью, креативностью, инновационностью способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими» жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных» индивидуализацией ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой интерпретации обычного и привычного смысловой и функциональной «закрытостью»
-
Таким образом, современное соотношение элитарной и массовой культуры характеризует противоречивый процесс передачи культурного опыта, который осуществляется в условиях массового производства и глобализации современных жизненных процессов. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в прямом регулировании огромных масс людей, стандартизации жизни, проявлении стандартных эмоциональных реакций, а с другой – в сохранении личности с ее смысложизненными ценностями и установками, с ее культурным ареалом, предполагающим освоение базовых культурных ценностей человечества
-
4. особенности народной культуры
-
Определения
Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ Народ – коллективная личности, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности
-
Особенности народной культуры
является бесписьменной опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности (как в области поведения, так и в области мышления) консервативна (практически не подвержена влиянию других культурных традиций) мало приспособлена к «диалогу» с другими культурами (вследствие своего стремления к консервации и доминированию) индивидуальное начало не выражено (личность не выделяется из коллектива – отсюда анонимность, отсутствие именного авторства) выступает как регулятор всех аспектов жизнедеятельности общины (определяет уклад жизни, специфику социальных взаимоотношений, обычаи, обряды, тип семейных отношений, особенности воспитания детей и т.д.) внепрофессиональный статус и неспециализированный характер профессиональной деятельности (основная черта народной культуры в современном мире)
-
Народная культура в современном мире
-
Аргументы:1. различие народной и массовой культуры в отношении к традиции (народная культура имеет древние корни, уходящие в глубь веков и отражает мечты, обычаи того или иного народа, а массовая меняет свои вкусы и идеалы с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды)2. народная культура всегда национальна, а массовая - космополитична, рассчитана на любые национальные характеры и вкусы3. массовая культуры, в отличии от народной, псевдореалистична, основывается на иллюзиях и вымыслах и призывает не к познанию жизни, а бегству от нее
Большинство исследователей считают, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой, напротив массовая культура по своему содержанию и социальным функция враждебна подлинно народной культуре
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.