Презентация на тему "Эмпирические методы исследования"

Презентация: Эмпирические методы исследования
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Эмпирические методы исследования" состоит из 30 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Эмпирические методы исследования
    Слайд 1

    Эмпирические методы исследования

    План 1. Наблюдение 2. Описание 3. Измерение 4. Эксперимент

  • Слайд 2

    наблюдение

    Основу эмпирического познания составляет чувственное восприятие мира. Наблюдение – это целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие объекта исследования в естественных условиях его существования с целью получения первичных фактов. В этом определении нужно обратить внимание на три момента: 1) при наблюдении субъект не изменяет первоначальных условий существования объекта; 2) субъект исследования не только наблюдает, но и осмысливает и размышляет; 3) субъектом наблюдения выступает человек, имеющий определенные теоритические и практические знания.

  • Слайд 3

    Объективность метода наблюдения

    Метод наблюдения давно и широко используется во многих науках, поэтому возникает ряд методологических проблем. Главная – это проблема объективности информации, полученная с помощью наблюдения. Идеологическая гносеология отрицает объективный характер информации, полученной на основе наблюдения. Она исходит из того, что содержание этой информации всецело зависит от человека, его ощущений. Научная гносеология считает, что хотя наблюдение связано с чувственным восприятием объекта, оно обеспечивает получение объективной и достоверной информации, поскольку любое чувственное восприятие содержит определенную объективную информацию.

  • Слайд 4

    Степень объективности и достоверности

  • Слайд 5

    Эффективность метода наблюдения

  • Слайд 6

    Функции наблюдения

  • Слайд 7

    Процедура наблюдений

  • Слайд 8

    Недостатки метода наблюдения

  • Слайд 9

    Виды наблюдений

  • Слайд 10

    мониторинг

    Акторное наблюдение в социально-экономических исследованиях означает наблюдение за действиями и поступками людей в социальной и хозяйственной сфере. Мониторинг – это особый тип наблюдения, при котором ведется контроль над тем, чтобы социально-экономические процессы или явления находились в определенных параметрах, не превышающих заданные пределы. Мониторинг включает в себя: - систематическое наблюдение за процессом или явлением; - оценку наблюдаемых изменений; - прогноз и выявление тех или иных тенденций. Мониторинг обеспечивает возможность: - выявлять и анализировать изменения, происходящие в объекте управления и системе в целом; - определять механизмы в процессах и явлениях; - расширять круг знаний об объекте управления и повышать на этой основе качество и эффективность принимаемых управленческих решений.

  • Слайд 11

    МОНИТОРИНГ

    Практически на уровне организации (гостиницы, турфирмы) мониторинг включает в себя: - информационную систему, которая обеспечивает регулярный сбор информации, ее обработку, упорядочение и доступ определенных пользователей; - аналитическую систему, которая обеспечивает содержательную оценку значений контролируемых параметров, их сопоставление с установленными стандартами (контрольными цифрами) по времени, структуре, соотношению с другими параметрами; выявляет характер влияния отклонений на достижение цели организации; -оперативную систему, которая вырабатывает соответствующие рекомендации по решению проблемы.

  • Слайд 12

    Метод экспертных оценок

    Метод экспертных оценок – это получение информации на основе мнения экспертов с целью последующего принятия решения. Суть этого метода состоит в проведении экспертами анализа возможного развития проблемной ситуации в будущем с качественной и количественной характеристиками и последующей формальной обработкой результатов. Этот метод предполагает выполнение следующих действий: Постановка цели исследования. Выбор формы исследования, определение бюджета проекта. Подготовка информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры. Подбор экспертов и определение их компетенции. Проведение экспертизы. Анализ результатов (обработка экспертных оценок). Подготовка отчета с результатами экспертного оценивания

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Метод Дельфи

    Метод Дельфи был разработан американской корпорацией «Рэнд» в 1964 году. Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью. Его суть состоит в неоднократном опросе независимых экспертов, которые не встречаются друг с другом. На первом этапе эксперты отвечают на поставленные в анкете вопрос. На втором этапе эти ответы обрабатываются и сообщаются экспертам. На третьем этапе эксперты вновь отвечают на те же самые вопросы, но они знают ответы других экспертов. На четвертом этапе вновь обрабатываются данные и сообщаются экспертам. На пятом этапе эксперты должны обосновать свои ответы. На шестом этапе окончательно обрабатываются результаты опроса и делаются выводы.

  • Слайд 15

    Метод ПАТТЕРН

    Метод ПАТТЕРН (абривиатура английская в переводе на русский –планирование посредством количественной оценки технических данных) разработан в 1962-64 годах американской корпорацией «Хониуелл». Этапы: Обозначается проблема, подлежащая решению. Строится дерево целей, то есть формируется иерархическая структура, получаемая путем расчленения общей цели на подцели.Это «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные параметры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически  распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей системы. Экспертным путем определяются коэффициенты важности каждой частной задачи. Ранжируются способы решения рассматриваемой проблемы.

  • Слайд 16

    Метод мозгового штурма

    Метод мозгового штурма направлен на стимулирование творческой активности, генерацию идей в непринужденной обстановке. Его сущность состоит: - в генерировании максимально возможного количества идей в отношении возможных вариантов развития процесса вне зависимости от степени их конструктивности; - всестороннем анализе, оценке и дифференциации выдвинутых идей по критерию их продуктивности. Обычно группа специалистов разбивается на две части. Одна генерирует идеи, а другая их анализирует.

  • Слайд 17

    Вербальное наблюдение

    Вербальное наблюдение – это регистрация наблюдателем словесной информации, поступающей от людей. Оно включает в себя различные виды опросов, анкетирование, анализ документов, контент- анализ и т.д. Главная проблема вербального наблюдения – это соотнесение реального поведения людей с их высказываниями. Часто люди говорят одно, а делают совсем другое.(пример) Исследователи используют различные приемы, чтобы решить эту проблему. (повтор вопросов, скрытые вопросы). Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Опрос – это способ получения вербальной информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми в форме регистрации ответов на поставленные вопросы.

  • Слайд 18

    Анкетирование – это метод социологического опроса, когда респондент заполняет специальную анкету, отвечая на вопросы исследователя. В анкетировании используются закрытые вопросы (ответы гостей в отелях). Все вопросы должны находиться во внутреннем единстве, взаимной согласованности. Анализируя ответы исследователь получает необходимый для рабочей гипотезы массив социальной информации. Получить определенную информацию позволяет анализ хозяйственных документов.

  • Слайд 19

    Контент-анализ

    Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в социально-экономических науках, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. Существует два типа контект-анализа: качественный и количественный. Этапы применения этого метода. Первый этап определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы) один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты); заданные стороны, участвующие в процессе коммуникаций; сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина) частота появления сообщений, способ распространения сообщений; место распространения сообщений; время появления сообщений.

  • Слайд 20

    Второй этап - формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации. Третий этап -выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату

  • Слайд 21

    Четвертый этап - выделение единиц счета. Эточастота упоминания выделенной смысловой единицы, или : физическая протяженность текстов; площадь текста, заполненная смысловыми единицами; число строк (абзацев, знаков, колонок текста); длительность трансляции по радио или ТВ; метраж пленки при аудио- и видеозаписях, количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее. Пятый этап - непосредственная процедура подсчета (абсолютное и относительное число упоминаний данной единицы). Шестой этап - интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.

  • Слайд 22

    описание

    Познавательным итогом наблюдения является описание. Описание – это изложение средствами естественного и искусственного языка (схемы, графики, диаграммы и т.д.) полученных сведений об изучаемом объекте. Описание подготавливает переход к следующему этапу исследования – научному объяснению. Научное описание не только фиксирует определенные факты, но и дает их правильную интерпретацию. Интерпретация – это выявление различных семантических смыслов значений каких-либо понятий или утверждений. От того какое социальное или экономическое значение будет приписано понятию или утверждению зависит понимание всех последующих выводов. Например, получение гостиницей прибыли.

  • Слайд 23

    сравнение

    Универсальным и эффективным логико-познавательным приемом исследования является сравнение. Как правило любое эмпирическое исследование не обходится без сравнения. Сравнение – это метод научного познания, позволяющий устанавливать сходство и различие изучаемых объектов и явлений реальной действительности. Оно выявляет качественные и количественные характеристики изучаемого объекта и классифицирует их. Сравнение создает основу для суждения об эмпирических закономерностях, а также для оценки и толкования конкретных случаев, исходя из теоретических или сущностных критериев. Ученые сравнивают между собой изучаемые явления и объекты, используют статистические методы для проведения и уточнения количественного сравнения, сопоставляют фактические явления с теорией, выявляют отклонения показателей от средних.

  • Слайд 24

    С помощью сравнения выявляются отношения равенства и различия. Сравнение может быть непосредственным и опосредованным через третьи объекты. Эффективность сравнения достигается при условиях, что: - сравниваются объекты и явления, имеющие определенную объективную общность; - сравнение проводится по наиболее важным и существенным признакам ( звезды гостиниц, доходы гостиниц).

  • Слайд 25

    Причины эффективности метода сравнения

  • Слайд 26

    компаративистика

    В социально-экономических науках сравнительными исследованиями занимается специальное направление науки называемое компаративистика. В экономической компаративистике исследуются сравнительный анализ : - хозяйственной деятельности; - экономических теорий и концепций; - методологии науки; -истории экономической мысли. Как правило, работа компаративистика ведется на двух уровнях: - макросоциальном; - внутрисистемном.

  • Слайд 27

    измерение

    Измерение – это эмпирическая процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерение может быть прямым и косвенным (опосредованным). Косвенное сравнение определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Например, зная расстояния и время в пути, можно определить скорость движения. Измерение связано с глубоким научным пониманием соотношения количественных и качественных характеристик объекта, поскольку количественные характеристики неразрывно связаны с качественной определенностью объекта. Например, калорийность питания. Элементами измерения являются: 1) объект измерения; 2) единица измерения; 3) метод измерения; 4)субъект измерения (измеритель).

  • Слайд 28

    эксперимент

    Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического познания является эксперимент. Эксперимент – это метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их возводить. Особенности эксперимента: - наиболее активное отношение исследователя к объекту вплоть до его изменения и преобразования; - многократное воспроизводимость изучаемого объекта; - возможность обнаружения таких свойств и связей явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях; - возможность контроля за поведением объекта исследования и проверка его результатов; - направленность определенной идеей.

  • Слайд 29

    Виды экспериментов

    Экономический эксперимент – во-первых, это научное или производственное исследование какого-либо хозяйственного явления путем активного воздействия на него; Во-вторых, это внесение (сознательно или стихийно) любых инноваций в хозяйственный процесс вне рамок науки или производственной практики. Социальный эксперимент – это исследование какого-либо социального явления путем активного воздействия на него; при этом либо создаются какие-то новые социальные условия согласно целям данного эксперимента и меняется течение социального процесса в нужном направлении, либо сам социальный процесс воспроизводится искусственно посредством его моделирования. Социологический эксперимент – это исследование социального взаимодействия людей путем активного влияния на такое взаимодействие или создание искусственных условий для него.

  • Слайд 30

    Функции эксперимента

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке