Содержание
-
Эпоха взросления
Доцент кафедры общей психологии, к.пс.н., доцент Румянцева Ольга Михайловна
-
Психологические особенности младшего школьного возраста
-
Психологическая готовность к школе
-
Кризис 7 лет
В основе кризиса 7 лет лежит симптокомплекс «чувства социальной компетентности», проецируемой одновременно в 3 сферы отношений конституирования личности. Отношение к предметной действительности обнаруживает ориентацию ребенка на социально значимые действия и их строго регламентированные средства достижения. У него увеличивается временной масштаб побуждений и действий, и он становится способен к временной самоорганизации в направлении отсроченной цели. Отношение к другим людям четко демонстрируют детскую чувствительность к оценке своей социальной активности, а круг людей, оценки которых становятся важными для ребенка, существенно расширяются. Отношение к себе выражается в обостренном чувстве самоуважения ребенка, в переживании им своей значимости для других в качестве равноправного партнера.
-
Проявления кризиса Потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности,. Ориентируется на людей вне семьи, на внешние авторитеты Появление у детей дистанцирования от близких родных и требование уважения к себе Утрата ситуативности реакций, поведение ребенка становится более осознанным и произвольным Утрата непосредственности в поведении, появление искусственного, манерного, натянутого поведения Наблюдается нарушение психического равновесия
-
Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьного возраста
-
Структура учебной деятельности
Учебно-познавательные мотивы – конкретизация потребностей к усвоению теоретических знаний через направленность на овладение способами решения частных задач Учебная задача как упорядоченная система заданий, в результате выполнения которой открываются и осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной области. Учебные действия и операции, посредством которых обучаемые воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Контроль, функция которого состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий. Оценка – определение полноты освоения заданного способа действий, она относится как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом.
-
Мотивы учебной деятельности
Широкие социальные мотивы: - мотивы самосовершенствования мотивы самоопределения Узколичные мотивы: - мотивы благополучия мотивы престижности Учебно-познавательные мотивы
-
Общение младшего школьника со взрослыми
Младшие школьники в большинстве случаев охотно подчиняются требованиям взрослых и учителя в частности. Отношение младшего школьника к учителю мало отличается от отношения к родителям. Авторитет учителя в глазах ребенка чаще бывает выше родительского, особенно если в семье отношения ребенка неблагополучны. Девочки раньше овладевают своим поведением, чем мальчики, так как девочки больше вовлечены в правила жизни семьи и меньше тревожны в отношении учителя.
-
Влияние стиля общения учителя
Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию, положительные эмоции, уверенность в себе, в товарище, со взрослым; учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества. Авторитарный стиль отчуждает учителя от класса в целом и от отдельных детей. Императивный стиль быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей переживание покинутости, незащищенности, тревожности. Либерально-попустительский стиль не обеспечивает ни совместной деятельности детей, ни выполнении нормативного поведения. Ребенок не осознает своих обязанностей, учебный процесс нарушается своевольными поступками детей.
-
Общение младшего школьника со сверстниками
Общее уменьшение коллективных связей и отношений между детьми. Отношения первоклассников определяются учителем через организацию учебной деятельности. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, связи с одноклассниками более тесными и дифференцированными. Дружба младших школьников основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов. Но к 3 классу при выборе одноклассников около 75% детей мотивируют выбор нравственными качествами других детей. В младших классах происходит деление класса на неформальные группы, которые иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения.
-
Развитие когнитивной сферы
-
Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников
Эмоциональная сфера: Нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. Возрастная норма эмоциональной жизни младшего школьника - оптимистичное, бодрое, радостное настроение. Появляются сложные высшие чувства – эмоциональная жизнь усложняется. Чувства развиваются в тесной связи с волей. Волевые действия школьника развиваются в том случае, если: Цели, которых он должен достигнуть им поняты и осознаны. Цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку. Деятельность, которую осуществляет ребенок соразмерна его возможностям. Ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности, видит этапы достижения цели. Внешний контроль постепенно сменяется на внутренний.
-
Развитие самосознания ребенка в младшем школьном возрасте
Новый уровень самосознания ребенка обнаруживает себя в самопознании ребенка, в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции. Дети могут иметь адекватные и устойчивые представления о себе, неадекватные и неустойчивые, либо ориентироваться на оценку других людей, в первую очередь взрослых. Развивается самооценка ребенка, основанная на представлениях о себе и оценках окружающих в связи с поступлением в школу. Особенно большое значение приобретает оценка школьной успеваемости. На основе самооценки формируется уровень притязаний ребенка. На протяжении младшего школьного возраста развивается рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя со стороны. С возрастом ребенок становится критичнее и может перейти от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной.
-
Особенности психологии младших школьников как благоприятные факторы для их развития
-
Особенности психологии младших школьников как факторы риска
-
-
Потребность в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании
-
Потребность в игровой деятельности
-
Познавательные потребности – ведущие в младшем школьном возрасте
-
Любопытство к внешним сторонам предметов и явлений, к новым видам деятельности
-
Потребность в движении, активности
-
Потребность в общении со сверстниками.
-
Потребность в овладении навыками учебной и других видов деятельности
-
Психологические особенности подросткового возраста
-
Подростковый возраст
-
Кризис отрочества
Психологическая природа кризиса Возникновение самосознания, появление способности и потребности понять себя как личность, обладающую только ей присущими качествами – отсюда стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Формирование чувства взрослости определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые; подросток претендует на известное равноправие со взрослыми и старается добиться признания этого. Мышление на уровне формальных операций резко раздвигает границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом и становится основой экспериментального опробывания собственных возможностей
-
Проявления Обостряющаяся у подростка потребность в автономии и самоопределении, раздраженно-капризные формы самоутверждения могут приводить к конфликтам со взрослыми – с родителями и педагогами. Формами протеста выступают непослушание, грубость, упрямство, противопоставление себя взрослым. Склонность следовать внешним по отношению к своей семье моделям поведения и социальной жизни – у мальчиков; определение жизненных идеалов на основе родительских представлений – у девочек. Основная роль сверстников в социальном развитии подростков: в общении с ними подросток испытывает себя и определяет – кто он есть и кем он хочет стать.
-
Факторы, влияющие на протекание подросткового возраста
-
Типы развития в подростковом возрасте по Э. Шпрангеру
-
Направления и основные задачи развития в подростковом возрасте
-
Задачи пубертатного развития
Реконструкция телесного образа «Я», построение половой идентичности Переход к взрослой генитальной сексуальности.
-
Образ тела
-
Раннее и позднее половое созревание ведет к разным психологическим последствиям
Преждевременное половое развитие – подростки обладающие более «взрослым телом» обладают более высоким социальным статусом среди сверстников Позднее половое развитие вызывает серьезные проблемы, низкий социальный статус, чувство физической неполноценности, негативный образ Я, чувство зависимости.
-
Развитие когнитивной сферы
-
Особенности мышления подростка
-
Преобразования социализации
-
Эмансипация от взрослых – универсальная психологическая цель возраста.
Формированию у взрослых равноправного отношения к подростку мешают: Неизменность общественного положения подростка – он по-прежнему школьник; Полная материальная зависимость от родителей; Привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать; Сохранение у подростка детских черт в поведении.
-
Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста.
Одновременно проявляется желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, желание самоутвердиться, возникает реакция группирования, большое значение имеют нормы и ценности референтной группы; Большое значение приобретает интимно-личностное общение. Внутри такого общения подросток может вести себя спонтанно и получать от сверстников эмоциональное тепло, а также в нем происходит познание другого человека и самого себя; Общение со сверстниками является одним из основных источников получения информации, в том числе в вопросах пола.
-
Становление идентичности
Осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее и формирование чувства взрослости; Осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; Осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности – выбор профессии, половой поляризации, идеологические установки.
-
Формирование чувства взрослости у подростков
Виды взрослости: Подражание внешним признакам взрослости. Активная ориентация подростков на определенное содержание мужского и женского идеала. Социально-моральное направление развития взрослости, участие в деятельности. Интеллектуальная взрослость.
-
-
Активная ориентация подростков на определенное содержание мужского и женского идеала.
-
Социально-моральное направление развития взрослости, участие в деятельности
-
Интеллектуальная взрослость
-
Развитие самосознания в подростковом возрасте
-
Становление «Я-идентичности» в подростковом возрасте
4 статуса идентичности, возможных в отрочестве: Реализованная идентичность – имеют собственное мировоззрение, оценивают будущие выборы исходя из собственных представлений. Мораторий – подросток находится в кризисе здесь проявляется важное качество подростка – выражение активной конфронтации с различными социальными возможностями. Диффузия – подросток в состоянии диффузии идентичности может испытывать симптомы кризиса, но может и не испытывать, малая озабоченность проблемой выбора, низкий уровень самостоятельности. Предрешение – подросток не может определить период принятия решения, он становится тем, кем его хотят видеть окружающие, следуя авторитарным ценностям.
-
Особенности психологии подростков как благоприятные факторы для их развития
-
Особенности психологии подростков как факторы риска
-
Особенности обучения и воспитания подростка
Создание дружеской атмосферы и защищенности. Взрослый человек как друг. Как равный партнер. Принятие чувства взрослости подростка и создание реальных возможностей для его проявления как в семье, так и в учебной деятельности. Создание ситуации успеха в значимых видах деятельности, в том числе учебной. Формирование ценностных установок, предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии. Включение в учебный процесс заданий, в которых подросток мог осознать и проявить свои индивидуальные возможности. Использование активных методов обучения, направленных на познание друг друга, общение и сплочение группы (деловые игры, мозговой штурм, тренинги).
-
Психологические особенности юношеского возраста
-
Кризис юности
Психологическая природа кризиса Кризис связан с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими людьми, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности. Это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь, появление новых возможностей становления индивидуальности человека. Молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека, но опыта взрослой жизни у него еще нет; различные взрослые роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Рассекречивание собственной самости связано с переживанием чувства утраты прежних ценностей, представлений, интересов и разочарованиями. Личностное и профессиональное самоопределение юношей и девушек за порогом школы предполагает действенное подтверждение профессионального выбора.
-
Проявления Разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения (у студентов); расхождение идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания (у приступивших к работе) Внутренняя неуверенность в себе в поведении юношей и девушек, неудовлетворенность существующими формами общения сопровождаются иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к негативным вариантам развития: наркомании, алкоголизму, суициду.
-
Развитие когнитивной сферы
-
Профессиональное самоопределение в юности
Психологические факторы профессионального самоопределения. Осознание ценности общественно-полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране. Осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации. Ориентировка в мире профессий. Выделение дальней профессиональной цели и понимание ближайших задач, как этапов ее достижения. Осознание внешних и внутренних препятствий для ее достижения. Наличие резервных возможностей, запасных вариантов карьеры. Психологическую базу для самоопределения составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
-
Особенности обучения и воспитания в юности
Создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности и повышения самооценки . Помощь в профессиональном самоопределении. Включение заданий, направленных на самообразование и расширение картины мира. Подготовка индивидуальных заданий, в которых юноша мог бы проявить свою потребность в автономности и в тоже время проявил свою индивидуальность, особенности мировоззрения. Включение в учебный процесс заданий, в которых юноша проявлял свою самостоятельность. Использование активных методов обучения, направленных на самопознание, самоопределение(проблемно-ориентированные лекции, деловые игры, мозговой штурм, тренинги,). Важным моментом является получение конструктивной обратной связи от группы и преподавателя с целью самовоспитания и коррекции.
-
Развитие самосознания в юношеском возрасте
-
Становление «Я-идентичности» в юношеском возрасте
Становление самосознания ведет к формированию идентичности, чувству индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Проявления неадекватной идентичности. Уход от психологической интимности, избегание межличностных контактов. Размывание чувства времени, страх взросления и перемен. Размывание продуктивных творческих способностей, неспособность к главной деятельности. Формирование негативной идентичности, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.
-
Формирование половой идентичности. Эталоны мужественности и женственности.
Половая идентичность является основополагающей для ориентации личности в жизни и определяет стиль поведения и деятельности и которая помогает формировать образы мужчин и женщин. Наиболее актуальным периодом для осознания и принятия в себе половых качеств и гендерных ролей – является период подростничества и юности. В подростковый период, в основном, происходит применение к себе гендерных ролей, в юношеский – их осмысление и принятие или непринятие. Девушки проявляют большие признаки зрелости, чем юноши, в отношении физического, полоролевого статуса и социальной ориентации, а также познавательных навыков и интересов. Различия проявляются в структуре самоописания. Юноши чаще пишут о своих интересах и увлечениях, а девушки о взаимоотношениях с противоположным полом, проблемах семьи и родственников.
-
Факторы, влияющие на успешность освоения половой роли.
Половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно могут сказаться: несчастная юность, пренебрежение к сексуальности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола; Личностные особенности. Отрицательно влияют: чрезмерная интроверсия, аскетическое поведение, слишком сильная интеллектуализация и идентификация с одним из родителей; Неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству. Неблагоприятным фактором служит женская эмансипация, увеличение общественных обязанностей женщин, феминизация воспитания, что ведет к смещению половых ролей. Девушки становятся более мужественными, а юноши более женственными. Изменяются также психосексуальные ориентации. Все большее распространение получают гомосексуальные связи. Раннее психосексуальное развитие.
-
Эмоциональные переживания в юности
Любовь Одиночество Дружба
-
-
Любовь позволяет мечтать вместе…
-
Друг – это человек, которому ты можешь довериться
-
Рядом с другом не так страшно взрослеть
-
Состояние одиночества может быть связано с ощущением, что ты никому не нужен…
-
А может быть моментом, когда человек смотрит внутрь себя и задумывается о своем будущем…
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.