Презентация на тему "Эпоха взросления"

Включить эффекты
1 из 68
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Эпоха взросления". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    68
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Эпоха взросления
    Слайд 1

    Эпоха взросления

    Доцент кафедры общей психологии, к.пс.н., доцент Румянцева Ольга Михайловна

  • Слайд 2

    Психологические особенности младшего школьного возраста

  • Слайд 3

    Психологическая готовность к школе

  • Слайд 4

    Кризис 7 лет

    В основе кризиса 7 лет лежит симптокомплекс «чувства социальной компетентности», проецируемой одновременно в 3 сферы отношений конституирования личности. Отношение к предметной действительности обнаруживает ориентацию ребенка на социально значимые действия и их строго регламентированные средства достижения. У него увеличивается временной масштаб побуждений и действий, и он становится способен к временной самоорганизации в направлении отсроченной цели. Отношение к другим людям четко демонстрируют детскую чувствительность к оценке своей социальной активности, а круг людей, оценки которых становятся важными для ребенка, существенно расширяются. Отношение к себе выражается в обостренном чувстве самоуважения ребенка, в переживании им своей значимости для других в качестве равноправного партнера.

  • Слайд 5

    Проявления кризиса Потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности,. Ориентируется на людей вне семьи, на внешние авторитеты Появление у детей дистанцирования от близких родных и требование уважения к себе Утрата ситуативности реакций, поведение ребенка становится более осознанным и произвольным Утрата непосредственности в поведении, появление искусственного, манерного, натянутого поведения Наблюдается нарушение психического равновесия

  • Слайд 6

    Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьного возраста

  • Слайд 7

    Структура учебной деятельности

    Учебно-познавательные мотивы – конкретизация потребностей к усвоению теоретических знаний через направленность на овладение способами решения частных задач Учебная задача как упорядоченная система заданий, в результате выполнения которой открываются и осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной области. Учебные действия и операции, посредством которых обучаемые воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Контроль, функция которого состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий. Оценка – определение полноты освоения заданного способа действий, она относится как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом.

  • Слайд 8

    Мотивы учебной деятельности

    Широкие социальные мотивы: - мотивы самосовершенствования мотивы самоопределения Узколичные мотивы: - мотивы благополучия мотивы престижности Учебно-познавательные мотивы

  • Слайд 9

    Общение младшего школьника со взрослыми

    Младшие школьники в большинстве случаев охотно подчиняются требованиям взрослых и учителя в частности. Отношение младшего школьника к учителю мало отличается от отношения к родителям. Авторитет учителя в глазах ребенка чаще бывает выше родительского, особенно если в семье отношения ребенка неблагополучны. Девочки раньше овладевают своим поведением, чем мальчики, так как девочки больше вовлечены в правила жизни семьи и меньше тревожны в отношении учителя.

  • Слайд 10

    Влияние стиля общения учителя

    Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию, положительные эмоции, уверенность в себе, в товарище, со взрослым; учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества. Авторитарный стиль отчуждает учителя от класса в целом и от отдельных детей. Императивный стиль быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей переживание покинутости, незащищенности, тревожности. Либерально-попустительский стиль не обеспечивает ни совместной деятельности детей, ни выполнении нормативного поведения. Ребенок не осознает своих обязанностей, учебный процесс нарушается своевольными поступками детей.

  • Слайд 11

    Общение младшего школьника со сверстниками

    Общее уменьшение коллективных связей и отношений между детьми. Отношения первоклассников определяются учителем через организацию учебной деятельности. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, связи с одноклассниками более тесными и дифференцированными. Дружба младших школьников основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов. Но к 3 классу при выборе одноклассников около 75% детей мотивируют выбор нравственными качествами других детей. В младших классах происходит деление класса на неформальные группы, которые иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения.

  • Слайд 12

    Развитие когнитивной сферы

  • Слайд 13

    Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников

    Эмоциональная сфера: Нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. Возрастная норма эмоциональной жизни младшего школьника - оптимистичное, бодрое, радостное настроение. Появляются сложные высшие чувства – эмоциональная жизнь усложняется. Чувства развиваются в тесной связи с волей. Волевые действия школьника развиваются в том случае, если: Цели, которых он должен достигнуть им поняты и осознаны. Цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку. Деятельность, которую осуществляет ребенок соразмерна его возможностям. Ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности, видит этапы достижения цели. Внешний контроль постепенно сменяется на внутренний.

  • Слайд 14

    Развитие самосознания ребенка в младшем школьном возрасте

    Новый уровень самосознания ребенка обнаруживает себя в самопознании ребенка, в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции. Дети могут иметь адекватные и устойчивые представления о себе, неадекватные и неустойчивые, либо ориентироваться на оценку других людей, в первую очередь взрослых. Развивается самооценка ребенка, основанная на представлениях о себе и оценках окружающих в связи с поступлением в школу. Особенно большое значение приобретает оценка школьной успеваемости. На основе самооценки формируется уровень притязаний ребенка. На протяжении младшего школьного возраста развивается рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя со стороны. С возрастом ребенок становится критичнее и может перейти от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной.

  • Слайд 15

    Особенности психологии младших школьников как благоприятные факторы для их развития

  • Слайд 16

    Особенности психологии младших школьников как факторы риска

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    Потребность в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании

  • Слайд 19

    Потребность в игровой деятельности

  • Слайд 20

    Познавательные потребности – ведущие в младшем школьном возрасте

  • Слайд 21

    Любопытство к внешним сторонам предметов и явлений, к новым видам деятельности

  • Слайд 22

    Потребность в движении, активности

  • Слайд 23

    Потребность в общении со сверстниками.

  • Слайд 24

    Потребность в овладении навыками учебной и других видов деятельности

  • Слайд 25

    Психологические особенности подросткового возраста

  • Слайд 26

    Подростковый возраст

  • Слайд 27

    Кризис отрочества

    Психологическая природа кризиса Возникновение самосознания, появление способности и потребности понять себя как личность, обладающую только ей присущими качествами – отсюда стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Формирование чувства взрослости определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые; подросток претендует на известное равноправие со взрослыми и старается добиться признания этого. Мышление на уровне формальных операций резко раздвигает границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом и становится основой экспериментального опробывания собственных возможностей

  • Слайд 28

    Проявления Обостряющаяся у подростка потребность в автономии и самоопределении, раздраженно-капризные формы самоутверждения могут приводить к конфликтам со взрослыми – с родителями и педагогами. Формами протеста выступают непослушание, грубость, упрямство, противопоставление себя взрослым. Склонность следовать внешним по отношению к своей семье моделям поведения и социальной жизни – у мальчиков; определение жизненных идеалов на основе родительских представлений – у девочек. Основная роль сверстников в социальном развитии подростков: в общении с ними подросток испытывает себя и определяет – кто он есть и кем он хочет стать.

  • Слайд 29

    Факторы, влияющие на протекание подросткового возраста

  • Слайд 30

    Типы развития в подростковом возрасте по Э. Шпрангеру

  • Слайд 31

    Направления и основные задачи развития в подростковом возрасте

  • Слайд 32

    Задачи пубертатного развития

    Реконструкция телесного образа «Я», построение половой идентичности Переход к взрослой генитальной сексуальности.

  • Слайд 33

    Образ тела

  • Слайд 34

    Раннее и позднее половое созревание ведет к разным психологическим последствиям

    Преждевременное половое развитие – подростки обладающие более «взрослым телом» обладают более высоким социальным статусом среди сверстников Позднее половое развитие вызывает серьезные проблемы, низкий социальный статус, чувство физической неполноценности, негативный образ Я, чувство зависимости.

  • Слайд 35

    Развитие когнитивной сферы

  • Слайд 36

    Особенности мышления подростка

  • Слайд 37

    Преобразования социализации

  • Слайд 38

    Эмансипация от взрослых – универсальная психологическая цель возраста.

    Формированию у взрослых равноправного отношения к подростку мешают: Неизменность общественного положения подростка – он по-прежнему школьник; Полная материальная зависимость от родителей; Привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать; Сохранение у подростка детских черт в поведении.

  • Слайд 39

    Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста.

    Одновременно проявляется желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, желание самоутвердиться, возникает реакция группирования, большое значение имеют нормы и ценности референтной группы; Большое значение приобретает интимно-личностное общение. Внутри такого общения подросток может вести себя спонтанно и получать от сверстников эмоциональное тепло, а также в нем происходит познание другого человека и самого себя; Общение со сверстниками является одним из основных источников получения информации, в том числе в вопросах пола.

  • Слайд 40

    Становление идентичности

    Осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее и формирование чувства взрослости; Осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; Осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности – выбор профессии, половой поляризации, идеологические установки.

  • Слайд 41

    Формирование чувства взрослости у подростков

    Виды взрослости: Подражание внешним признакам взрослости. Активная ориентация подростков на определенное содержание мужского и женского идеала. Социально-моральное направление развития взрослости, участие в деятельности. Интеллектуальная взрослость.

  • Слайд 42
  • Слайд 43

    Активная ориентация подростков на определенное содержание мужского и женского идеала.

  • Слайд 44

    Социально-моральное направление развития взрослости, участие в деятельности

  • Слайд 45

    Интеллектуальная взрослость

  • Слайд 46

    Развитие самосознания в подростковом возрасте

  • Слайд 47

    Становление «Я-идентичности» в подростковом возрасте

    4 статуса идентичности, возможных в отрочестве: Реализованная идентичность – имеют собственное мировоззрение, оценивают будущие выборы исходя из собственных представлений. Мораторий – подросток находится в кризисе здесь проявляется важное качество подростка – выражение активной конфронтации с различными социальными возможностями. Диффузия – подросток в состоянии диффузии идентичности может испытывать симптомы кризиса, но может и не испытывать, малая озабоченность проблемой выбора, низкий уровень самостоятельности. Предрешение – подросток не может определить период принятия решения, он становится тем, кем его хотят видеть окружающие, следуя авторитарным ценностям.

  • Слайд 48

    Особенности психологии подростков как благоприятные факторы для их развития

  • Слайд 49

    Особенности психологии подростков как факторы риска

  • Слайд 50

    Особенности обучения и воспитания подростка

    Создание дружеской атмосферы и защищенности. Взрослый человек как друг. Как равный партнер. Принятие чувства взрослости подростка и создание реальных возможностей для его проявления как в семье, так и в учебной деятельности. Создание ситуации успеха в значимых видах деятельности, в том числе учебной. Формирование ценностных установок, предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии. Включение в учебный процесс заданий, в которых подросток мог осознать и проявить свои индивидуальные возможности. Использование активных методов обучения, направленных на познание друг друга, общение и сплочение группы (деловые игры, мозговой штурм, тренинги).

  • Слайд 51

    Психологические особенности юношеского возраста

  • Слайд 52

    Кризис юности

    Психологическая природа кризиса Кризис связан с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими людьми, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности. Это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь, появление новых возможностей становления индивидуальности человека. Молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека, но опыта взрослой жизни у него еще нет; различные взрослые роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Рассекречивание собственной самости связано с переживанием чувства утраты прежних ценностей, представлений, интересов и разочарованиями. Личностное и профессиональное самоопределение юношей и девушек за порогом школы предполагает действенное подтверждение профессионального выбора.

  • Слайд 53

    Проявления Разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения (у студентов); расхождение идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания (у приступивших к работе) Внутренняя неуверенность в себе в поведении юношей и девушек, неудовлетворенность существующими формами общения сопровождаются иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к негативным вариантам развития: наркомании, алкоголизму, суициду.

  • Слайд 54

    Развитие когнитивной сферы

  • Слайд 55

    Профессиональное самоопределение в юности

    Психологические факторы профессионального самоопределения. Осознание ценности общественно-полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране. Осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации. Ориентировка в мире профессий. Выделение дальней профессиональной цели и понимание ближайших задач, как этапов ее достижения. Осознание внешних и внутренних препятствий для ее достижения. Наличие резервных возможностей, запасных вариантов карьеры. Психологическую базу для самоопределения составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

  • Слайд 56

    Особенности обучения и воспитания в юности

    Создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности и повышения самооценки . Помощь в профессиональном самоопределении. Включение заданий, направленных на самообразование и расширение картины мира. Подготовка индивидуальных заданий, в которых юноша мог бы проявить свою потребность в автономности и в тоже время проявил свою индивидуальность, особенности мировоззрения. Включение в учебный процесс заданий, в которых юноша проявлял свою самостоятельность. Использование активных методов обучения, направленных на самопознание, самоопределение(проблемно-ориентированные лекции, деловые игры, мозговой штурм, тренинги,). Важным моментом является получение конструктивной обратной связи от группы и преподавателя с целью самовоспитания и коррекции.

  • Слайд 57

    Развитие самосознания в юношеском возрасте

  • Слайд 58

    Становление «Я-идентичности» в юношеском возрасте

    Становление самосознания ведет к формированию идентичности, чувству индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Проявления неадекватной идентичности. Уход от психологической интимности, избегание межличностных контактов. Размывание чувства времени, страх взросления и перемен. Размывание продуктивных творческих способностей, неспособность к главной деятельности. Формирование негативной идентичности, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

  • Слайд 59

    Формирование половой идентичности. Эталоны мужественности и женственности.

    Половая идентичность является основополагающей для ориентации личности в жизни и определяет стиль поведения и деятельности и которая помогает формировать образы мужчин и женщин. Наиболее актуальным периодом для осознания и принятия в себе половых качеств и гендерных ролей – является период подростничества и юности. В подростковый период, в основном, происходит применение к себе гендерных ролей, в юношеский – их осмысление и принятие или непринятие. Девушки проявляют большие признаки зрелости, чем юноши, в отношении физического, полоролевого статуса и социальной ориентации, а также познавательных навыков и интересов. Различия проявляются в структуре самоописания. Юноши чаще пишут о своих интересах и увлечениях, а девушки о взаимоотношениях с противоположным полом, проблемах семьи и родственников.

  • Слайд 60

    Факторы, влияющие на успешность освоения половой роли.

    Половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно могут сказаться: несчастная юность, пренебрежение к сексуальности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола; Личностные особенности. Отрицательно влияют: чрезмерная интроверсия, аскетическое поведение, слишком сильная интеллектуализация и идентификация с одним из родителей; Неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству. Неблагоприятным фактором служит женская эмансипация, увеличение общественных обязанностей женщин, феминизация воспитания, что ведет к смещению половых ролей. Девушки становятся более мужественными, а юноши более женственными. Изменяются также психосексуальные ориентации. Все большее распространение получают гомосексуальные связи. Раннее психосексуальное развитие.

  • Слайд 61

    Эмоциональные переживания в юности

    Любовь Одиночество Дружба

  • Слайд 62
  • Слайд 63

    Любовь позволяет мечтать вместе…

  • Слайд 64

    Друг – это человек, которому ты можешь довериться

  • Слайд 65

    Рядом с другом не так страшно взрослеть

  • Слайд 66

    Состояние одиночества может быть связано с ощущением, что ты никому не нужен…

  • Слайд 67

    А может быть моментом, когда человек смотрит внутрь себя и задумывается о своем будущем…

  • Слайд 68

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке