Презентация на тему "Этика отношений человека и природы"

Презентация: Этика отношений человека и природы
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Этика отношений человека и природы", состоящую из 15 слайдов. Размер файла 1.37 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Этика отношений человека и природы
    Слайд 1

    МБОУ Усть – Ишимский лицей «Альфа»

    Этика отношений человека и природы Подготовил: РАССКАЗОВ В.В. 2015

  • Слайд 2

    новое направление на стыке эстетики, этики, экологии и охраны природы, изучающее эстетическую ценность ландшафтов, природных явлений, объектов флоры и фауны, виды красоты природы, особенности эстетического восприятия природы, а также разрабатывающее способы сохранения природной красоты. Природоохранная эстетика Важнейшими задачами являются: 1) помощь в создании теоретических основ охраны природы; 2) разработка эффективных методов эстетического воспитания; 3) разработка способов защиты красоты природы; 4) разработка критериев оценки эстетической ценности ландшафта.

  • Слайд 3

    Как научное направление, ПЭ сформировалась 80 - 90-х гг. XX века. Европа, в отличие от Древнего Востока, не сразу научилась видеть красоту природы. В поэмах Гомера люди и боги эстетически оценивались 800 раз, пейзажи - 70 раз, флора и фауна - 24 раза. Сафо воспевала в своих поэмах красоту людей и очень редко - красоту природы. Аристотель свой первый трактат по эстетике посвятил исключительно поэзии. В Библии также мало восхвалений красотам природы.

    Китайская и японская культура имеют давние традиции эстетического оценивания природы. В результате в живописи и поэзии были давно сформировано направление "горы - воды". Го Си в своем трактате "Высокое послание лесов и потоков" писал, что красота природы заключена в её непрерывной изменчивости. Уже в VIII - IX вв. японские поэты определили для себя пейзажи особой эстетической ценности - горное Есино, бухта Сиогама на о. Хонсю, побережье Нанива в Осаке. В то же время сформировались японские понятия красоты: "саби" - красота старого природного объекта (векового дерева, замшелого пня); "юген" - красота незавершенности; "мудзе ноби" - красота непостоянства.

  • Слайд 4

    Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт. 11в. Гугун, Пекин. Го Си. Ранняя весна. 1072г. Гугун, Тайбэй. Го Си. Осень в долине реки. Фрагмент свитка. 11в. Галерея Фрир, Вашингтон.

  • Слайд 5

    В целом в Европе восхищения красотой природы вплоть до сер. XX в. отсутствовало. В картинах художников Возрождения самостоятельное изображение дикой природы отсутствует. Высказывание Ж. Бюффона: "Как отвратительна эта дикая умирающая природа! ..... осушим её болота, оживим её мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них канавы... Как прекрасна культурная природа!" В России против восхищения красотой дикой природы выступали Чернышевский, Белинский, Добролюбов, Писарев. По мнению Чернышевского любование природой уводит человека от решения важных социальных вопросов. Писарев писал, что "эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг разумного процесса". М. Горький: «объективно красоты природы не существует» "строительство коммунизма важнее красоты« Учения о красоте природы в СССР приравнивалось к вредной буржуазной идеологии.

  • Слайд 6

    Джон Рескин (1819 – 1900)

  • Слайд 7

    Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя. Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран. Поступил в Оксфордский университет, и впоследствии сам читал там курс искусствоведения. Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий». Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве», «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное», «Английское искусство», «Современные художники», а также «Природа готики» знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

  • Слайд 8

    Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов, например, в статье «Прерафаэлитизм», а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера, живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни». Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю». В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля. Рёскин восхвалял готический стиль за его трепетность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы" готического возрождения" во главе с Уильямом Моррисом видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма. Готический стиль воплощает те же моральные ценности что видятся Рёскину в искусстве, — ценности силы, твердости и вдохновения. Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре, выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции, отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец. Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» из второго тома «Камней Венеции» 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

  • Слайд 9

    Уильям Тернер (1775 – 1851)

  • Слайд 10

    Уильям Тёрнер родился в 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди. Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс. В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки. Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам. 4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии марину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика.

  • Слайд 11

    Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным. В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера — вопросам «поэтической живописи». Особую известность завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»). В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом необыкновенном городе и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы. Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона, критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин. Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 30-40-х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён». Живописец скончался 19 декабря 1851 г.

  • Слайд 12

    У. Тернер. Переход Ганнибала через Альпы У. Тернер. Последний рейс корабля «Отважный» У. Тернер. Дождь, пар и скорость

  • Слайд 13

    Красота природы делится по восприятию на следующие виды: зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная. Самой известной и распространенной является зрительная красота, которая практически всегда доминирует над другими её видами. Нередко на первый план выходит звуковая красота (пение птиц, насекомых, лягушек, музыка дождя - "фортепиано природы", П. Неруда). "Пение людей надоедает, пение птиц - никогда" И. Кант Один из главных принципов природоохранной эстетики гласит: "Наибольшей эстетической ценностью обладает дикая природа". С позиции природоохранной эстетики дикая природа является уникальной эколого-эстетической системой, образованной гармоничным сочетанием живой и неживой природы, а также живущая по своим экологическим законам.

  • Слайд 14

    Природа имеет две эстетические степени: возвышенная и прекрасная. Высшей эстетической ценностью обладает ПРИРОДА ВОЗВЫШЕННАЯ. Такой может быть только дикая природа, лишь в малой степени затронутая человеком. ПРИРОДА ПРЕКРАСНАЯ обладает меньшей эстетической ценностью. Такой может быть как дикая, так и окультуренная природа. Красота животных и растений оценивается по следующим критериям. О. Леопольд выделял виды - эстетические индикаторы, представляющие собой отличительный знак данного ландшафта. Чем более диким является животное, тем оно более эстетически ценно. Выделяют также флагманские виды - виды, известные и популярные среди широких слоев населения. Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека

  • Слайд 15

    Принципы природоохранной эстетики 1. Прекрасно то, что отвечает экологическим законам (Принцип О. Леопольда). Объект красив, когда у него есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества. Она неправильна, когда имеет обратную тенденцию. 2. Дикая природа - эталон красоты (Принцип Д. Рескина). Наибольшей эстетической ценностью обладает дикая природа. Все, приближающееся к ней, стремится к красоте, все, удаляющееся от неё, склоняется к безобразию. 3. Принцип эстетического уважения. Человек не должен навязывать природе свои вкусы, что ведет к её опошлению и фальсифицированию. Следует ценить и уважать природу такой, какой она есть. 4. Принцип эстетической незаинтересованности. Природный объект должен цениться ради своих эстетических свойств, бескорыстно, а не как средство достижения удовольствия. 5. Все в природе красиво и целесообразно. В природе не существует некрасивых видов животных и растений, как и некрасивых ландшафтов. 6. Принцип защиты эстетически ценных мест. Все природные места, имеющие эстетическую ценность, должны быть взяты под охрану.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке