Содержание
-
Этика профессионального поведения педагога
Педагогическая справедливость Педагогический такт
-
Педагогическая этика
- это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения.
-
Педагогическая этика-часть педагогического мастерства.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
-
Требования педагогической этики:
Установка, усиливающая веру в успех; Установление правильных взаимоотношений между педагогом и воспитанником. Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся; Благоприятное речевое общение с воспитанниками с самой первой встречи; Облик самого учителя, внешний вид, сама обстановка в классной аудитории.
-
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий моральных ценностей и педагогической морали. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия: профессиональный педагогический долг; педагогическая справедливость; педагогическая честь; педагогический авторитет; педагогическое сознание.
-
Педагогический долг
– одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
-
Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.
-
Одна из важнейших категорий педагогической этики - профессиональный педагогический долг .
Это значит: осуществлять определённые трудовые функции (преимущественно интеллектуальные); правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе; глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
-
Педагогическая честь
это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
-
Педагогическое сознание.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
-
Педагогическийавторитет –
это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег; это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
-
Педагогическая справедливость
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках воспитанников, их отношениях к совместному делу.
-
Справедливость это также нравственное качество воспитателя и оценка мер его взаимодействия с воспитанниками, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся на педагога и воспитанника на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с тем определены меры объективности в большей степени зависит от педагога. К тому же в общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой , вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться воспитанниками.
-
Специфика педагогической справедливости заключается в том: что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
-
Педагогический такт
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада). Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
-
-
Элементы педагогического такта
Уважение к воспитаннику и требовательность к нему; Развитие самостоятельности воспитанника во всех видах деятельности; Внимательность к психическому состоянию воспитанника и разумность требований к нему; Доверие к воспитанникам и систематическое проверка их деятельности; Умение заинтересованно слушать воспитанника и сопереживать ему; Уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства; Внимательность и чуткость по отношению к людям; Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с воспитанника.
-
-
Основные признаки педагогического такта:
Естественность, простота обращения без фамильярности; Искренность тона, лишенная всякой фальши; Доверие к школьнику без попустительства; Просьба без упрашивания; Советы и рекомендации без навязчивости; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
-
Серьезность тона без натянутости в отношениях; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости; Требовательность без мелкой придирчивости; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; Развитие самостоятельности без мелочной опеки; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений; Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
-
-
Педагогическая мораль
- это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении: к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.
-
Некоторые качества педагога
Честность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины
-
Имидж воспитателя
– эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Выделим основные составляющие имиджа воспитателя: визуальная привлекательность; вербальное поведение; невербальное поведение; манеры, этикет; обаяние.
-
В ДОУ существуют следующие правила: Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными. Макияж должен быть сдержанным. Особое внимание уделяется рукам. Ногти должны быть чистыми, ухоженными. Обувь должна соответствовать правилам по технике безопасности, классической формы. Хождение в шлепках не допускается. Не допускается использование приторных запахов парфюмерии, короткие юбки, обтягивающие брюки, шорты - слишком вызывающе для сотрудников ДОУ. В младших группах не допускается длинная бижутерия, кольца с камнями ( в целях безопасности). Спортивная форма используется воспитателями только при проведении занятий по физической культуре и утренней гимнастики.
-
Негативные модели общения педагогов с учащимися
Модель диктаторская («Монблан») Модель «неконтактная» («Китайская стена») Модель дифференцированного внимания («Локатор») Модель негибкого реагирования («Робот») Модель авторитарная («Я сам») Модель гиперрефлексивная («Гамлет») Модель гипорефлексивная («Тетерев»)
-
Благоприятная модель общения
Модель активного взаимодействия («Союз»)
-
Заповеди педагогического общения
Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе воспитателя в группу говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с группой, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. Не забывайте о коммуникативной подготовке к встрече. Умейте анализировать процесс общения . Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.
-
Взаимоотношения с родителями
Вся работа педагога с родителями идет через общение. Каждый день переступают родители порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка. Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще — это золотое правило во время беседы.
-
Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями воспитанников должны :
начинать общение с приветствия; проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного; принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица ).
-
Правила разрешения конфликтов:
Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка! Попытаться понять мотивы поведения воспитанника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации. Своим поведением повлиять на воспитанника. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность педагога сосредоточиться, изучить его состояние.
-
Заключение
«Пойми ребенка»-профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и воспитанника порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.