Содержание
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА Арсеева Л.И.
-
Вспоминая свои школьные годы, мы можем сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Сфера деятельности педагога – это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально – этической культуры. Проблема этичного поведения учителя сегодня особенно актуальна.
-
Профессиональная этика педагога
«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)». (С.И. Ожегов) Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является «в чистом виде».
-
Основные понятия педагогической этики
Педагогическая мораль – взаимоотношениемежду воспитателем и воспитуемым. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. Педагогическая справедливость. Представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности). Педагогический долг. Это построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами. Глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Педагогическая честь – общественная оценка реальных профессиональных достоинств учителя. Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег. Педагогическое сознание – это осознание педагогом своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, чувствах, привычках.
-
Профессиональная этика педагога
Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики – педагогический такт. Педагогический такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективное его восприятие; в такте проявляется творчество и поиск.
-
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания -этикой.
-
Аспекты культуры поведения: Существует несколько общих правил делового этикета педагога.
-
1.Пунктуальность
-
2. Собранность и аккуратность
-
3.Грамотная речь
-
4.Умение общаться
Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями — искусство вдвойне!
-
Умение общаться
Естественность, простотаобращения без фамильярности Искренность тона, лишеннаявсякойфальши Доверие без попустительства Просьба без упрашивания Советы и рекомендации без навязчивости
-
Ирония и юмор без уничижающей насмешливости Требовательность без мелкой придирчивости Спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении,исключающая безразличие и излишнюю возбудимость
-
5. Внешний вид учителя
Помним, на нас ежеминутно смотрят десятки глаз людей самого разного возраста: уважаем «в себе самого себя», педагогическая этика подразумевает особые требования к одежде учителя (но мы не уподобляемся «человеку в футляре»).
-
6.Авторитет
-это моральный статус педагога в коллективе воспитанников и коллег; -это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
-
Атмосфера в педагогическом коллективе
Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно». А. С. Макаренко писал, что «авторитет проистекает только от ответственности». Творческая атмосфера в коллективе - это деловые споры, педагогические дискуссии, борьба мнений. Отсутствие их ведет к разрушению творческой атмосферы. Однако споры полезны, когда они принципиальны, иначе создают отрицательный эмоциональный климат, порождающий взаимные обиды. В споре не преступи грани такта! Составной элемент творческой атмосферы - признание лидерства лучших мастеров, преподавателей. Творческая атмосфера - не самоцель, а средство повышения производительности труда педагога. Умение членов коллектива признавать лучшего лидером, желание использовать его опыт - еще один элемент творческой атмосферы. Задача же лидера - увлечь своими идеями, открытиями коллег. Юрий Олеша утверждал: «Творчество радиоактивно». Происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой.
-
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом - этикой. Этика в школе - это «практическая философия воспитания». Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.