Содержание
-
Фердинанд теннис
Фердинанд Тённис — немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, сторонник «понимающей социологии», основатель «формальной социологии».
-
-
Биография
Родился 26 июля 1855 года в деревнеоколонебольшогогородкаОльденсворт в Шлезвиг-Голштейне. Жилон в маленькомгородкеХусум в семье фермера. В 1872г. Он поступил в университет в Страсбурге и завершил университетское образование в Тюбингене в 1875г. Защитив диссертацию по классической филологии. Тённисполучилвсестороннееобразование. Онизучалфилософию, историю, классическиеязыки, археологию, экономику и статистику в университетахЙены, Бонна, Лейпцига, Берлина и Тюбингена. В 1877 годуполучилстепеньдокторафилософии в областиклассическойфилологии.
-
В дальнейшем его научные интересы охватывали достаточно широкий круг проблем социально- общественных дисциплин. 80-е 90-е годы были посвящены изучению социальной философии 18-19 веков. Результатом этих занятий явилась книга о Гоббсе, опубликованная в 1896 г., ряд важных статей о Лейбнице, Спинозе, Ницше, Спенсере, Марксе и др. Этизанятиянепрерывались и позже. ИзучениенаследияГоббсапобудилоТеннисавплотнуюзанятьсяфилософиейистории и философиейправа. Егособственнаяконцепциябыласформулирована в написанной в 1881 г. работе «Общность и общество (теоремафилософиикультуры)», котораязатемподтемженазваниемнеоднократнопереиздавалась. Именноэтаработа и составилаоснованиесоциологическойконцепцииТенниса.
-
Также в начале восьмидесятых проявился интерес Тенниса к социальной статике, в частности к проблемам преступности, бедности, самоубийства и др Большую часть жизни проработал в университете в Киле. В 1881 году ему присвоено звание приват-доцента. Звание полного профессора ему присвоили только в 1918 году, в возрасте 63 лет, через два года после того, как он вышел на пенсию. Наряду с эмпирической Теннис постоянно вел теоретическую работу в области социологии: книги «Мораль» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс и социальное развитие» (1926), «Введение в социологию» (1931). Академическое признание пришло к Теннису довольно поздно, не смотря на его обширную деятельность. Лишь в 1913 г. он стал внештатным профессором университета в Киле.
-
В 1910 г. воФранкфуртесостоялосьучредительноезаседаниенемецкогосоциологическогообщества, однимизучредителейкоторогобылТеннис. В 1921 г. онбылизбранегопрезидентом и оставался в этойдолжностидоразгонаэтогообществанацистами в 1933 г. Будучисоциал-демократом, онвыступалзаВеймарскуюреспублику и боролся с национал- социализмом, зачтоподвергсянападкамнацистов.Приказать или запретить что-либо Тённису было нельзя, так как к тому времени он уже был ученым с мировым именем; по этому его уволили. После он удалился в свой “серый городок” Хусум на берегу моря, где и умер 11 апреля 1936 году – ему был 81 год.
-
Методология
Один из создателей формальной школы. Попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую. Тённис различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая — динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.
-
Выделял два типа общества, два типа общественных связей — общинные и общественные, и три типа форм социальной жизни: 1. отношения 2. совокупности 3. корпорации или соединения, объединения, товарищества. По главной концепции Тённиса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.
-
Тённис различает «волю» двух типов: а) естественную — основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную — основа «гезельшафта» (общества). Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм. Гемейншафт характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию совместной жизни можно назвать «естественным» обществом, базирующимся на «естественной воле».
-
Гезельшафт представлен в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. Это деловая организация, в которой преобладает «рациональная воля». Типология гемейншафт — гезельшафт применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.
-
Спасибо заВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.