Презентация на тему "Проблемы типологии культуры"

Презентация: Проблемы типологии культуры
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Проблемы типологии культуры" состоит из 38 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    38
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Проблемы типологии культуры
    Слайд 1

    Т.А.КЕМЕРОВА ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Часть 1 культурология

  • Слайд 2

    Проблемы типологии культуры.Часть 1. Концепции культурно-исторических типов и линейная (стадиальная) схема периодизации культурыЦель изучения темы:

    Понимание основных принципов типологизации культур Знание основных моделей развития культуры Знание основных типологий культуры в рамках линейной, циклической и векторной модели Знание характерных признаков культурно-исторических типов культуры

  • Слайд 3

    Содержание

    1. Определение типологии и принципы типологизации 2. Основные модели развития культур 3. Периодизация истории по Дж.Вико 4. Гердер о разделении национальной культуры 5. Концепция культурно-исторических типов: Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин 6. Линейная модель исторического развития культуры 7. Векторная модель культурно-исторического процесса 8. Типологические характеристики культуры

  • Слайд 4

    Определение типологии

    Типология (от греческого τιπός – отпечаток, образ, λόγός – слово, понятие, учение) – упорядочение, классификация, систематизация сложных объектов, связанных между собой сходством черт или генетически. Тип культуры – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные ("типичные") черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей «Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные "типичные") черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей»[1].

  • Слайд 5

    Основные модели развития культур

  • Слайд 6

    Дж.Вико

    Джамбаттиста Вико (1668 – 1744) - философ, историк, профессор риторики университета Неаполя, историограф короля Неаполя. Главное его сочинение – «Основание Новой науки об общей природе наций» (1729)

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    И.Г.Гердер

    Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – немецкий просветитель, педагог, священник, философ, литературный критик. Сторонник идеи развития и естественного возникновения языка, поэзии, мышления, культуры, природы, общества. Основное сочинение – «Идеи к философии истории человечества» (1784).

  • Слайд 9

    Гердер: разделение национальной культуры

    Культура Ученая Народная Доминируют: наука искусство образование Доминирует: религия

  • Слайд 10

    Н.Я.Данилевский

    Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – русский социолог, культуролог, естествоиспытатель, публицист, идеолог панславизма. Участник научных экспедиций на Волге, Каспии, Белом море, Северном Ледовитом океане Основное сочинение – «Россия и Европа», 1871 г.

  • Слайд 11

    Н.Я.ДанилевскийКультурно-исторические типы:

    египетский китайский ассиро-вавилоно-финикийский халдейский, или древнесемитический индийский иранский еврейский греческий римский ново-семитический, или аравийский германо-романский, или европейский мексиканский и перуанский славянский

  • Слайд 12

    Н.Я.Данилевский: 4 вида деятельности, лежащие в основе типологизации культур:

    ▪ религиозная научно-теоретическая ▪ культурная эстетическая, художественная техническая, промышленная ▪политическая ▪ социально-экономическая

  • Слайд 13

    Н.Я.Данилевский: типы культур

  • Слайд 14

    Освальд Шпенглер

    1880 – 1936 Немецкий философ, культуролог, публицист, профессор математики Мюнхенского университета. Основное сочинение - «Упадок Запада» (в русском переводе – «Закат Европы»), 1918 г.

  • Слайд 15

    8 великих культур по О.Шпенглеру:

    Египетская Вавилонская Индийская Китайская Греко-римская Византийско-арабская Западноевропейская Народов майя Русско-сибирская

  • Слайд 16

    Динамика культуры по О.Шпенглеру

    Культура цивилизация

  • Слайд 17

    О.Шпенглер: понятие прасимвола

    «Египетская душа воображала себя странствующей по узкой и неумолимо предначертанной жизненной тропе. Такова была ее идея судьбы. Египетское бытие – это бытие странника; весь язык форм этой культуры служит олицетворением одного этого мотива. Рядом с пространством севера и телом античности египетский прасимвол скорее всего можно обозначить словом дорога». Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 265

  • Слайд 18

    О.Шпенглер:

    «Фаустовским является существование, которое протекает с полным самосознанием в виде внутренней жизни, которое само себя наблюдает, в высшей степени личная культура мемуаров, размышлений, воспоминаний о прошлом и ожиданий в будущем и, наконец, совести». Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 164

  • Слайд 19

    Арнольд Тойнби

    Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975) – английский историк, культуролог, политолог, эксперт МИД и участник послевоенных мирных конференций 1919 и 1946 г. С 1934 по 1961 год выходила его фундаментальная работа «Постижение истории» в 12 томах.

  • Слайд 20

    А.Тойнби:

    «Помимо западного мы можем сегодня видеть: 1) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России; 2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены; 3) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны; 4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном». Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 33

  • Слайд 21

    Концепция Вызова-и-Ответа А.Тойнби:

    «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и в более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию». Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 119-120 Вызовы природной среды: - стимул бесплодных земель - стимул новых земель Вызовы человеческой среды: - стимулы удара - стимулы постоянного давления

  • Слайд 22

    Динамика цивилизаций по А.Тойнби:

    рост надлом распад

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    П.Сорокин: 3 суперсистемы в истории

    В истории существовали и сменяли друг друга три основные суперсистемы, однако это не конкретные культурно-исторические типы или цивилизации, а скорее идеальные модели, черты которых присутствуют в конкретных исторических образованиях в большей или меньшей степени. Бесполезно было бы искать их в истории в чистом виде, считает Сорокин. Эти три суперсистемы - идеациональный (идеационный) тип, сенситивный (чувственный) идеалистический.

  • Слайд 25

    Периодизация культурной истории по П.Сорокину

  • Слайд 26

    Линейная модель развития культуры

  • Слайд 27

    Аврелий Августин

    Аврелий Августин, Августин Блаженный (354-430) - епископ Гиппонский, философ, проповедник, богослов, политик, один из Отцов Церкви, родоначальник христианской философии истории. Схема исторического процесса по Августину: от Адама до Всемирного потопа от Ноя до Авраама от Авраама до Давида от Давида до вавилонского пленения от вавилонского пленения до Рождества Христова от Рождества Христова до Страшного суда вечность С.Боттичелли. Святой Августин

  • Слайд 28

    Материалистическое понимание истории:Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1818-1883)

    Ступени развития человечества как прогрессивного, революционного процесса: Первобытнообщинная формация Рабовладельческая формация Феодальная формация Капиталистическая формация Коммунистическая формация

  • Слайд 29

    Карл Ясперс

    Карл Ясперс (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист, автор концепции «осевого времени», изложенной в работе «Смысл и назначение истории».

  • Слайд 30

    К.Ясперс: события осевого времени

    Китай: Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы Индия: Упанишады, Будда, Иран: зороастризм - учение о мире, где идет борьба добра со злом Палестина: пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя Греция: Гомер, Парменид, Гераклит, Платон, трагики, Фукидид и Архимед.

  • Слайд 31

    К.Ясперс: концепция осевого времени

    Осевые народы Народы , не вовлеченные в орбиту осевого времени Современная культура, возникшая на основе осевого времени Народы, утратившие свою внутреннюю культуру Осевое время Научно-техническая или 2-ая прометеевская Эпоха древних культур Доистори-ческая или прометеев-ская

  • Слайд 32

    Маргарет Мид

    Маргарет Мид (1901-1978) – выдающийся этнограф, антрополог. Ее называли символом современной науки, а ее книги вызывали интерес не только у коллег-ученых, но и у широкой публики. Проводила полевые исследования на Самоа, Адмиралтейских островах и Новой Гвинее. Самую большую известность получила ее книга «Культура и мир детства».

  • Слайд 33
  • Слайд 34

    Векторная модель историко-культурного процесса М.С.Кагана

    культура скотоводческих племен, культура земледельческих народов культура древних греков и римлян, опиравшаяся на развитое ремесленное производство

  • Слайд 35

    М.С.Каган: подсистемы европейской средневековой культуры:

    - религиозная - «культура храма и монастыря»; - светско-аристократическая – «культура замка и дворца»; - простонародная – «культура села и хутора»; - бюргерская – «культура средневекового города»

  • Слайд 36

    Фазы культурно-исторического процесса по М.С.Кагану:

    Движение от первобытной культуры к феодальной Движение от традиционной культуры к креативной – начинается в эпоху Возрождения и включает в себя Просвещение, Романтизм, Позитивизм, Модернизм, Постмодернизм.

  • Слайд 37

    Выводы:

    1. В рамках каждой модели сложилось несколько типологий культуры. Циклическую модель использовали Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин. 2. Линейная модель связана с идеей поступательного прогрессивного ( в большинстве концепций) развития культуры. 3. Современная наука исходит из идеи нелинейного развития, которая может быть применима и в науках о культуре. Примером может служить векторная модель развития культуры М.С.Кагана 4. Культура – сложный, многогранный феномен, ее типологизация может строиться на различных основаниях. Помимо выделения культурно-исторических типов как конкретных исторических образований, в той или иной мере явленных в истории, можно создавать идеальные модели, выделяя в качестве основания для типологизации ту или иную характеристику культуры.

  • Слайд 38

    Источники:

    Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. Кармин А.С. Культурология. СПб.,2011. Мид М. Культура и мир детства. М. 1983. Медведев А.В. Культурология: Курс лекций. Екатеринбург, 2008 Медведев А.В., Выгузова Е.В., Кемерова Т.А. Культурология: Учебное пособие. Екатеринбург, 2007 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Источник портретных иллюстраций: http://images.yandex.ru http://ru.wikipedia.org

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке