Содержание
-
Финансирование выборов: правовое регулирование и практика
-
Финансирование выборов — базовое понятие, на котором должно строиться правовое регулированиеЦелесообразно под финансированием выборов понимать все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов и не ограниченные рамками избирательных кампаний..
Прямое финансирование выборов — перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах. Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.
-
два разных пути решения проблемы:1. первый — запрещение негосударственного финансирования в любой форме;2. второй — сочетание государственного и негосударственного финансирования выборов. Второй путь представляется более приемлемым. Во-первых, мы на него уже встали и по этому пути идет большинство стран мира. Опыт зарубежных стран показывает, что государство так или иначе участвует в финансировании выборов, прямо или косвенно субсидирует партии, средства массовой информации, политические фонды в связи с их участием в выборах. Во-вторых, этот путь позволяет использовать негосударственные средства, уменьшая тем самым нагрузку на бюджеты. В-третьих, рассматриваемый путь дает возможность использовать разные модели финансирования выборов с учетом региональных особенностей — в зависимости от условий регулировать удельный вес государственного и негосударственного финансирования, ужесточать или смягчать правила использования тех и других средств.
-
Характеристика выборов как правоотношений между народом и кандидатами не исчерпывает всего содержания выборов как правоотношений. Отношения между кандидатами и народом — общие конституционные правоотношения, которые порождают конкретные правоотношения. Субъекты конкретных избирательных правоотношений вступают не только в публично-правовые отношения (регистрация кандидатов, предвыборная агитация посредством митингов, уличных шествий и т. п.), но и частноправовые (отношения по приобретению бумаги для предвыборной агитации и др.)Можно и нужно вести речь о сочетании гражданско-правовых и публично-правовых отношений при финансировании выборов. Назначение бумаги, источник средств, за счет которых она куплена, не представляет интереса для гражданского права. Покупатель становится собственником бумаги и потому вправе использовать ее по своему усмотрению. Однако взгляд на сделку с публично-правовой позиции требует ее корректировки как минимум в части источника средств оплаты бумаги.
-
Избирательный фонд — это денежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), которые аккумулируются и расходуются в установленном законодательством порядке. Законодательство за короткое время прошло сложный путь: сначала целесообразность создания таких фондов категорически отрицалась, затем было признано право кандидатов, избирательных объединений (блоков) создавать такие фонды и управлять ими и, наконец, избирательные фонды превратились в обязательный атрибут всех выборов.
Избирательный фонд — публично-правовое образование, имеющее строго целевое назначение и временный характер. Поэтому вопросы владения, пользования и распоряжения избирательным фондом не могут регулироваться гражданским правом, а составляют предмет специального правового регулирования средствами избирательного и финансового права. Кандидат не является собственником избирательного фонда, но управляет им сам либо поручает управление своему представителю.
-
четыре вида избирательных фондов 1. избирательный фонд кандидата в депутаты Государственной Думы;
избирательный фонд избирательного объединения; избирательный фонд избирательного блока; избирательный фонд кандидата в Президенты Российской Федерации.
-
избирательные фонды имеют временный характер и строго целевое назначение. В них должны аккумулироваться все средства, затрачиваемые на избирательные кампании всеми участниками выборов, кроме избирательных комиссий;избирательный фонд создается, функционирует и ликвидируется в установленном порядке;ответственность за поступление и расходование средств фонда несет кандидат, его полномочный представитель, а на выборах в Государственную Думу по общефедеральному округу — избирательное объединение (блок). При этом юридическая ответственность до настоящего времени не определена.Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета в банке. На федеральных выборах счет может быть открыт только в Сбербанке Российской Федерации. Федеральный закон об основных гарантиях не содержит столь категоричного требования, что дает субъектам Федерации возможность устанавливать круг банков по своему усмотрению, вплоть до исключения из него Сбербанка Российской Федерации.
-
.
Необходимыми предпосылками открытия счета для кандидата являются: - письменное уведомление соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата при наличии согласия на эту акцию со стороны последнего; - разрешение избирательной комиссии, для получения которого кандидат должен письменно обратиться в комиссию; - заявление кандидата в банк об открытии счета. На последних выборах депутатов Государственной Думы можно было открыть счет либо по месту жительства, либо в избирательном округе, где кандидат был зарегистрирован, на президентских выборах — в любом отделении Сбербанка Российской Федерации на территории России. Почти все кандидаты в депутаты Государственной Думы открыли счета в своих избирательных округах.
-
Основаниями открытия счета на федеральных выборах являются: - наличие заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии списка кандидатов; - заявление в банк уполномоченного представителя избирательного объединения (блока) по финансовым вопросам, назначенного избирательным объединением; - карточки (2 экз.) с образцами подписей и оттиском печати избирательного объединения, которые также должны быть заверены в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Порядок заверения не установлен. Практически это делает руководитель Финансового управления Аппарата Комиссии. Полномочный орган избирательного объединения устанавливает лиц, имеющих право первой подписи и право второй подписи. Последнее обычно предоставляется главному (старшему) бухгалтеру организации — избирательного объединения; - разрешение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на открытие счета, которое на практике имеет форму обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в отделение Сбербанка Российской Федерации, подписываемого Председателем или Заместителем Председателя Комиссии.
-
Избирательный фонд считается ликвидированным в момент закрытия специального избирательного счета. Основаниями ликвидации являются: - отказ избирательной комиссии в регистрации кандидата (списка кандидатов); - отказ кандидата, избирательного объединения (блока) от регистрации или пропуск сроков регистрации; - представление итогового финансового отчета после выборов; - отмена регистрации кандидата, списка кандидатов как мера ответственности за избирательные правонарушения.
-
Вопрос о порядке закрытия специального избирательного счета законодательством не регулируется. Между тем практика показывает, что некоторые кандидаты, избирательные объединения не закрывают счета длительное время, хотя и лишены возможности совершать операции без разрешения избирательной комиссии. После парламентских выборов 1993 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации несколько лет разбиралась с незакрытыми счетами некоторых кандидатов в депутаты, уговаривая их распорядиться средствами. Следовало бы предоставить окружным избирательным комиссиям право закрывать специальные счета в указанных выше случаях, если владелец счета не делает это самостоятельно.
-
Существуют следующие законные источники средств избирательных фондов: -- бюджетные средства; -- собственные средства кандидата, избирательного объединения (блока); -- средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком); -- добровольные пожертвования граждан; -- добровольные пожертвования юридических лиц.
-
На практике в ходе выборов возникли проблемы, связанные с фактическим финансированием избирательных кампаний так называемыми третьими лицами, минуя избирательный фонд того или иного кандидата, избирательного объединения (блока). Избирательное законодательство запрещало использовать для ведения предвыборной борьбы иные денежные средства, кроме средств, поступающих в избирательные фонды (ст. 52 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, ст. 45 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации). Однако этот запрет был адресован только кандидатам, избирательным объединениям (блокам). Названные федеральные законы отступили от требования Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (1994 г.), который исходил из невозможности использования средств, минуя избирательные фонды, не только кандидатами, избирательными объединениями (блоками), но и иными лицами. В статье 28 сказано: "В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды".
-
Федеральный закон об основных гарантиях содержит более жесткий запрет на финансирование избирательных кампаний, минуя избирательные фонды. Сформулированы как права, так и запреты, адресованные гражданам и юридическим лицам. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), только через соответствующие избирательные фонды (п. 11 ст. 47). Допускается добровольное бесплатное выполнение гражданами работ, оказание услуг по подготовке и проведению выборов только лично, без привлечения третьих лиц. Ответственность за иные правонарушения при финансировании выборов достаточно проработана. К таковым относятся правонарушения, связанные с незаконным невозвращением и использованием средств избирательных фондов, финансовые правонарушения, допускаемые избирательными комиссиями, иные правонарушения, допускаемые банками, средствами массовой информации, также кандидатами, избирательными объединениями (блоками). Законом установлено, что если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений (блоков) от граждан или юридических лиц, органов и организаций, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные настоящим Законом, то кандидаты, избирательные объединения (блоки) обязаны вернуть эти пожертвования жертвователям соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер, с указанием причины возврата. Нарушение обязанности по возврату средств влечет административную ответственность кандидата, должностного лица или уполномоченного избирательного объединения (блока) в виде штрафа и списания со счета невозвращенной суммы в доход государства (субъекта Российской Федерации, местного самоуправления). В настоящее время установлена административная ответственность за незаконное принятие кандидатом, избирательным объединением (блоком) пожертвований от иностранного государства, иностранного гражданина, иностранной организации, от международных организаций или общественных объединений, от юридических лиц с иностранным участием (ст. 4012 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях)1. Эта норма нуждается в изменении, так как охватывает не весь круг лиц, которые не могут вносить взносы и пожертвования.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.