Презентация на тему "Электронное учебное пособие "Избирательное право РФ"" 9 класс

Презентация: Электронное учебное пособие "Избирательное право РФ"
Включить эффекты
1 из 76
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "Электронное учебное пособие "Избирательное право РФ"" по обществознанию. Состоит из 76 слайдов. Размер файла 0.62 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    76
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    право
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Электронное учебное пособие "Избирательное право РФ"
    Слайд 1

    Избирательное правоРоссийской Федерации

    Электронное учебное пособие Автор: Базалук Ольга Сергеевна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Пангоды» Пангоды 2009

  • Слайд 2

    Цель всеобщего голосования – выявить Волю Народа: ту истинную Волю, которая будет все направлять лучшим образом для народа. Существует ли такая единая Воля и какова она? – никто не знает. Но замечательно, что при разной системе подсчета голосов мы узнаем эту волю по-разному и даже противоположно. А.И. Солженицын

  • Слайд 3

    Электронное учебное пособие предназначено для учащихся 9 класса, изучающих курс « Политика и право» на базовом уровне и для учащихся 10-11-х классов, изучающих курс «Правоведение» на профильном уровне. Оно является учебным пособием к учебникам А.Ф.Никитина «Политика и право»для 9 класса и «Правоведение» для 10-11 классов. Пособие знакомит учащихся с основными положениями избирательного права и включает в себя методические разработки по следующим темам: История выборов; Основные параметры российского избирательного права; Субъекты избирательного права; Источники избирательного права; Выборы и избирательные системы; Избирательный процесс: понятие и основные этапы. Данное учебное пособие предназначено для глубокого изучения вопросов избирательного права и способствует развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения, формированию его гражданской позиции.

  • Слайд 4

    ДОРОГИЕ РЕБЯТА! Перед вами электронное учебное пособие (ЭУП) по одному из важнейших разделов правоведения «Избирательное право». Правовое образование и воспитание в нашей стране занимает одно из важнейших мест в формировании социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого взрослого человека, каждого гражданина Российской Федерации. Это объясняется тем, что новые явления в общественно-политической, экономической жизни России, идущей по пути развития рыночных отношений, создания правового государства, построения гражданского общества и сопровождается значительным ростом многообразных правовых отношений, их усложнением. Гражданин постоянно выбирает – в политической, экономической и социальной сферах и делает это потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, региона, города, поселка, села. Практика выборов наглядно показывает, что чем активнее и сознательнее население страны участвует в управлении своей страной, тем быстрее такое общество приходит к высокому уровню своего развития – экономическому, политическому, социальному, духовному. Цель ЭУП – помочь в усвоении необходимого учебно-методического материала. Предлагаемое методическое пособие поможет тем, кто желает изучить право на основе современного научного содержательно-методического уровня как полноценный предмет. В процессе работы с ЭУП вам предлагаются различные формы деятельности. Знакомясь с новыми понятиями, вам необходимо заносить их в МОЙ СЛОВАРЬ

  • Слайд 5

    Тема № 1 : История выборов

    Цели занятия: проследить исторический путь выборов с древнейших времен до наших дней; применить ранее полученные знания на практике. Основные понятия: первобытная демократия, народное собрание, выборность, иерархия, Государственная Дума

  • Слайд 6

    Человеку и человечеству вообще свойственно выбирать. Не лишен интереса в этом смысле первобытный период, именно тогда появились те черты и свойства народовластия, которые впоследствии получили развитие и относительное завершение. Элементы первичного родового народовластия называют « первобытной демократией». В те далекие времена выбирали предводителей родов на совете взрослых сородичей. Однако в некоторых случаях власть этого совета дублировалась замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной. Например, у обских угров и селькупов (современная территория на севере ЯНАО), общественной жизнью в мирное время руководили старики, а в военное на первый план выходили воины-предводители, батыры. Достаточно развитых форм достигла родовая и военная демократия у древних исландцев, германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской (« гомеровской») Греции. Однако со временем возможности родовой и военной демократии перестают удовлетворять разрастающиеся гражданские общины Греции. В V веке до н.э. в Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавший с годами правления Перикла. При нем народному собранию были четко приданы законодательные функции. Из органа родовой демократии он превратился в орган государственной власти. Должностные лица государства ( военные, ведавшие финансами, строительством судов и др.) либо избирались, либо назначались по жребию. Выборность, срок пребывания на посту, коллегиальность, отсутствие иерархии подчиненности, отчетность – все это обеспечивало административному управлению Афин ярко выраженный демократический характер.

  • Слайд 7

    По-иному развивалась демократия в Риме. Первоначальными «органами демократии» были куриатные комиции ( от лат.сomitiacuriata), в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важнейших дел. В комициях избирали « царя», что-то вроде военного вождя. Его власть была ограничена Сенатом. Постепенно роль комиций в политической жизни уменьшалась и на первое место выдвигалась деятельность Сената. Он состоял из 100-300 членов, которых называли «отцами», а их детей – патрициями ( «имеющими отца»). Шли годы, столетия… Сменялись государства и формы народовластия. В 1265 году состоялось первое заседание английского парламента. Это был орган сословного представительства. В XIV веке он был разделен на палату лордов и палату общин. Палату лордов составляли приглашенные королем высшие чины церкви и знатные феодалы, а палата общин формировалась путем выборов: в нее входили по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 гражданина от каждого крупного города. Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече – орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Поэтому для русского семейно- родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: « Мир- великий человек», « Куда мир – туда и мы», « На миру и смерть красна». В период Московского царства при государе возникла Боярская Дума, которая в чрезвычайных случаях усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича. Екатерина II наметила созыв комиссии, призванной разработать новое законодательство. В эту комиссию многие члены входили по выбору. В «Наказе» (1766), написанном для этой комиссии государыня провозгласила идеи общей свободы граждан и равной обязанности всех перед лицом государственной власти. В августе 1905 года Николай II подписал Манифест о создании Государственной Думы. Первоначально она являлась законосовещательным органом, а согласно Манифесту от 17 октября 1905 года приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся. Деятельность Государственной Думы возродилась в начале 90-х гг.с началом перестройки в стране. В советское время выборы представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе. А с падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены.

  • Слайд 8

    Попытайтесь подтвердить или опровергнуть ниже предложенную мысль примерами из мировой и отечественной истории. "Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора как таковой, и все то в политике, что в той или иной степени допускало свободное волеизъявление при формировании власти или решении иных краеугольных государственных проблем, было либо зачатком демократии, либо ее непосредственным проявлением" (Л. Мизес, австрийский экономист). Познавательная задача

  • Слайд 9

    Тема № 2: Основные параметры российского избирательного права

    Цели занятия: сформировать представление об основных параметрах российского избирательного права, его принципах и ограничениях; развивать умение систематизировать материал. Основные понятия: избирательное право, активное и пассивное избирательное право, выборы, кандидат

  • Слайд 10

    План занятия:

    Понятие «Избирательное право». Принципы избирательного права. Ограничения избирательного права.

  • Слайд 11

    Понятие «Избирательное право» В науке конституционного права прочно укоренилась точка зрения о двух значениях избирательного права . В объективном значении ( в широком смысле) избирательное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Некоторые правоведы данную совокупность норм именуют подотраслью конституционного права либо ее правовым институтом, а другая группа склонна полагать, что избирательное право есть самостоятельная отрасль национального права России. В субъективном значении избирательное право распадается на право избирать ( активное избирательное право), открывающее гражданину возможности голосовать за кандидата, которого он считает достойным, либо голосовать против всех; право быть избранным (пассивное избирательное право), предоставляющее лицу возможность участия в выборах в качестве кандидата С какой точкой зрения согласны вы? Свой ответ обоснуйте. Как, по вашему мнению, соотносятся между собой активное и пассивное избирательное право?

  • Слайд 12

    2. Принципы избирательного права. Принципы избирательного права- это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Они подразделяются на 2 группы: Принципы, характеризующие участие граждан в выборах: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свободное и добровольное участие гражданина в избирательной кампании Принципы, отражающие организацию и проведение выборов: обязательность; периодичность; альтернативность; состязательность; гласность Вне сомнения, всеобщее, равное и прямое избирательное право, тайность голосования занимают в иерархии принципов главенствующее положение. Они являются основными, универсальными принципами. Таким статусом их наделяют международно-правовые документы, национальные конституции многих стран. Так, согласно п.3 ст.21 Всеобщей декларации прав человека воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичная норма содержится в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. В Российской Федерации принципы избирательного права закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  • Слайд 13

    Практикум Ребята! А теперь проанализируем принципы первой группы, используя знания, полученные ранее. Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права ( Вспомните – какого?) Принцип равного избирательного права указывает, что граждане, участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу. ( Вспомните, были ли периоды в истории России, когда избиратели имели не равное количество голосов по отношению друг к другу. С чем это было связано?) Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов ( или списков кандидатов) непосредственно ( ст.6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается ( п.4 ст.64 Федерального закона от 12 июня 2002 г.) ( Почему, по вашему мнению, каждый избиратель должен голосовать лично?) Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Для этого существуют определенные процедуры: заполнение избирательного бюллетеня в специально отведенной кабине для голосования или в отдельном помещении. ( Как вы думаете, является ли нарушением закона заполнение бюллетеня без захода в кабину? Ответ обоснуйте) Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах. ( Ребята! Попытайтесь самостоятельно проанализировать данный принцип и привести примеры). Подсказка: данный принцип закреплен п.3 ст.3 Федерального закона от 12 июня 2002 г., Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

  • Слайд 14

    Наследующем этапе работы проанализируем принципы второй группы. Обязательность и периодичность выборов закреплены в ст.9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Их отражение в законе вполне обоснованно ( Подумайте, почему? Ответ обоснуйте) Альтернативность и состязательность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений и блоков ( Как вы считаете, состязательность выборов может привести к конфликту между кандидатами? Ответ обоснуйте) Гласность выборов - неотъемлемая черта избирательных кампаний. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 года содержит несколько статей об информационном обеспечении выборов, опросах общественного мнения. ( Зачем, по вашему мнению необходима гласность выборов, чему она способствует?)

  • Слайд 15

    3. Ограничения избирательного права. В российском законодательстве имеются ограничения избирательного права. Иностранные граждане и лица без гражданства. Законодательство России предоставляет иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на муниципальных выборах на условиях, идентичных для граждан РФ. Такое право реализуется иностранными гражданами на основании международных договоров РФ. Во все иные уровни власти путь для иностранных граждан закрыт. Кроме того, ФЗ от 12 июня 2002 г. Запрещает им осуществлять деятельность, способствующую или препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах ( п.6 ст.3). Активным и пассивным избирательным правом обладают граждане России, имеющие гражданство другого государства ( ч.2 ст.62 Конституции РФ). Двойное и множественное гражданство не служит препятствием для участия их носителей в выборах. Возрастной ценз. Одним из условий обладания активным избирательным правом является достижение гражданином 18-летнего возраста, а применительно к пассивному избирательному праву законодательство вводит лишь минимальные возрастные пределы. В соответствии с п.8 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. допускаемый минимальный возраст кандидата на день голосования – 21 год на выборах в законодательный орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления; 30 лет- на выборах высшего должностного лица региона; 35 лет- на выборах на должность Президента РФ. Федеральное законодательство запрещает установление максимального возраста кандидата.

  • Слайд 16

    3. Факт постоянного или преимущественного проживания на определенной территории. Он не имеет значения при реализации пассивного избирательного права. На этот счет имеется предписание закона, согласно которому ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина, включая требования к продолжительности и сроку его проживания, устанавливаются только Конституцией РФ. В данном отношении речь идет только в ч.2 ст.81 Основного Закона, позволяющей баллотироваться на должность Президента РФ гражданам, проживающим в России не менее 10 лет. Совсем иное значение факт постоянного или преимущественного проживания имеет для реализации активного избирательного права. Основание для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. 4. Недееспособность. Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду ( ч.3 ст.32 Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.) в выборах не участвуют. К ним относятся лиц, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. 5. Заключенные и лица, имеющие судимость. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда ( ч.3 ст.32 Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.), не могут голосовать и быть избранными. 6. Несовместимость депутатского мандата или выборной должности с деятельностью иного рода. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности ( п.9 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.)

  • Слайд 17

    7. Ограничение количества сроков занятия должности. Ограничение занятия должности более установленного количества сроков подряд, ограничение пассивного избирательного права закреплено Федеральным законом от 12 июня 2002 г. ( п.6 ст.4) и Конституцией РФ. В них закреплено правило, не позволяющее одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. 8. Лишение права занимать выборные государственные и муниципальные должности. Данное положение закреплено п.7 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. , согласно ему наличие в отношении гражданина вступившим в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока не дает ему возможность быть зарегистрированным в качестве кандидата. Ребята! А теперь выполните тест для самопроверки по теме занятий № 1-2.

  • Слайд 18

    Т Е С Т 1. Элементы первичного родового народовластия называют: а) « народной демократией»; б) « первобытной демократией»; в) « общинной демократией». Первое заседание английского парламента состоялось в : а) 1260 году; б) 1265 году; в) 1270 году. 3. Закончите следующее определение6 «Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется а) активным избирательным правом; б) пассивным избирательным правом; в) классическим избирательным правом.

  • Слайд 19

    4. Каков один из принципов избирательного права Российской Федерации? а) всеобщее; б) принципиальное; в) элитарное. 5. Закончите следующее предложение : «Избирательным правом не обладают граждане РФ: а) старше 70 лет; б) профессиональные военные; в) признанные недееспособными по суду. ПРИМЕЧАНИЕ: Если в ходе выполнения теста вы допустили: 3 ошибки вы получаете оценку «3» 1-2 ошибки – «4» 0 ошибок - «5»

  • Слайд 20

    ВЕРНО ! МОЛОДЕЦ ! ПРОДОЛЖАЙ ДАЛЬШЕ!

  • Слайд 21

    НЕ ВЕРНО! ПОПРОБУЙ ЕЩЕ РАЗ, У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ.

  • Слайд 22

    Тема № 3: Субъекты избирательного права

  • Слайд 23

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: сформировать представление о субъектах избирательного права и избирательных комиссиях, их правовом статусе; избирательных объединениях и блоках; роли СМИ в информационном обеспечении выборов; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: избиратель, кандидат, доверенное лицо, наблюдатель, уполномоченный представитель, избирательная комиссия, избирательное объединение, избирательный блок.

  • Слайд 24

    ПЛАН ЗАНЯТИЯ Граждане Российской Федерации как субъекты избирательного права. Избирательный статус избирательных комиссий. Избирательные объединения и блоки.

  • Слайд 25

    Граждане Российской Федерации как субъекты избирательного права. Российские граждане в период избирательной кампании являются обладателями специальной право- субъектности различных видов. Каждый из них обладает определенным правовым статусом: Избиратель Кандидат Доверенное лицо Члены избирательной комиссии Уполномоченные представители Наблюдатель

  • Слайд 26

    ИЗБИРАТЕЛЬ Граждане, располагающие правом избирать ( активное избирательное право), называются избирателями. Избиратели участвуют в осуществлении избирательных действий с начальных шагов выборной компании (выдвижение кандидатов) и до финиша (голосования), находя себе в этих рамках разное применение . По желанию они могут попробовать себя в роли сборщика подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а может ограничится пассивным участием в агитационных акциях того или иного претендента. Многих людей устраивает статус потенциальных избирателей. Обязательным и необходимым условием реализации гражданином права избирать является включение его в список избирателей. Согласно п.2 ст.17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. В списки избирателей включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Гражданин включается в список только на одном избирательном участке. Избиратель вправе принимать участие в осуществлении иных избирательных действий: выдвигать кандидата ( списка кандидатов); в агитационных мероприятиях; в голосовании на избирательном участке, вне помещения участка, досрочном голосовании. Гражданин вправе обжаловать решения и действия ( бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц в вышестоящую избирательную комиссию.

  • Слайд 27

    Кандидат Кандидат- гражданин РФ, обладающий правом быть избранным (пассивным избирательным правом) в органы государственной власти и местного самоуправления. Граждане могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение осуществляется путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением или блоком. Чтобы приобрести статус кандидата, гражданину необходимо представить в избирательную комиссию документы, установленные законодательством. С момента подачи документов кандидат считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата. Статус выдвинутого кандидата позволяет ему приступить к формированию собственного избирательного фонда; начать агитацию в формах, предусмотренных законом. Сложнее стать зарегистрированным кандидатом. Для этого к уже сданным в избирательную комиссию документам следует прибавить подписные листы, собранные в поддержку кандидата или внести избирательный залог. Согласно п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. количество подписей, необходимых для регистрации, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Зарегистрированный кандидат располагает серьезными гарантиями, позволяющими ему направить всю свою энергию на достижение победы на выборах, защищены и его трудовые права. Без согласия кандидата его не могут перевести на другую работу, направить в командировку, призвать на военную службу или военные сборы. Со дня регистрации претендента и до дня официального опубликования результатов выборов кандидата по его заявлению обязаны освободить от работы или учебы.

  • Слайд 28

    Члены избирательных комиссий делятся на две категории : с решающим и совещательным голосом. Статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса приобретается путем его назначения соответствующим субъектом, установленным Федеральным законом от 12 июня 2002 г. К таким субъектам относятся: Президент РФ, обе палаты Федерального собрания РФ, законодательные органы государственной власти и высших должностных лиц субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления, вышестоящие избирательные комиссии . Срок их полномочий соответствует сроку деятельности комиссии в целом. Элементами правового статуса членов комиссии с правом решающего голоса являются их права и обязанности, гарантии деятельности, предоставляемые существующим законодательством. Полномочия членов комиссий с правом совещательного голоса начинаются со дня представления кандидатом, избирательным объединением ( блоком) документов для регистрации. Они, как и члены комиссии с правом решающего голоса, вправе выступать на заседаниях избиркома, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии. У членов комиссии есть право обжаловать действия или бездействие комиссии в вышестоящую комиссию или в суд. Члены избирательных комиссий

  • Слайд 29

    Доверенное лицо Этим статусом наделяются лица, назначенные кандидатами, избирательными объединениями (блоками). В п.1 ст.43 Федерального закона от 12 июня 2002 г. указывается, что регистрация доверенного лица производится на основании «заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом» избирательной комиссией, регистрирующей кандидатов. Доверенными лицами не могут быть: сами кандидаты; лица, замещающие государственные должности категории «А»; лица, замещающие выборные муниципальные должности. Полномочия доверенных лиц охватывают деятельность, способствующую выдвижению и избранию зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока. Они вправе вести агитационную работу. Законодательство позволяет доверенному лицу иметь полномочия наблюдателя.

  • Слайд 30

    Наблюдатели Наблюдатели - граждане России, уполномоченные осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссии в период поведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов ( подп.42 п.1 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Наблюдатели имеют право: знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования; присутствовать при голосовании вне помещения избирательного участка; наблюдать за подсчетом выданных и погашенных бюллетеней; получать от комиссии заверенные копии протоколов об итогах голосования; обжаловать действия (бездействие) избиркома в суд или вышестоящую избирательную комиссию . ( ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г.) Поскольку наблюдатель – заинтересованное лицо, ему запрещается: выдавать избирателям бюллетени; расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей и др.

  • Слайд 31

    Уполномоченные представители Уполномоченныепредставителикандидатов, избирательных объединений и блоков обладают своим полем деятельности. Их количество не ограничивается законодательством. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. Подразумевает так называемую специализацию уполномоченных представителей: осуществляющие координацию с избирательными комиссиями; специализирующиеся на финансовых вопросах, возникающих в связи с созданием избирательных фондов и открытием специальных избирательных счетов; специализирующиеся на заключении договоров с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (оказание услуг), связанных с избирательной кампанией ( п.4 ст.59 Федерального закона от 12 июня 2002 г.).

  • Слайд 32

    2. Избирательный статус избирательных комиссий. Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ образуют систему, которая включает: ЦИК РФ; избирательные комиссии субъектов Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные комиссии; территориальные комиссии ( районные, городские и т.д.); участковые комиссии. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. Предусматривает создание временных избирательных комиссии ( п.5. ст.10) Полномочия избирательных комиссий. Они реализуют две основные функции – осуществление и защита избирательных прав граждан, подготовка и проведение выборов. А связи с этим вытекают их полномочия: Организационно-распорядительные Комиссии обеспечивают реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Контрольные В ведении избиркомов находится контроль за целевым использованием средств, предназначенных на выборы, соблюдением единого порядка агитации и голосования Финансовые Комиссии осуществляют меры по организации финансирования избирательной кампании, распределению средств между нижестоящими комиссиями Рассмотрение жалоб Избиркомы принимают к выяснению жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и выносить по ним мотивированные решения

  • Слайд 33

    Принципы деятельности избирательных комиссий Принцип коллегиальности Решения принимаются при поддержке большинства голосов от установленного числа членов комиссии ( п.13 ст.28 Федерального закона от 12 июня 2002 г.) Принцип обязательности решений комиссии Общее правило касается обязательности актов комиссий для властных органов, организаций и учреждений всех форм собственности, избирателей при условии, что эти акты приняты в рамках отведенной компетенции Принцип гласности Реализуется посредством различных форм: на заседании комиссии могут присутствовать представители органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных объединений, СМИ. Избирком обязан публиковать в СМИ различного рода сведения и решения

  • Слайд 34

    3. Избирательные объединения и блоки Избирательными объединениями признаются политические партии, имеющие право Участвовать в выборах; региональные отделения или иные структурные подразделения политических партий, также допущенные к выборам; общественные объединения при проведении выборов в органы местного самоуправления. Политические партии и их отделения- исключительные монополисты права формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Избирательный блок - это создаваемый в законодательном порядке добровольный союз двух и более избирательных объединений; добровольный союз одной или нескольких политических партий, являющихся избирательными объединениями, с одним или несколькими общероссийскими общественными объединениями. Требование п. 29 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. – в избирательный блок вправе вступать не более трех избирательных объединений и общероссийских общественных объединений. РЕБЯТА! Вспомните, какие крупнейшие политические партии России вы знаете. Назовите их лидеров.

  • Слайд 35

    Принцип тайного голосования призван обеспечить избирателю полную свободу волеизъявления на выборах. В большинстве стран тайное голосование осуществляется посредством бюллетеней, в которых избиратель либо вычеркивает фамилии кандидатов или названия партий, против которых он выступает, либо, наоборот, отмечает фамилию кандидата или название партии, за которую отдает свой голос. Производится это в специальном помещении, в котором избиратель находится один. Затем избиратель опускает бюллетень в ящик для голосования. В некоторых странах (Болгария, Польша) с целью дополнительного обеспечения тайны голосования бюллетени вкладываются в конверты. В США голосование осуществляется посредством избирательной машины. КАКАЯ ИЗ ФОРМ ГОЛОСОВАНИЯ ВАМ КАЖЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ДЕМОКРАТИЧНОЙ? ОТВЕТ ОБОСНУЙТЕ. Познавательная задача

  • Слайд 36

    Тема № 4. Источники избирательного права

  • Слайд 37

    Цели занятия: сформировать представление об источниках избирательного права: международно-правовых, федеральных, региональных и муниципальных; развивать умение работать с различными источниками знаний. Основные понятия: международно-правовые документы, федеральные источники избирательного права, конституционное право

  • Слайд 38

    План занятия Международно-правовые источники избирательного права. Федеральные источники российского избирательного права. Региональные и муниципальные источники избирательного права.

  • Слайд 39

    Международно-правовые источники избирательного права Международно-правовые документы являются источниками российского права. Об этом сказано в Конституции РФ ( ч.4 ст.15), где зафиксировано, что частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Естественно, такие источники есть и в сфере избирательного права. К числу общепризнанных международно-правовых документов относятся: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о защите прав человека и основных свобод с протоколами. Международно- правовые документы делятся на универсальные и региональные; обязательные для исполнения и имеющие рекомендательный характер: Универсальные акты- нормы Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, применяющихся повсеместно, т.к. разработаны в рамках ООН Региональные документы устанавливают избирательные стандарты, имеющие распространение в определенном регионе Документы, обязательные для исполнения- Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских, политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированных различными государствами Рекомендательные международные акты представлены различными документами, принятыми СБСЕ на конференции по человеческому измерению, проходившими последовательно в Париже (1989 г.), Копенгагене (1990), Москве ( 1991)

  • Слайд 40

    Практикум Р Е Б Я Т А ! Прокомментируйте содержание статей № 18 , 19, 21 «Всеобщей Декларации прав человека» Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Статья 21 Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Свои комментарии дополняйте примерами и собственными выводами. УДАЧИ В РАБОТЕ!

  • Слайд 41

    Федеральные источники российского избирательного права Кроме международно-правовых документов избирательное право располагает собственной системой внутренних нормативных источников, среди которых КОНСТИТУЦИЯ РФ, занимающая главенствующее положение. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Ребята! Используя текст Конституции РФ, определите, в каких ее статьях говорится об избирательном праве граждан РФ. Процитируйте эти статьи. Кроме Конституции РФ существуют Федеральные законы, регламентирующие выборы. Они образуют самостоятельную систему источников избирательного права России. В составе этой системы: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. « О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. « О государственной системе Российской Федерации «Выборы»; Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и др. Каждый из указанных законодательных актов выполняет отведенную ему роль. Например, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. определяет основные гарантии осуществления гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах.

  • Слайд 42

    РЕБЯТА! Внимательно прочитайте познавательную задачу и попытайтесь ответить на вопрос к ней, подтвердив ответ соответствующей статьей Конституции РФ ( если она есть) Гражданин России и США Антонов (бывший эмигрант из России, жил в РСФСР в детстве в течение 12 лет), постоянно проживающий последнее время в США, решил принять участие в выборах Президента РФ. Однако в Центральной избирательной комиссии заявили, что Антонов не может этого сделать, так как согласно Конституции РФ для этого необходимо проживать на территории РФ последние десять лет перед выборами в России. Правомерно ли заявление ЦИК? Познавательная задача

  • Слайд 43

    3. Региональные и муниципальные источники избирательного права Начало формирования регионального законодательства о выборах было положено в 1993 году. Основным правовым источником этого процесса стала Конституция РФ. Процесс становления избирательного законодательства в регионах прошел четыре этапа: Октябрь 1993 – декабрь 1994 гг. Отмечен несколькими особенностями: отсутствием федерального законодательства о выборах; регулированием избирательного процесса президентскими указами; частыми отступлениями от требований федеральных нормативных источников и др. В Указах Президента РФ от 27 и 29 октября 1993 г. наблюдалось отсутствие деталей, четких процедур, неурегулированность многих механизмов и т.д. Декабрь 1994 – сентябрь 1997 гг. Сложился под воздействием закона от 6 декабря 1994 г., первого федерального закона, регулирующего организацию и проведение выборов в постсоветской России. Он стал базовым избирательным законом и основой федеральных законодательных актов о выборах Президента РФ, депутатов Государственной думы и др. В итоге в 1995-1997 гг. в подавляющем большинстве субъектов РФ были приняты законы, на основании которых проводились выборы в представительные органы государственной власти и состоялись выборы более 70 глав исполнительной власти. Сентябрь 1997 – июнь 2002 гг. Стал этапом формирования избирательных систем субъектов РФ и обусловлен принятием Федерального закона от 19 сентября 1997, продолжившего традиции своего предшественника, т.к были сохранены основные институты избирательного права и избирательного процесса. Но он более строго подошел к вопросу защиты избирательных прав граждан, максимально исключив ограничительные цензы. В этот период избирательное законодательство регионов представляло собой массу различных по форме законов. Июнь 2002 г. – по настоящее время Отличается от предыдущих этапов кардинальной заменой избирательных институтов. Принятый 12 июня 2002 г. Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» содержит неизмеримо большее количество общеправовых регуляторов, имеющих отношение ко всем субъектам РФ. Например, общеобязательной стала мажоритарная система абсолютного большинства при избрании высших должностных лиц субъектов Федерации, а при формировании законодательных органов регионов введена смешанная избирательная система.

  • Слайд 44

    РЕБЯТА! А теперь выполните тест для самопроверки по итогам занятий № 3 и 4. Будьте внимательны! УДАЧИ В РАБОТЕ!

  • Слайд 45

    Т Е С Т Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении: а) 18 лет; б) 21 года; в) 35 лет. 2. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе: а) 21 года; б) 35 лет; в) 40 лет. 3. Кандидат в депутаты- это гражданин, обладающий… а) активным избирательным правом; б) пассивным избирательным правом.

  • Слайд 46

    4. Кто не может выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ? а) гражданка Иванова, 38 лет, украинка, живет в России с 1985 года; б) гражданин Евдокимов, 36 лет, живет в России с момента рождения; в) гражданин Черкизов, 40 лет, русский, получил российское гражданство в 2000 г., после переезда из Белоруссии в Россию. 5. В каком документе закреплено положение о том, что международно- правовые документы являются источниками российского права: а) Гражданском Кодексе РФ; б) Конституции РФ; в) Федеральном законе от 12 июня 2002 г. Федеральный закон от 12 июня 2002 г.: а) определяет основные гарантии осуществления гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах; б) является основным источником российского избирательного права; в) только регулирует порядок формирования избирательных комиссий

  • Слайд 47

    ВЕРНО ! МОЛОДЕЦ ! ПРОДОЛЖАЙ ДАЛЬШЕ!

  • Слайд 48

    НЕ ВЕРНО! ПОПРОБУЙ ЕЩЕ РАЗ, У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ.

  • Слайд 49

    Тема № 5. Характеристика выборов и избирательных систем в Российской Федерации

  • Слайд 50

    Цели занятия: сформировать представление о выборах, их видах; современной избирательной системе РФ; развивать умение различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Основные понятия: выборы, виды выборов, избирательные системы, пропорциональная, мажоритарная, смешанная избирательные системы.

  • Слайд 51

    План занятия: Понятие и значение выборов. Функции выборов. Виды выборов. Избирательные системы.

  • Слайд 52

    Понятие и значение выборов Выбор – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Выборы – это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов. В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. содержится следующая формулировка понятия. Выборы расцениваются как форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и местной власти или наделения полномочиями должностного лица. РЕБЯТА! 1. Какая формулировка понятия «ВЫБОРЫ» вам кажется наиболее полной? Ответ обоснуйте. 2. Используя понятия «ВЫБОР» и «ВЫБОРЫ» определите значение выборов.

  • Слайд 53

    2. Функции выборов Функции выборов Способ определения состава государственных органов Способствуют развитию политического сознания людей Форма политической борьбы Форма непосредственной демократии

  • Слайд 54

    3. Виды выборов Разные уровни выборов обуславливают их классификацию на: федеральные ( на всей территории Российской Федерации); региональные ( на территории субъекта РФ); муниципальные ( в рамках муниципальных образований). В зависимости от того, какой орган избирается, выделяют: выборы представительных органов ( выборы парламентские, представительных органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления); выборы должностных лиц ( выборы президента, высших должностных лиц субъектов Федерации, глав муниципальных образований ); В случае, когда граждане голосуют непосредственно за кандидата ( список кандидатов), против всех кандидатов (всех списков кандидатов), выборы признаются прямыми. Практика формирования органов государственной власти в РФ знает применение непрямых ( косвенных) выборов. Выборы, связанные со сроками полномочий органа или выборного должностного лица делятся на: очередные ( истек установленный срок полномочий); досрочные ( досрочное прекращение полномочий органа власти или выборного должностного лица); повторные ( по причине признания очередных , досрочных или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными; когда избранный по округу кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата).

  • Слайд 55

    4. Избирательные системы Избирательная система – порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами. Виды избирательных систем Мажоритарная Пропорциональная Предполагает подведение итогов выборов Основана на подаче голосов за список кандидатов, по большинству поданных за кандидата принадлежащих к какой-либо политической голосов партии. Количество мест в парламенте определяется прямо пропорционально количеству голосов, набранных данной партией Системе абсолютного Система относительного большинства большинства Для избрания кандидата Для избрания кандидату требуется подача голосов требуется набрать больше более ½ списочного голосов, чем другому состава или лиц, кандидату пришедших на выборы В Российской Федерации в последние годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная ( мажоритарно – пропорциональная ) . Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Ребята! Давайте попытаемся заполнить таблицу « Достоинства и недостатки избирательных систем». Вам необходимо заполнить пропуски в ниже приведенной таблице.

  • Слайд 56

    Достоинства и недостатки избирательных систем РФ

  • Слайд 57

    Познавательная задача Выскажите свое собственное суждение относительно приведенного высказывания. «Пусть будут правители мудры ради народа, а не ради самих себя, истинно мудры, дабы свое величие, счастье, богатство, блеск мерили тем, что делает подлинно великим и несравненным. Пусть к государству относятся с таким чувством, как отец к своей семье. Пусть король почитает себя великим, если повелевает весьма добрыми подданными, счастливым, если сумел их осчастливить; возвышенным, если повелевает свободнейшим народом; богатым, если имеет богатый народ; благоденствующим, если имеет владения, процветающие в вечном мире. Знать и магистраты должны в этом подражать государю. Пусть мерилом всего станет благополучие государства: таким путем они вернее достигнут и собственного благополучия. И пусть согласие граждан укрощает страсти дурного правителя. Пусть обе стороны помнят также о личной пользе! Пусть больше всего почета будет тем, кто не допустит войны, кто своим мудрым решением восстановит согласие». Эразм Роттердамский ____________________________________________________________

  • Слайд 58

    ТЕМА № 6. Избирательный процесс: понятие и основные этапы.

  • Слайд 59

    Цели занятия: сформировать представление об избирательном процессе и его основных этапах; развивать умение применять на практике ранее полученные знания и умения. Основные понятия: избирательный процесс, избирательный округ,избирательный участок, предвыборная агитация

  • Слайд 60

    План занятия : Понятие «избирательный процесс». Этапы избирательного процесса: а) назначение выборов; б) создание избирательных округов и избирательных участков; в) выдвижение и регистрация кандидатов; г) предвыборная агитация; д) установление итогов голосования и определение результатов выборов.

  • Слайд 61

    Понятие «избирательный процесс» Избирательный процесс – деятельность по подготовке и проведению выборов. Выборы в РФ имеют ряд характерных черт, на которых базируется избирательный процесс. К ним относится: 1. Обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями. 2. Право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию. 3. Финансирование выборов за счет бюджетных средств. 4. Гласность при подготовке и проведении выборов.

  • Слайд 62

    2. Этапы избирательного процесса: Назначение выборов Создание избирательных округов и избирательных участков Установление итогов голосования и определение результатов выборов Выдвижение и регистрация кандидатов Предвыборная агитация

  • Слайд 63

    Назначение выборов С точки зрения правового регулирования этой стадии избирательного процесса отводится немного места ( ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 г.), но она имеет чрезвычайно важное значение, т.к.: назначение выборов знаменует собой старт избирательной кампании; самостоятельная роль этапа назначения выборов обеспечивается строгостью законодательной регламентации. Очередные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 12 июня 2002 г. устанавливаемый срок полномочий не может составлять более 5 лет. Конкретные сроки полномочий властных органов определяются Конституцией РФ, специальным федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований. Например, Президент РФ и депутаты Государственной Думы избираются на 4 года ( ч.1 ст.81, ч.1 ст. 96 Конституции РФ соответственно). Внеочередные (досрочные )выборы назначаются в связи с досрочным прекращением полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Основаниями служат: самороспуск законодательного (представительного органа власти; вступление в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; роспуск представительного учреждения высшим должностным лицом субъекта Федерации; в результате преобразования муниципального образования и др. При признании выборов недействительными или несостоявшимися назначаются повторные выборы. Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Сроки назначения выборов регулируются различными законами о выборах: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. Определяет, что решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до истечения срока, на который был избран орган власти. Досрочные выборы назначаются не позднее чем через 14 дней со дня прекращения полномочий. В соответствии с Законом о выборах Президента РФ выборы назначаются не позднее чем за 90 дней до голосования. Решение о назначении выборов депутатов Государственной Думы принимается не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до голосования. При этом дне голосования считается второе воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы (ст.5 Закона о выборах депутатов Государственной Думы).

  • Слайд 64

    Избирательные округа и избирательные участки Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное законодательство Российской Федерации предусматривает 3 вида избирательных округов : Единый избирательный округ включает всю территорию Российской Федерации, региона или муниципального образования. Одномандатный избирательный округ представляет собой территориальную единицу, от которой избирается один депутат. Многомандатный избирательный округ предназначен для избрания от одной территориальной единицы нескольких депутатов. Избирательные участки - это территориальные единицы, необходимые для организации голосования и подсчета голосов. Они образуются главами муниципальных образований по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальными избиркомами не позднее чем за 45 дней до выборов. Избирательные комиссии организуют выборы; на них возлагаются: подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. Они бывают: Центральная избирательная комиссия РФ Избирательные комиссии субъектов РФ Окружные избирательные комиссии Территориальные избирательные комиссии Участковые избирательные комиссии Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок полномочий – четыре года, состоит из 15 человек: пять человек назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом.

  • Слайд 65

    Выдвижение и регистрация кандидатов Кандидаты в депутаты законодательных ( представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, на должности руководителей исполнительных органов выдвигаются непосредственно или в составе списка кандидатов. Общие условия выдвижения кандидатов определяются ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. О выдвижении в избирательную комиссию, организующую выборы, представляется письменное уведомление. Законодательство указывает, что с момента его подачи кандидат считается выдвинутым, приобретает определенные права и обязанности и может вести собственную избирательную кампанию. Кроме уведомления, кандидат представляет заявление о своем согласии баллотироваться. В нем указываются: сведения биографического характера; адрес места жительства; серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; дата выдачи; гражданство; сведения о судимости. Кроме этого, к выше перечисленным документам кандидат прилагает сведения о размере и источниках доходов, полученных им в течение года, предшествующего году выборов; об имуществе, принадлежащем ему на правах собственности, о вкладах в банках и ценных бумагах. Все названные документы кандидат передает лично в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию. Самовыдвижение кандидата производится в порядке уведомления об этом избирательных комиссий с последующим сбором подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения или внесения избирательного залога. Выдвижение кандидатов политическими партиями, избирательными блоками осуществляется на съездах, конференциях, собраниях в соответствии с Законом о политических партиях, уставами политических партий, общественных объединений, образующих избирательный блок. Внесение избирательного залога или сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата ( списка кандидатов) – необходимое условие для регистрации кандидата ( списка кандидатов). Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата ( политической партии или блока) единовременно и в полном объеме. Его размер на всех уровнях выборов составляет 15 % от устанавливаемого предельного размера расходования средств избирательного фонда. Процедура сбора подписей имеет свои правила: подписи собираются со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата или заверения списка кандидатов; подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда; подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение; собирать подписи может дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет; запрещено собирать подписи членам избирательной комиссии с правом решающего голоса.

  • Слайд 66

    Предвыборная агитация Предвыборная агитация и информирование избирателей являются элементами информационного обеспечения выборов и способствуют осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов. Предвыборная агитация - один из самых важных и сложных этапов избирательной кампании. Избирательное законодательство строго регламентирует агитационную деятельность с помощью специальных норм- запретов. К ним относятся: Запрещается использование финансовых ресурсов, кроме избирательного фонда. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет сред избирательного фонда. Запрещена агитация за кандидата, избирательное объединение (блок) , оплачивая из избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений (блоков). Зарегистрированный кандидат, объединения, блоки не вправе использовать предоставленное бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения агитации за других соискателей депутатских мандатов или выборных должностей. Запрещается прямое или косвенное привлечение к агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования. Проведение агитации в день голосования и предшествующий ему день категорически запрещено. Не допускается предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций. Категорически запрещено изготовление и распространение агитационных материалов с нарушением требований избирательного законодательства. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую национальную, религиозную ненависть и вражду. Запрещается подкуп избирателей, их вознаграждение в зависимости от результатов голосования. Предвыборную агитацию запрещено проводить лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе. 12. Кандидатам , избирательным округам, блокам запрещено заниматься благотворительной деятельностью. Методы ведения предвыборной агитации установлены законодательно: на телевидении и радио; в периодических печатных изданиях; посредством массовых мероприятий; путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Кандидат, избирательное объединение (блок) самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации.

  • Слайд 67

    Установление итогов голосования и определение результатов выборов Установление итогов голосования и определение результатов выборов- заключительный этап избирательной кампании, венчающий выборы органов государственной власти и местного самоуправления. Он складывается из совокупности действий избирательных комиссий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей, составлению протоколов об итогах голосования и определению результатов выборов. Итоги голосования устанавливаются всеми избирательными комиссиями, участвующими в организации и проведении выборов. Определение результатов выборов - действие избирательной комиссии, организующей выборы. Она, согласно п.1 ст.70 Федерального закона от 12 июня 2002 г. предполагает суммирование данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования нижестоящих избирательных комиссий. Но данная процедура включает в себя не только установление цифровых итогов голосования, но и принятие решения о том, считаются ли эти выборы состоявшимися или действительными или же напротив, они не состоялись и недействительны.

  • Слайд 68

    РЕБЯТА! А теперь выполните итоговый тест для самопроверки по теме « Избирательное право Российской Федерации». Будьте внимательны! УДАЧИ В РАБОТЕ!

  • Слайд 69

    Итоговый тест В древних Афинах Собрание составляли: Старейшины; Все взрослые граждане Афин; Самые знаменитые воины. В 1265 году в монархической Англии созвали собрание, получившее название: Парламент; Сенат; Совет. По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право? 16 лет; 18 лет; 21 год. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении: 18 лет; 21 года; 35 лет.

  • Слайд 70

    5. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе: 21 года; 30 лет; 35 лет. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства: Непосредственно; Через своих представителей; Обоими путями. Каких представителей власти мы выбираем? Генерального прокурора РФ; Депутатов Государственной Думы РФ Президента РФ; Членов Конституционного Суда РФ; Министров; Президентов республик в составе РФ; Депутатов законодательных органов власти субъектов федерации; Начальников отделений милиции; Членов органов местного самоуправления.

  • Слайд 71

    8. Вставьте пропущенное слово ( слова)в следующем предложении: Избиратель – это гражданин Российской Федерации, обладающий ____________________________________________________ правом. 9. Существительное « выбор» ( «выборы») образовано от глагола «выбрать», что означает: отобрать, извлечь, взять нужное из наличного, избрать голосованием, извлечь откуда-то все без остатка, поднять якорь и др. Приведите примеры на каждое из приведенных выше значений слова «выбрать». 10. Как вы думаете, почему избирать и тем более быть избранным в органы власти обладают граждане по достижении определенного возраста? Ответ обоснуйте. 11. На выборах в Государственную Думу в декабре 1995 г. из 43 объединений и блоков, участвовавших в выборах по пропорциональной системе, лишь четыре получили места в Думе. Как вы думаете, рационально ли образовывать такое большое количество объединений и блоков в предвыборный период? Почему? Спасибо за работу!

  • Слайд 72

    ВЕРНО ! МОЛОДЕЦ ! ПРОДОЛЖАЙ ДАЛЬШЕ!

  • Слайд 73

    НЕ ВЕРНО! ПОПРОБУЙ ЕЩЕ РАЗ, У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ.

  • Слайд 74

    МОЙ СЛОВАРЬ

  • Слайд 75
  • Слайд 76

    Р Е Б Я Т А ! Если вы хотите изучить вопрос «Избирательное право Российской Федерации» более глубоко, рекомендуем вам изучить следующие источники информации: Интернет-сайты: http://www.lawpravo.com/ http://www.politicpr.com/articles/ip.htm http://www.lawlibrary.ru/izdanie52077.html http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1134154 2.  Дополнительная литература: 1.Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. -М.: Юристъ, 1998. -520с. 2. Федеральный Закон от 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 3. Федеральный Конституционный Закон от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации". 4. Федеральный закон 1995 г. "О выборах президента Российской Федерации" 5. Федеральный закон 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 6. Федеральный закон 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке