Содержание
-
Финансовый план
ВОПРОСЫ 1. Характеристика финансового состояния субъекта хозяйствования. 2. Калькуляция себестоимости продукции, работ и услуг. 3. Смета затрат на проект. 4. Прогноз доходов и расходов. 5. Показатели платежности и ликвидности. 6. План движения денежных средств. 7. Прогнозный баланс. 8. Источники финансирования.
-
Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. Цель этого раздела – выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый, и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии. Степень детализации финансовой информации, конкретные формы могут быть различны с учетом целей бизнес-плана (в т.ч. необходимо учесть период планирования: долгосрочный и краткосрочный).
-
В большинстве случаев при составлении финансового плана разработчики готовят ряд документов, среди которых: - прогноз объемов реализации, - баланс денежных расходов и поступлений, - таблицы доходов и расходов, - сводный баланс активов и пассивов предприятия, - график прибыльности. Нередко прилагаются и расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности обновляемого или вновь создаваемого бизнеса. Иногда финансовый раздел представлен тремя основными документами: - отчетом о прибылях и убытках, - балансовой ведомостью, - планом денежных потоков.
-
Прогноз реализации призван дать представление о доли рынка, которую предполагается захватить для сбыта своей продукции. Как правило, составляется подробный прогноз вперед на три года. В рамках первого года показатели приводятся помесячно, второго – поквартально, а третьего года характеризуются суммой продаж за все 12 месяцев. Дело в том, что на начальном этапе производства уже точно определены основные покупатели, имеется договоренность о будущих продажах. Позже возрастает значение прогнозных вариантов. Кроме того, под планируемый объем реализации предполагается приобретать оборудование, давать рекламу принимать на работу новых сотрудников, вкладывать финансовые ресурсы. Эти прогнозы, поэтому должны быть сделаны на основе глубокого анализа рынка.
-
Для составления прогноза доходов и расходов необходимо предварительно обосновать доходы и расходы предприятия. Доходом производственного предприятия является стоимость произведенной продукции в отпускных ценах. Во внимание берется чистый доход (без НДС и акцизов). Расчеты производят по каждому виду изделий. Прогнозируя доходы на предстоящий период (обычно – три года), нужно учитывать: темпы инфляции; динамику изменения цен; объемы деятельности; факторы, влияющие на сбыт и др.
-
Прогноз затрат предполагает многовариантные подходы. Выбор их зависит от специфики производства, избранной учетной политики, стратегии предприятия. При планировании себестоимости следует: - руководствоваться нормативными документами (''Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли''); - использовать нормы затрат сырья, топлива, электроэнергии; - разделять расчет потребности в топливе, электроэнергии на технологические и хозяйственные нужды; - классифицировать затраты на прямы и косвенные, постоянные и переменные; - для отражения плановых затрат по отдельным видам и в целом по предприятию использовать отчетную номенклатуру статей затрат, пользуясь правом сокращения или расширения числа статей.
-
Расчет себестоимости может быть произведен на основе следующих подходов: - Исходя из намеченного целевого размера прибыли и предполагаемой выручки от произведенной продукции; - Исходя из группировки затрат по экономическим элементам. Такой подход имеет смысл применять для узкоспециализированных предприятий, когда достаточно будет пяти элементов затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств, прочие расходы; - Исходя из нормативного учета себестоимости, то есть калькулирования затрат по отдельным видам изделий с последующим определением общей суммы затрат. Этот подход предполагает использование традиционной калькуляции, когда все затраты делят на прямые и косвенные и распределяют их по соответствующей методике по видам производимой продукции. Общий размер затрат определяется путем умножения затрат на единицу продукции на плановый выпуск продукции в натуральном выражении. Общий размер затрат определяется путем умножения затрат на единицу продукции на плановый выпуск продукции в натуральном выражении.
-
Смета прямых материальных затрат составляется на основе: - ожидаемой величины необходимых в производстве материалов; - желаемой величины запасов на конец года, минус - запасы материалов на начало года. Общая сумма материальных затрат равна произведению необходимого количества основных материалов и ожидаемой цены единицы материалов. Цена материала указывается в рублях, если материал приобретается на внутреннем рынке, или в долларах – если на внешнем.
-
В расчетах указывается величина страхового и динамического запаса материалов. Страховой запас отмечается в процентной месячной потребности поставщика; динамичный запас – в количестве дней, на которое формируется запас ресурса исходя их производственного цикла изготовления продукции, периодичности и сроков поставки. Также указывается характер использования запаса в производственном цикле равномерно: в начале, в конце, в период с___до___мес. В сумму прямых затрат включается заработная плата основных производственных рабочих. Их труд оплачивается по сдельным расценкам, поэтому следует учесть объем производства, норму выработки, расценку за 1 единицу ''работ''. Перечисленную информацию по затратам прямо относимым на производство (себестоимость) рекомендуется систематизировать в таблице, причем по каждому продукту (товару) отдельно.
-
Смета накладных расходов включает величину накладных расходов по каждой статье. В нее включаются заработная плата вспомогательного персонала, заработная плата управленческого персонала, энергия и освещение, амортизация основных фондов, вспомогательные материалы, текущий ремонт, страхование и налог на имущество. Величина накладных расходов определяется по каждому подразделению. Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном соотношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.
-
Смета общепроизводственных накладных расходов отражает сумму всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда. Смета цеховых расходов включает в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная часть – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих. Смета цеховых расходов включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим.
-
Управленческие расходы – это все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела АСУ, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер; переменная часть затрат, если она присутствует, планируется как процент (например, от объема продаж). Размер себестоимости продукции является стратегически важным для любого предприятия, особенно в условиях жесткой конкуренции. Снижение себестоимости оказывает прямое влияние на рост прибыли и рентабельности предприятия, способствуя упрочению его финансового состояния.
-
Величина себестоимости имеет ''субъективный характер'', т.к. зависит т деятельности самого предприятия. К факторам способствующим снижению себестоимости относятся: - наиболее полное использование мощности производственного предприятия (увеличивается объем производства); - сокращение затрат на производство, за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья и материалов, электроэнергии, топлива, снижения непроизводственных потерь и т.д.
-
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основными факторами, определяющими финансовое состояние предприятия, являются: во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорости оборачиваемости оборотных средств, в-третьих – совокупность всех хозяйственных факторов.
-
Наиболее часто из числа рассматриваются платежеспособность и ликвидность. Платежеспособность – способность предприятия своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства (требования поставщиков, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала организации, вносить платежи в бюджет). Платежеспособность может быть выражена через коэффициент платежеспособности: К пл-сп.= сумма имеющихся в наличии денежных средств сумма срочных платежей на определенную дату , или предстоящий период Если Кпл-сп≥1, то это означает, что предприятие платежеспособно, если Кпл-сп
-
Ликвидность – способность предприятия быстро погашать свою задолженность, и выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Для оценки ликвидности производят расчет коэффициента ликвидности (К лик): К лик.= Актив Обязательства, соответствующие друг другу по времени.
-
Отчет о прибылях и убытках показывает, какой доход может заработать предприятие в планируемом периоде, отражает производственную деятельность предприятия и показывает эффективность (покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или услуг), полученную прибыль. Обойтись без него в бизнес-плане нельзя. Он помогает оценить, какие средства предполагается вложить в активы, а также за счет каких пассивов будет осуществляться финансирование создания или приобретения указанных активов. Отчет о прибылях и убытках рекомендуется составлять на ближайшие 2-3 года.
-
Прогнозный баланс (балансовая ведомость) показывает, какими средствами финансирования предполагает обладать предприятие и как планируется использовать данные средства. Данный документ отражает финансовое состояние предприятия к определенной дате, показывая, насколько устойчиво финансовое положение (платежеспособность и ликвидность) предприятия, реализующего проект в конкретный момент времени. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива, суммарные значения которых всегда должны быть равны между собой. Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности. Пассив показывает, кому и сколько предприятие должно. Прогнозный баланс составляется на 3-5 лет с разбивкой по кварталам и месяцам. Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих смет. Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дают представление о нехватке (избытке) финансирования.
-
Затем необходимо определить источники финансирования и выплат. Основными путями финансирования являются следующие: - наращение собственного (акционерного) капитала, полученного в качестве вклада инвестора; - за счет заемного капитала (краткосрочных и долгосрочных кредитов), предоставляемого коммерческим банком в качестве кредита под определенный процент
-
Потребность в капитале определяется на основании результатов расчетов ''Потоков реальных денег''. Основой для планирования потока денежных средств служит прогноз объема продаж. Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы – с учетом изменений в кредиторской задолженности. Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности. При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех затрат исключается амортизация. Обязателен и график прибыльности, а также все расчеты к нему, которые нужно подготовить для выбора политики цен.
-
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой характеристика финансового состояния субъекта хозяйствования? 2. Как осуществляетсякалькуляция себестоимости продукции, работ и услуг? 3. Как формируется смета затрат на проект? 4. Как формируется прогноз доходов и расходов? 5. Как можно оценить платежеспособность и ликвидность предприятия? 6. Что представляет собой план движения денежных средств? Как он формируется? 7. Что представляет собой прогнозный баланс? 8. Каковы источники финансирования бизнес-плана?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.