Содержание
-
Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
План лекции 1. Двигательные навыки и умения; 2. Закономерности и стадии формирования двигательных навыков; 3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.
-
1.Двигательные навыки и умения
Любые двигательные навыки и умения (бытовые, профессиональные, спортивные) формируются в процессе индивидуального развития человека на базе врожденных двигательных актов. Они составляют основу его поведения. Двигательные умения и навыки – составные части технического мастерства спортсмена. Они формируются в процессе тренировки; Оказывают значительное влияние на спортивный результат; За счет навыка эффективность спортивной тренировки повышается в циклических видах спорта на 10-25%; в ациклических – значительно больше.
-
Во многих видах спорта спортсмену необходимо: - мгновенно оценивать возникшую ситуацию; - быстро и эффективно перерабатывать поступающую информацию; - выбирать адекватную реакцию (в условиях дефицита времени); - формировать наиболее результативные действия. Это и есть двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. В наибольшей мере они проявляются в спортивных играх и единоборствах (в ситуац-х видах спорта).
-
В стандартных (стереотипных) видах спорта спортсмен повторяет (отрабатывает) одни и те же движения и на тренировках, и на соревнованиях. Эти двигательные умения постепенно закрепляются в виде специальных навыков. Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания), обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи.
-
Любые двигательные навыки (в том числе спортивные) осуществляются специальной функциональной системой нервных центров; Деятельность этой системы включает следующие процессы: 1). Синтез афферентных раздражений – информации из внешней и внутренней среды; 2). Учет доминирующей мотивации –какие действия предпочтительны в данной ситуации; 3). Использование памятного следа – арсенала уже изученных движений и тактических комбинаций;
-
4). Формирование моторной (эффекторной) программы действия скелетных мышц; 5). Формированиеобраза результата действия - нейрогенной модели движения; 6). Выполнение этого движения (действия); 7). Коррекция программы действия сенсорными системами (органами чувств), если результат не достигнут.
-
Созданная в ЦНС функциональная система становится доминантной. Она обеспечивает готовность организма к новой деятельности при торможении посторонних нервных центров (а значит – лишних двигательных действий); В результате многократных повторений движения выполняются все более экономно: - включаются только необходимые мышечные группы; - только в моменты, нужные для осуществления движения. Происходит экономизацияэнерготрат.
-
Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в систему условных и безусловных рефлексов (и сопровождающих их вегетативных реакций), образуя двигательный динамический стереотип; Таким образом, двигательные навыки – это условные рефлексы, в которых новым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть. Так создаются новые движения или новые комбинации из ранее освоенных движений.
-
Для двигательных навыков характерна вариативность внешних и внутренних компонентов: даже при многократных повторениях действия (движения) отличаются: - по амплитуде; - по скорости выполнения; - по составу активных мышечных групп; - по мышечному усилию; - по последовательности включения мышц. Наиболее вариативными являются навыки в ситуационных видах спорта; В стандартных видах спорта навыки более стереотипны. Их стабильность растет с ростом спортивного мастерства.
-
2. Закономерности и стадии формирования двигательных навыков.
Процесс обучения двигательному навыку начинается с мотивации (побуждению) к действию, которая задается подкорковыми и корковыми зонами ГМ; Мотивация - это стремление к удовлетворению определенной потребности: любви к данному виду спорта, желание заниматься, достичь успеха в освоении упражнения и т.д.; Оптимальный уровень мотивации и эмоции способствуют успешному освоению двигательных навыков.
-
На первом этапе образования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). Здесь формируется план осуществления движения, включающий представление о двигательной задаче: на основе показа тренера; речевого описания; самоинструкции; Создается наглядно-образная модель движения в пространстве и времени, моторная память.
-
Стадии формирования двигательных навыков
Второй этап обучения двигательному навыку связан с непосредственным выполнением разучиваемого упражнения; Включает три стадии: 1. Стадию генерализации (иррадиации возбуждения); 2. Стадию концентрации; 3. Стадию стабилизации и автоматизации освоения двигательного навыка.
-
Первая стадия характеризуется: попытками освоения движения с созданием моторной программы в коре БП ГМ, где вначале задействованы многие элементы (чтобы потом найти наиболее нужные); отсюда продолжительное напряжение и сокращение (генерализация) большого числа скелетных мышц (включая антагонисты) с малым интервалом расслабления; поэтому снижена координация движений; выражены энерготраты и вегетативные реакции; Эта стадия обусловлена массированным потоком афферентной информации, идущей от проприорецепторов многих мышечных групп.
-
На второй стадии формирования двигательного навыка (при повторении разучиваемого движения или упражнения) происходит концентрация возбуждения только в определенных корковых зонах, включающих в выполнение движения только нужные для его реализации мышцы; В других зонах коры развивается внутреннее (дифференцированное) торможение; Улучшается двигательная координация; Снижаются рабочие энерготраты. Навык уже сформирован, но еще непрочный (легко нарушается в новых условиях).
-
На третьей стадии (стабилизации)в результате многократной повторяемости навыка в разных условиях: помехоустойчивость рабочей доминанты повышается; появляется стабильность и надежность навыка; снижается сознательный самоконтроль за элементами навыка; возникает его автоматизация.
-
3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
В процессе тренировки происходит постоянное сравнение созданной модели навыка и реальных результатов его выполнения; Модель требуемого действия совершенствуется; Уточняются моторные команды; Улучшается анализ информации от органов чувств о движении.
-
Информация, поступающая в мозг о выполнении движения, служит для сравнения с имеющимся эталоном - система обратных связей; При несовпадении в ЦНС возникают импульсы рассогласования и в программу движения вносятся сенсорные поправки; В системе обратных связей на первых этапах освоения двигательного навыка большую роль играет информация, идущая в ЦНС по «внешнему контуру» - от органов зрения и слуха; Поэтому в начале обучения так важен показ и объяснение; При упрочении навыка - информация поступает по «внутреннему контуру» - от рецепторов мышц и сухожилий, обеспечивая автоматизацию движения.
-
Этот процесс ускоряется дополнительной информацией об успехе выполнения движения, благодаря: словам тренера; анализу движения с использованием технических средств; внутренней речи спортсмена; Наряду с совершенствованием двигательных навыков формируется тактическое мышление. Оно позволяет принимать многие решения почти мгновенно, а осознавать их – уже после выполнения (в боксе, фехтовании и др.).
-
Спортсмен может и утратить приобретенный навык (навыки). Это называется дезавтоматизацией. Причины: - переутомление и перетренированность; - заболевания спортсмена; - эмоциональный стресс; - кислородное голодание; - алкогольное опьянение и др.
-
Дезавтоматизации более подвержены: - юные спортсмены; - менее подготовленные спортсмены; - лица с повышенной нервной возбудимостью; с низким уровнем общей и специальной работоспособности; Больше всего утрачиваются самые сложные элементы навыка (при перерыве в тренировках).
-
Моторная функция у детей связана с созреванием структур головного мозга. Новорожденные не могут выполнять произвольные движения из-за высокого мышечного тонуса мышц-сгибателей, отсутствия связи двигательной и зрительной сенсорной систем, осваивая к году вертикальную позу, а далее ходьбу, бег, расширяя фонд движений на основе зрительных и проприоцептивныхобратных связей. В возрасте 10-11 лет произвольные движения связаны с программным управлением (механизмом центральных команд).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.