Презентация на тему "Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков"

Презентация: Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков", состоящую из 21 слайда. Размер файла 0.1 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
    Слайд 1

    Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков

    План лекции 1. Двигательные навыки и умения; 2. Закономерности и стадии формирования двигательных навыков; 3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.

  • Слайд 2

    1.Двигательные навыки и умения

    Любые двигательные навыки и умения (бытовые, профессиональные, спортивные) формируются в процессе индивидуального развития человека на базе врожденных двигательных актов. Они составляют основу его поведения. Двигательные умения и навыки – составные части технического мастерства спортсмена. Они формируются в процессе тренировки; Оказывают значительное влияние на спортивный результат; За счет навыка эффективность спортивной тренировки повышается в циклических видах спорта на 10-25%; в ациклических – значительно больше.

  • Слайд 3

    Во многих видах спорта спортсмену необходимо: - мгновенно оценивать возникшую ситуацию; - быстро и эффективно перерабатывать поступающую информацию; - выбирать адекватную реакцию (в условиях дефицита времени); - формировать наиболее результативные действия. Это и есть двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. В наибольшей мере они проявляются в спортивных играх и единоборствах (в ситуац-х видах спорта).

  • Слайд 4

    В стандартных (стереотипных) видах спорта спортсмен повторяет (отрабатывает) одни и те же движения и на тренировках, и на соревнованиях. Эти двигательные умения постепенно закрепляются в виде специальных навыков. Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания), обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи.

  • Слайд 5

    Любые двигательные навыки (в том числе спортивные) осуществляются специальной функциональной системой нервных центров; Деятельность этой системы включает следующие процессы: 1). Синтез афферентных раздражений – информации из внешней и внутренней среды; 2). Учет доминирующей мотивации –какие действия предпочтительны в данной ситуации; 3). Использование памятного следа – арсенала уже изученных движений и тактических комбинаций;

  • Слайд 6

    4). Формирование моторной (эффекторной) программы действия скелетных мышц; 5). Формированиеобраза результата действия - нейрогенной модели движения; 6). Выполнение этого движения (действия); 7). Коррекция программы действия сенсорными системами (органами чувств), если результат не достигнут.

  • Слайд 7

    Созданная в ЦНС функциональная система становится доминантной. Она обеспечивает готовность организма к новой деятельности при торможении посторонних нервных центров (а значит – лишних двигательных действий); В результате многократных повторений движения выполняются все более экономно: - включаются только необходимые мышечные группы; - только в моменты, нужные для осуществления движения. Происходит экономизацияэнерготрат.

  • Слайд 8

    Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в систему условных и безусловных рефлексов (и сопровождающих их вегетативных реакций), образуя двигательный динамический стереотип; Таким образом, двигательные навыки – это условные рефлексы, в которых новым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть. Так создаются новые движения или новые комбинации из ранее освоенных движений.

  • Слайд 9

    Для двигательных навыков характерна вариативность внешних и внутренних компонентов: даже при многократных повторениях действия (движения) отличаются: - по амплитуде; - по скорости выполнения; - по составу активных мышечных групп; - по мышечному усилию; - по последовательности включения мышц. Наиболее вариативными являются навыки в ситуационных видах спорта; В стандартных видах спорта навыки более стереотипны. Их стабильность растет с ростом спортивного мастерства.

  • Слайд 10

    2. Закономерности и стадии формирования двигательных навыков.

    Процесс обучения двигательному навыку начинается с мотивации (побуждению) к действию, которая задается подкорковыми и корковыми зонами ГМ; Мотивация - это стремление к удовлетворению определенной потребности: любви к данному виду спорта, желание заниматься, достичь успеха в освоении упражнения и т.д.; Оптимальный уровень мотивации и эмоции способствуют успешному освоению двигательных навыков.

  • Слайд 11

    На первом этапе образования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). Здесь формируется план осуществления движения, включающий представление о двигательной задаче: на основе показа тренера; речевого описания; самоинструкции; Создается наглядно-образная модель движения в пространстве и времени, моторная память.

  • Слайд 12

    Стадии формирования двигательных навыков

    Второй этап обучения двигательному навыку связан с непосредственным выполнением разучиваемого упражнения; Включает три стадии: 1. Стадию генерализации (иррадиации возбуждения); 2. Стадию концентрации; 3. Стадию стабилизации и автоматизации освоения двигательного навыка.

  • Слайд 13

    Первая стадия характеризуется: попытками освоения движения с созданием моторной программы в коре БП ГМ, где вначале задействованы многие элементы (чтобы потом найти наиболее нужные); отсюда продолжительное напряжение и сокращение (генерализация) большого числа скелетных мышц (включая антагонисты) с малым интервалом расслабления; поэтому снижена координация движений; выражены энерготраты и вегетативные реакции; Эта стадия обусловлена массированным потоком афферентной информации, идущей от проприорецепторов многих мышечных групп.

  • Слайд 14

    На второй стадии формирования двигательного навыка (при повторении разучиваемого движения или упражнения) происходит концентрация возбуждения только в определенных корковых зонах, включающих в выполнение движения только нужные для его реализации мышцы; В других зонах коры развивается внутреннее (дифференцированное) торможение; Улучшается двигательная координация; Снижаются рабочие энерготраты. Навык уже сформирован, но еще непрочный (легко нарушается в новых условиях).

  • Слайд 15

    На третьей стадии (стабилизации)в результате многократной повторяемости навыка в разных условиях: помехоустойчивость рабочей доминанты повышается; появляется стабильность и надежность навыка; снижается сознательный самоконтроль за элементами навыка; возникает его автоматизация.

  • Слайд 16

    3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков

    В процессе тренировки происходит постоянное сравнение созданной модели навыка и реальных результатов его выполнения; Модель требуемого действия совершенствуется; Уточняются моторные команды; Улучшается анализ информации от органов чувств о движении.

  • Слайд 17

    Информация, поступающая в мозг о выполнении движения, служит для сравнения с имеющимся эталоном - система обратных связей; При несовпадении в ЦНС возникают импульсы рассогласования и в программу движения вносятся сенсорные поправки; В системе обратных связей на первых этапах освоения двигательного навыка большую роль играет информация, идущая в ЦНС по «внешнему контуру» - от органов зрения и слуха; Поэтому в начале обучения так важен показ и объяснение; При упрочении навыка - информация поступает по «внутреннему контуру» - от рецепторов мышц и сухожилий, обеспечивая автоматизацию движения.

  • Слайд 18

    Этот процесс ускоряется дополнительной информацией об успехе выполнения движения, благодаря: словам тренера; анализу движения с использованием технических средств; внутренней речи спортсмена; Наряду с совершенствованием двигательных навыков формируется тактическое мышление. Оно позволяет принимать многие решения почти мгновенно, а осознавать их – уже после выполнения (в боксе, фехтовании и др.).

  • Слайд 19

    Спортсмен может и утратить приобретенный навык (навыки). Это называется дезавтоматизацией. Причины: - переутомление и перетренированность; - заболевания спортсмена; - эмоциональный стресс; - кислородное голодание; - алкогольное опьянение и др.

  • Слайд 20

    Дезавтоматизации более подвержены: - юные спортсмены; - менее подготовленные спортсмены; - лица с повышенной нервной возбудимостью; с низким уровнем общей и специальной работоспособности; Больше всего утрачиваются самые сложные элементы навыка (при перерыве в тренировках).

  • Слайд 21

    Моторная функция у детей связана с созреванием структур головного мозга. Новорожденные не могут выполнять произвольные движения из-за высокого мышечного тонуса мышц-сгибателей, отсутствия связи двигательной и зрительной сенсорной систем, осваивая к году вертикальную позу, а далее ходьбу, бег, расширяя фонд движений на основе зрительных и проприоцептивныхобратных связей. В возрасте 10-11 лет произвольные движения связаны с программным управлением (механизмом центральных команд).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке