Содержание
-
-
Речевая коммуникация
Коммуникация — это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности (лингвистический словарь). Коммуникация — это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка (психологический словарь) . Коммуникация — это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии (педагогический словарь). Нарушение коммуникативных возможностей человека отрицательно влияет на его развитие. Потребность в коммуникации является одним из основных видов деятельности человека, важным фактором становления личности. Все психические функции развиваются посредством общения и совместной деятельности.
-
Эмоционально-волевые нарушения.
Понятием нарушения эмоционально-волевой сферы в дефектологии определяются нервно-психические расстройства. Виды нарушенийв развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков: Реактивные состояния - нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) приобретают доминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях, Психастения - нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обусловленное слабостью и нарушением динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. Психопатия(психопатические формы поведения) - патологический склад характера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития.
-
Речевые и коммуникативные особенностидетей с расстройством аутистического спектра.
Клинико-психологическая картина аутистических расстройств может принимать разные формы — от неговорящего дезадаптированного ребенка с низким уровнем интеллекта до избирательно одаренного с интересами к отвлеченным областям знаний и «взрослой» жизни. Около половины людей, которым когда-либо был поставлен диагноз «аутизм» (за исключением синдрома Аспергера), в практической деятельности остаются неговорящими.Это дети 1-й и 2-й групп. Другая половина аутистов после появления у них признаков отставания в развитии речи в течение первых лет жизни (от 2,5 до 6 лет) начинают механически повторять то, что слышат от других людей. Это дети 3-й и 4-й групп. Считается, что именно недостаток потребности в контакте способствует речевому отставанию. Л. Каннер к одному из проявлений синдрома аутизма отнес искаженное развитие речи с только ему присущим использованием глагольных форм и местоимений.
-
К специфическим нарушениям речи относится:- не использование местоимения «Я»;- использование безличных глаголов ;- эхолалии и персеверации;- палалии и вербегерации;- своеобразие модуляции, высоты и тональности голоса;- эгоцентрическая, автономная речь в виде аутомонологов и аутодиалогов;- мутизм;- нарушения грамматического строя речи;- нарушения логики в предложениях и между предложениями;- распад речи.
-
особенности развития речи при недостаточности ее коммуникативного пользования
Это проявляется в следующем: отсутствие реакции на речь других людей (ребенок может не реагировать на собственное имя); стереотипное использование речи; использование обычных слов в необычном контексте, а также использование неологизмов; неспособность начать и поддерживать диалог; нарушения просодики (тон, интонация, ударение); трудности с пониманием смысла и употреблением понятий; замена местоимений; нарушения невербальной коммуникации (жестикуляция, мимическая экспрессия); задержка или остановка речевого развития.
-
Модель формирования вербальной коммуникацииу детей с нарушениями аутистического спектраличностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и сверстникамиРабота по развитию речи с неговорящими детьми.1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных занятий.2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, положи, дай, подвинь, сядь, подойди.3. Растормаживание речи через:а) провоцирование непроизвольных подражательных действий, мимику, интонацию взрослого («Песенка юлы: у-у-у»; «Катаем машинку: ж-ж-ж»; «Бросаем, катаем мячик: оп!»; «Строим башню: ой-ой!»; «Разрушаем башенку: бух! бах!»; «Везем паровоз: чух-чух!») ит.п.;б) провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции;в) повторение за ребенком, обыгрывание его звуковых реакций и вокальной аутостимуляции с дальнейшим приданием эмоционального смысла.4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий с участием ребенка.5. Формирование словаря на материале фотографий, картинок, глобального чтения написанных на карточках слов.
-
-
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.