Презентация на тему "Формы капитала: человеческий и социальный"

Презентация: Формы капитала: человеческий и социальный
Включить эффекты
1 из 70
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Формы капитала: человеческий и социальный", состоящую из 70 слайдов. Размер файла 0.2 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    70
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формы капитала: человеческий и социальный
    Слайд 1

    Формы капитала: человеческий и социальный

    Дж. Коулмен, Роберт Патнем,Пьер Бурдье 1

  • Слайд 2

    3 основные формы капитала:

    Экономический капитал - непосредственно и напрямую конвертируется в деньги и институционализируется в форме прав собственности; Человеческий (культурный) капитал - приопределенных условиях конвертируется в экономический капитал и может быть институционализирован в форме образовательных квалификаций, профессионального опыта; Социальный капитал - социальные сети (обязательства и связи), который при определенных условиях конвертируется в экономический капитал и может быть институционализирован, например, в форме социального статуса, общественного положения. 2

  • Слайд 3

    Человеческий (культурный) капитал

    Три состояния: инкорпорированное состояние- в форме длительных диспозиций ума и тела; объективированное состояние – в форме товаров (картин, книг, словарей, инструментов, машин и т.д.), являющих собой отпечаток или воплощение человеческого интеллекта; институционализированноесостояниие, т.е. в форме объективации (легитимные академические квалификации), которая наделяет человеческий капитал совершенно оригинальными свойствами. 3

  • Слайд 4

    Инкорпорированное состояние

    человеческий капитал в своем основном состоянии непосредственно присущ человеку и неотделим от него (инкорпорирован) Например, наращивание физической мускулатуры, приобретение загара, формирование профессиональных знаний и навыков. Это инвестирование – прежде всего времени, но также и социально выстроенной формы влечения со всеми сопряженными с нею ограничениями, самоотречением и самопожертвованием. 4

  • Слайд 5

    Инкорпорированный капитал - внешнее богатство, превращенное в неотъемлемую часть личности, не может мгновенно передаваться посредством акта дарения или наследования, покупки или обмена (в отличие от денег, прав собственности или занимаемых должностей). Каким образом можно купить этот капитал, столь жестко привязанный к человеку, не покупая при этом самого человека? Его нельзя накопить независимо от способностей самого индивида 5

  • Слайд 6

    Человеческий капитал может быть приобретен – в различном объеме, в зависимости от периода времени, общества, социального класса – без какого бы то ни было его намеренного насаждения, т.е. совершенно неосознанно. Например, человек, родившийся в крупном городе и далекой глубинке с детства развивались по-разному. Связь между экономическим и человеческим капиталом опосредуется временем, необходимым на его приобретение Человеческий капитал несет на себе отпечатки самых ранних условий своего приобретения, ему удается сочетать престиж унаследованных качеств с благоприобретенными заслугами. 6

  • Слайд 7

    Поскольку социальные условия передачи и приобретения человеческого капитала более скрыты, чем условия передачи и приобретения экономического капитала, человеческий капитал предрасположен функционировать в качестве символического капитала, т.е. оставаться непризнанным в качестве капитала и признаваться в качестве легитимной компетенции, в виде силы, влияющей на узнавание (или неузнавание) Например, помощник депутата Государственной Думы; А Пугачева. 7

  • Слайд 8

    Это происходит, например, на рынке должностей, связей, знакомстви на всех рынках, где экономический капитал не получает полного признания – будь то на рынке эффективных таможенных правил (ловля рыбы на Дальнем Востоке и в Японии) или образования (узнаваемость, известность ВУЗа). 8

  • Слайд 9

    Инкорпорированное состояние

    Любая компетенция человека – представляет собой специфический актив, который выгодно выделяет своего обладателя среди остальных индивидов и приносит ему дополнительную материальную и символическую прибыль в той мере, в какой данная компетенция является значимой (востребованной) – «Душа компании» Например, высокий профессионализм топ-менеджера – помогает извлекать дефицитную ценность из своего уровня в распределении человеческого капитала и приносит своему обладателю материальную и социальную прибыль 9

  • Слайд 10

    Социальная прибыль

    Результат обладания связями, знакомствами, собственными актульными компетенциями, влиятельным социальным статусом. Этот результат не обязательно может быть в виде денежной ценности. Например обязательства, возникшие у влиятельного человека, обратившегося к Вам с просьбой. Их можно рассматривать в виде «вексельной» формы потенциальной доходности, при возникновении необходимости в услуге со стороны влиятельного человека этот вексель можно предъявить к оплате 10

  • Слайд 11

    Объективированное состояние

    Человеческий капитал, объективированный в материальных предметах и средствах (рукописях, картинах, памятниках, инструментах и т.д.) может передаваться материально. Например, коллекцию картин можно передавать как и экономический капитал. Здесь передается юридическое право собственности, а не то, что образует предпосылку данного особого типа присвоения – обладание средством «потребления» картины или использования машины, которые, являясь инкорпорированным капиталом, подчиняются тем же законам передачи капитала: Если вы не разбираетесь в живописи, то приобретенная картина останется для вас частью интерьера 11

  • Слайд 12

    Культурные блага могут приобретаться материально (в качестве экономического капитала) и символически (что предполагает наличие культурного капитала). Владелец средств производства должен найти способ присвоения либо инкорпорированного капитала (который является условием данного специфического присвоения), либо услуг обладателей данного капитала. Для владения машинами индивиду требуется только экономический капитал; для их присвоенияи использования в соответствии с их особым предназначением он должен иметь доступ к инкорпорированному человеческому капиталу – сам лично или через вторые руки. 12

  • Слайд 13

    Человеческий капитал существует в символически и материально активной и эффективной форме только тогда, когда он присваивается агентами и используется для целей последующего культурного производства (научного, художественного, и т.д.) Он способен приносить и социальные дивиденды, повысить социальный статус, когда агенты наделены определенными связями и получают прибыль пропорционально своему мастерству владения этим объективированным капиталом, т.е. - пропорционально объему своего инкорпорированного капитала. 13

  • Слайд 14

    Институционализированное состояние

    Объективация человеческого капитала в форме академических квалификаций составляет основу отличия капитала самоучки (который в любой момент может быть поставлен под сомнение) от человеческого капитала, санкционированного академическими средствами при помощи юридически гарантированных квалификаций, формально независимых от личности их обладателя. 14

  • Слайд 15

    Человеческий капитал институционализируется посредством легитимных свидетельств: диплом об образовании, сертификат повышения квалификации, патент, свидетельство об авторском праве; посредством легитимных процедур: например, прием на работу по конкурсу, когда из разнообразных различий в качестве исполнения работы выводятся жесткие, абсолютные, устойчивые различия, отделяющие последнего из победивших кандидатов от первого проигравшего. 15

  • Слайд 16

    Наделяя человеческий капитал, которым обладает тот или иной агент, институциональным признанием, академическая квалификация также делает возможной сравнение квалификации его владельцев и даже их замены (последовательно замещая одного владельца другим). Она позволяет установить пропорции обмена между человеческим и экономическим капиталами посредством гарантирования денежного эквивалента стоимости данного институционализированного академического капитала 16

  • Слайд 17

    Так формируется ценность владельца данной институционализированной квалификации относительно владельцев других квалификаций и денежная стоимость, на которую ее можно обменять. на рынке труда 17

  • Слайд 18

    СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

    — понятие, введенное П. Бурдьё в статье "Формы капитала" (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. Социальный капитал является общественным благом, но создается свободным и рациональным индивидом для достижения собственных выгод. Он предполагает социальный контракт, набор социальных норм, социальных обменов и, следовательно, некоторый базовый уровень доверия. 18

  • Слайд 19

    Социальный капитал

    Рассматривается   как атрибут индивида, дающий ему серьезные преимущества в достижении жизненных целей, карьере, защите имущества, доступе к информации. Социальный капитал рассматривается как основа либерального общества. Поскольку саму основу данного капитала образуют социальные отношения, то он может выступать лишь в качестве неформального капитала 19

  • Слайд 20

    Экономическое значениесоциального капитала

    Уменьшает издержки координации совместной деятельности, заменяя контракты, формальные правила и бюрократические процедуры неформальными нормами: отношениями доверия, взаимными обязательствами и ожиданиями усвоенными профессиональными стандартами, этикой общения  Социальный капитал приносит дивиденды лишь в случае его активного использования: обмена 20

  • Слайд 21

    Социальный капитал продуктивен. Он способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии слишком затратно или невозможно. В отличие от иных форм капитала, социальный капитал свойствен струк­туре связей между акторами и среди них. Это не зависит ни от самих акторов, ни от средств производства. 21

  • Слайд 22

    Сферой влияния и объектами социального капитала является специфическая область прав экономических агентов: Право участвовать (и выиграть) в тендере на застройку привлекательного участка земли в центре города Право добиться необходимого решения суда Право устроиться на работу на высокую должность Право на аренду 50 гектаров пахотной земли, например, в Сабинском районе республики Татарстан и т.д. 22

  • Слайд 23

    Социальный капитал Р. Патнэма

    "Игра в кегли в одиночку: крах и возрождение американского сообщества", 2000 г. Используется трехфакторная модель социального капитала: нормы взаимности, доверие и социальные сети. Патнэм измеряет  социальный капитал с помощью индивидуальных индикаторов: интенсивность и сила контактов, членство в общественных объединениях, удовлетворенность взаимоотношениями, соблюдение норм взаимности, чувство безопасности, доверие к соседям и социальным институтам, электоральная активность. 23

  • Слайд 24

    В анализе экономического развития нескольких регионов мира Патнэм показал, что изменение качества социальных отношений предшествовало экономическому развитию. 24

  • Слайд 25

    Индивидуальные индикаторы  социального капитала

    Сколько своих соседей вы знаете по именам? Присматривают ли соседи за вашей квартирой во время вашего отпуска? Часто ли сталкиваетесь в магазинах с друзьями? Как много у вас знакомых? Часто ли разговариваете по телефону с родственниками? Приглашаете ли вы к себе домой коллег? Сколько раз вы обращались за советом к другим людям за последние три месяца? Считаете ли вы свой район безопасным? Считаете ли вы, что полиции/милиции в вашем городе можно доверять? Знаете ли вы, кто является депутатом местного представительного органа от вашего округа? 25

  • Слайд 26

    Расчет национального объема «социального капитала»

    Два показателя: индекс доверия и членство в общественных объединениях. Роберт Патнем: число членов разного рода добровольных ассоциаций (от родительских комитетов до клубов женщин-избирательниц и кружков игры в боулинг) за минувшие два-три десятилетия сократилось в пределах 25-50%; время, затрачиваемое на неформальное общение вне работы с 1965 г. уменьшилось на четверть; время на деятельность в общественных организациях —чуть ли не наполовину; индекс доверия (процент положительных ответов на вопрос: «Можно ли доверять людям?») с 1972 г. снизился почти на треть. 26

  • Слайд 27

    Пример 1. Рынок оптовой торговли алмазами

    В процессе обсуждения цены продавец передает покупателю мешочек с камнями для их исследования в спокойной обстановке. Делается это без всяких формальностей (страховки товара), которые бы гарантировали, что эксперт в процессе оценки не заменит камни на более низкие по качеству или на поддельные. Стоимость товара может составлять тысячи или сотни тысяч долларов. 27

  • Слайд 28

    Свободный обмен камнями для экспертизы -важнейшее условие функционирования рынка. При его отсутствии рынок стал бы более громоздким и менее эффективным. Экспертиза камней - основной атрибут социальной структуры. Данное торговое сообщество обычно очень замкнутое как по участникам сделок, так и по этническим и семейным связям (например, рынок оптовой торговли алмазами в Нью-Йорке контролируется евреями, которые заключают браки внутри сообщества, живут в том же сообществе в Бруклине и ходят в одни и те же синагоги). Это очень закрытое сообщество 28

  • Слайд 29

    Тесные связи, развитые благодаря семейным узам, сообществу и религии, создают уверен­ность, необходимую для упрощения трансакций на рынке. Если какой-либо член сооб­щества заменит, украдет или даже присвоит камень на время, то он утратит семейные, религиозные и общественные связи. Прочность таких связей делает возможным заключение сделок на доверительной основе, и торговля происходит очень легко. При отсутствии таких связей возросли бы трудоемкость, затраты, связанные с обязательствами и страхованием. 29

  • Слайд 30

    Пример 2. «Цветные» революции

    1987 — первая Жасминовая революция в Тунисе. • 1989— победа «Солидарности» в Польше; Бархатные революции в ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии. • 2003 — Революция роз в Грузии. • 2004 — Оранжевая революция в Украине. • 2005 — Тюльпановая революция в Киргизии. • 2005 — Революция кедров в Ливане. • 2006 — Попытка Васильковой революции в Белоруссии. • 2008 — Попытка цветной революции в Армении. • 2009 — Цветная революция в Молдавии, приведшая компартию к потере большинства в парламенте. • 2010 — Вторая Дынная революция – вторая Киргизская революция (Народная Революция в Киргизии 2010 года). • 2010-2011 — вторая Жасминовая революция (или Финиковая) в Тунисе, по мнению некоторых зарубежных политологов – также цветная. • 2011 — Дынная революция (или Твиттерная) Египте. 30

  • Слайд 31

    2005 – провал цветных революций в Азербайджане и Казахстане. Революции предшествует объединений единомышленников в социальных Интернет-сетях Формирование молодежных организаций, участвовавших в «цветных революциях»: «Пора» («черная» и «желтая») на Украине, «Кхмара» в Грузии, «Кел-Кел» в Киргизии, «Отпор» в Сербии, «Малады Фронт» в Белоруссии . 31

  • Слайд 32

    Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и забастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей. Оппозиция в таком случае утверждает, что были допущены нарушения избирательного законодательства, исказившие волю народа. Молодые люди, взявшись за руки, устанавливали блокаду государственных учреждений, врывались в здание парламента и требовали перемен Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосования (Украина), либо к силовому захвату зданий органов власти толпой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государства с последующим проведением новых выборов. В обоих случаях оппозиция приходит к власти. 32

  • Слайд 33

    Пример 3.

    Мать шестерых детей, недавно переехавшая с мужем и детьми из пригорода Детройта в Иерусалим, объясняет причину своего переезда наличием большей свободы для ее детей в Иерусалиме. Она стала спокойно разрешать своему восьмилетнему ребенку отвозить шестилетнего через весь город в школу на го­родском автобусе и не волновалась за своих детей, играющих в городском парке без присмотра, чего она не могла позволить себе в Детройте. 33

  • Слайд 34

    Причина такого различия - разница в социальном капитале, существующем в Иерусалиме и Детройте. В Иерусалиме сложившаяся структура норм гарантирует, что дети будут под присмотром со стороны взрослых, находящихся рядом. Cемьи, живущие в Иерусалиме, имеют некий социальный капитал, а у тех, кто живет в мегаполисах США, его нет. В Иерусалиме 800 тыс. жителей, 72% - иудеи. В Детройте - 4.5 млн. жителей 34

  • Слайд 35

    Пример 4.

    На рынке Эль Халили в Каире сложно определить границы торгового пространства каждого торговца. Торговец кожаными изделиями, на вопрос, где можно купить драгоценности, спо­собен сам достать их из-под прилавка или немедленно пошлет покупателя к торговцу, с которым он тесно связан. Либо сразу предложит обменять деньги, хотя он и не меняла, но сделает это просто обратившись к своим коллегам по соседству. 35

  • Слайд 36

    За "привод" покупателя в магазин, полагаются комиссионные, а за содействие в обмене денег, предполагается "ответная любезность" со стороны менялы. Взаим­ные отношения на данном рынке очень важны, поскольку они гарантируют стабиль­ность предпринимательства. Рынок можно рассмотреть как корпорацию отдельных торговцев, каждый из которых располагает социальным капиталом, величина которого определяется количеством его взаимосвязей на рынке. 36

  • Слайд 37

    Что общего в этих примерах?

    Социальный капитал имеет значение и ценность! Его значение может быть как позитивным, так и негативным (молодежные группировки – ГОПники, террористические сети, религиозные экстремистские организации, секты…) Негативный социальный капитал формируется как протестная реакция на сложившиеся ограничения 37

  • Слайд 38

    Негативный социальный капитал

    Выгоды и преимущества негативного социального капитала проявляются в сравнении с существующими легитимными нормами и правилами, с которыми они вступают в конкуренцию. Там, где легитимные нормы эффективны, а существующие альтернативные способы достижения целей являются менее привлекательными, там негативный социальный капитал остается не востребованным, поскольку его использование не создает значимых эффективных экономических преимуществ. 38

  • Слайд 39

    В переходных социальных структурах, где прежние институциональные формы обмена и доверия разрушены, а процесс формирования новых еще не завершен, применение возможностей социального капитала пользуется повышенным спросом. В этой ситуации многократно возрастает разница в соотношениях «затраты – выгоды» между действиями в рамках официальной системы норм и неформального использования социального капитала. Возникает конкуренция альтернативных рутин, где выигрывает наиболее привлекательная, обеспечивающая минимизацию издержек для достижения поставленных целей 39

  • Слайд 40

    Социальный капитал

    В западной и отечественной литературе уже наработан широкий спектр идей, позволяющих практически развивать стратегическое планирование развития социального капитала. Можно отметить ряд интересных разработок таких авторов, как Дж. Коулмен, Р. Патнем, Ф. Фукуяма, П. Бурдье, А. Шадрин, М. Грейсбил, и др., исследования Мирового Банка 40

  • Слайд 41

    Социальный капитал является сложной категорией, важной составляющей совокупного общественного капитала, от которой зависят темпы экономического роста, конкурентоспособности российской экономики, эффективное функционирование других составляющих общественного капитала. В узком смысле социальный капитал представляет собой результат инвестиции в развитие государственных и общественных институтов, связей, норм, способствующих росту благосостояния, стимулированию развития производства, снижению уровня бедности, социальной несправедливости. 41

  • Слайд 42

    Социальный капитал характеризуется наличием у экономических агентов устойчивых общественных связей, полезных для наращивания их доходов, создающих преимущества занимаемого местонахождения в иерархической структуре общества, организаций, в межличностных отношениях. Социальный капитал - это показатель существующих или потенциальных ресурсов, которые связаны с включением в постоянно действующую сеть отношений так или иначе институционально оформленных связей, характеризуемых наличием знакомств, признания, рейтинга, статуса и т. п. 42

  • Слайд 43

    Это - совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с: - обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированныхотношений взаимного знакомства и признания – с членством в группе 43

  • Слайд 44

    - выражает связи между людьми, которые сопряжены: во-первых, с ожиданиями определенного поведения от вовлеченных в эти связи людей во-вторых, с их определенными взаимными обязательствами. 44

  • Слайд 45

    Это капитал в экономическом смысле: он может накапливаться, конвертироваться в другие формы капитала, приносить разного рода «прибыль» Отличия: он не является вещью нет оформления прав собственности не отчуждаем от своих "собственников» не сводится к каким-то выработанным способностям человека не является чисто логическим, рациональным знанием, подобно человеческому капиталу, и не отпечатывается в теле человека в виде инкорпорированных навыков, подобно культурному капиталу. 45

  • Слайд 46

    Социальный капитал не существует вне людей, но и не является атрибутом какого-то отдельного человека. Он не материален и не индивидуален. Социальный капитал не может узурпироваться отдельным человеком, позволяющим ему сказать - "это мой капитал". 46

  • Слайд 47

    Любая форма капитала выражает отношения между людьми, но социальный капитал занимает особое место Отношенияобразуют саму субстанцию капитала (а не просто придают каким-то ресурсам форму капитала). И из этого вытекают некоторые его особенности. 47

  • Слайд 48

    Особенности социального капитала

    Низкая степень формализации Мы можем прописать в контрактах наши взаимные обязательства, но никогда контракты не покроют всей совокупности этих обязательств. В силу своей низкой формализованности социальный капитал нелегко утилизировать посторонним, "чужакам" и "новичкам". 48

  • Слайд 49

    В течение последнего десятилетия выделились два разных направления, основанных на разделении двух составляющих социального капитала - структурной и институциональной. 49

  • Слайд 50

    Структурная теория социального капитала

    Разрабатывает концепцию социальных сетей – структурной основы всякого социального капитала. Она позволяет производить различные измерения - плотности сетей, теснота связей, их устойчивости, «рентабельности». Она дает возможность строить разные сетевые конфигурации, наглядно демонстрируя различия структуры того или иного социального капитала (круг коллег; знакомых, знакомых-знакомых…) Ex: программа «Pajek» - для анализа больших Сетей 50

  • Слайд 51

    Основные параметры сетевых структур

    1.   плотность сети -  измеряется количеством агентов и числом связей между ними 2.   степень централизации сети – в какой мере агенты группируются вокруг единого центра 3.   гомогенность сети(степень ее однородности/ разнородности) 4.   сила (прочность) связей 5.   теснота связей – измеряется количеством контактов или сделок за определенный период времени 6.    замкнутость связей 7.    устойчивость связей 51

  • Слайд 52

    Институциональный подход

    Основан на разработке проблемы доверия. Доверие - это выполнение обязательств без применения санкций. Или, это вера в то, что взаимные обязательства будут выполнены и применять санкции не придется. В основе доверия лежит вера во взаимность, в действенность взаимных связей. В эффективной системе доверия невыгодно нарушить взаимные ожидания выполнения обязательств 52

  • Слайд 53

    Социальный капитал

    Со структурной стороны социальный капитал выступает как совокупность сетевых контактов С институциональной стороны он воплощает в себе накопленное доверие и измеряется, соответственно, числом накопленных обязательств. 53

  • Слайд 54

    54

  • Слайд 55

    Социальный капитал

    Социальный капитал нарастает с развитием гражданского общества, доверием к общественным институтам, существует также и обратное воздействие развития институтов гражданского общества на социальный капитал, его структуру и качество. В наиболее обобщенном виде верна характеристика Р. Патнема, что социальный капитал характеризует совокупное общественное благо, создаваемое в результате действия всей системы общественных связей. 55

  • Слайд 56

    Центры накопления социального капитала (по А. Виссарионову):

    организации и объединения; партии и движения; органы государственной власти и местного самоуправления; вооруженные силы страны; конфессии; человеческие формирования; научные школы и сообщества; бизнес-сообщества; олигархические кланы; 56

  • Слайд 57

    Центры накопления социального капитала:

    родственные кланы; образовательные организации; спортивные сообщества; клубы по интересам; интернет-сообщества; криминальные сообщества, секты (как центры накопления негативного социального капитала) и др. 57

  • Слайд 58

    Социальные воздействия

    Эти воздействия, на основе «связей», особенно заметны в тех случаях, когда различные индивиды получают слишком неравные прибыли при практически равном капитале (экономическом или человеческом). Размер выгод зависит от степени, в какой индивиды мобилизуют привлеченный капитал через свою близость к группе (начальству, влиятельным чиновникам, политикам, клубам для избранных и т.д.), как таковой более или менее сложившейся и более или менее богатой этим капиталом. 58

  • Слайд 59

    Социальный капитал

    Влиятельные «покровители» дают своим подопечным опору в виде доступа к своему более обширному и содержательному социальному капиталу, «репутации», позволяющей им получать дивиденды во всех смыслах этого слова. Эти отношения могут существовать только в практическом состоянии, в форме постоянного непрерывного материального и/или символического обмена, который способствует их поддержанию. 59

  • Слайд 60

    Объем социального агента зависит от размера сети связей, которые он может эффективно мобилизовать, и от объема капитала (экономического, человеческого или символического), которым обладает каждый из участников сети. Манеры (умение держать себя, произношение, уровень образования и т.д.) - часть социального капитала, поскольку, указывая на способ своего приобретения, они свидетельствуют об изначальном членстве в более или менее престижной группе. Социальный капитал относительно несводим к экономическому и человеческому капиталам того или иного конкретного агента или даже группы связанных с ним агентов, но он не является полностью независимым от этих форм капитала 60

  • Слайд 61

    Социальный капитал оказывает мультипликативное воздействие на капитал, которым уже обладает данный агент. Выгода, приносимая членством в группе, лежит в основе солидарности, которая делает возможным ее получение Сети связей необходимы для построения и воспроизведения длительных, полезных отношений, позволяющих сохранять материальную или символическую прибыль 61

  • Слайд 62

    Сеть отношений является продуктом инвестиционных стратегий –нацеленных на установление и воспроизводство социальных отношений. Эти отношения могут задействоваться, когда происходит трансформация случайных связей (например, отношений на рабочем месте, отношений соседства) в связи, которые одновременно и обязательны, и избирательны Они предполагают длительные обязательства, ощущаемые на субъективном уровне (например, чувства благодарности, уважения, дружбы и т.д.) или гарантированные институционально (права). 62

  • Слайд 63

    Социальный капитал

    Основан на принципе социальных воздействий (связей), которые несводимы к набору свойств, принадлежащих данному агенту на индивидуальном уровне 63

  • Слайд 64

    Эти связи бесконечно воспроизводятся в ходе и посредством обмена (дарами, услугами, информацией и т.д.), который этот институт стимулирует и предопределяет, производя взаимное знание и признание. Обмен трансформирует обмениваемые блага в знаки признания и воспроизводит данную группу посредством подразумеваемого им взаимного признания членов группы и признания членства в ней. При этом переутверждаются границы группы – т.е. границы, за пределами которых не может происходить конститутивный (порождающий связи) обмен 64

  • Слайд 65

    Воспроизводство социального капитала предполагает непрекращающуюся работу по установлению социальных связей, непрерывные серии обменов, в ходе которых признание постоянно утверждается и подтверждается. Эта работа требует затрат времени и сил, она не приносит прибыли и не замечается, пока она не подкрепляется особой компетенцией (знанием важных связей, а также навыками их использования) и диспозицией к обретению и удержанию этой компетенции, которые сами являются неотъемлемыми частями данного капитала 65

  • Слайд 66

    Это объясняет почему прибыльность труда по накоплению и поддержанию социального капитала увеличивается пропорционально общему размеру капитала. Социальный капитал, основанный на связях, значительно возрастает, если при этом человек – богато наделен собственным капиталом (прежде всего социальным, человеческим и экономическим). Обладатели социального капитала, могут превращать все свои случайные знакомства в продолжительные выгодные связи, умножая тем самым величину своего социального капитала. 66

  • Слайд 67

    Знакомства с ними ищут именно из-за принадлежащего им социального капитала, и в силу их известности считается важным знать их лично («Я хорошо его знаю»); Таким людям нет необходимости «завязывать знакомства» со «случайными лицами»; их знает большее число людей, чем знают они сами, и их усилия по установлению социальных связей оказываются высокопродуктивными. Например, И. Кабзон 67

  • Слайд 68

    Представитель социальной группы, наделенный полномочиями представлять ее, может (временно) присвоить весь объем социального капитала этой группы. Они могут при помощи подобного коллективного капитала реализовывать властные отношения, несопоставимые с личным вкладом агента. 68

  • Слайд 69

    Парадоксы делегирования прав

    Уполномоченный агент может осуществлять по отношению к группе (и до определенного момента против нее) ту самую власть, которую она позволяет ему сконцентрировать. Особенно это касается тех накладывающих ограничения ситуаций, когда уполномоченный агент формирует группу, которая, в свою очередь, создает его самого, но существует только при его посредстве.) 69

  • Слайд 70

    Механизмы делегирования заключают в себе также и элементы хищения или незаконного присвоения накопленного ими капитала. Это хищение скрыто присутствует в том факте, что группа как целое может быть представлена «комиссией», «рабочей группой», четко определенной и совершенно очевидной для всех, всем известной, всеми признанной. 70

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке