Презентация на тему "ФУНКЦИИ ЯЗЫКА"

Презентация: ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"ФУНКЦИИ ЯЗЫКА" состоит из 48 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    48
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
    Слайд 1

    ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

    Лекция 5

  • Слайд 2

    I. Природа и сущность языка

    Язык- сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Вопрос о сущности языка – один из сложнейших в языкознании. Язык рассматривается как явление: 1) биологическое (или природное); 2) психологическое (индивидуальное); 3) социальное (общественное). Разное понимание сущности языка порождало и разные подходы к его определению – каждая теория акцентировала разные моменты: отношение языка к мышлению, структурную организацию языка, важнейшие функции языка и т.д.  

  • Слайд 3

    Язык биологическое явление?

    Согласно этой точке зрения ребёнок овладевает речью также естественно, как он выучивается есть, пить, ходить и так далее. Такое мнение возникло потому, что овладение языком кажется очень простым. Ребёнок, которого никто специально не обучает, сам начинает говорить и в возрасте от 1,5 до 3-х лет практически овладевает средствами языка.

  • Слайд 4

    «Царские эксперименты»

    изоляция только что родившихся младенцев от людей чтобы определить, на каком они рано или поздно заговорят. В 14 в. индийский падишах Акбар решил проверить утверждение своих мудрецов о том, что каждый ребёнок сам собою начинает говорить на языке своих отцов.

  • Слайд 5

    Достоверные факты

    Если дети с самого раннего детства развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных. У них не только не формируется речь и мышление, но и их движения ничем не напоминают человеческие; Они не приобретают даже свойственной людям вертикальной походки.

  • Слайд 6

    Чаще всего взращивать детей удается волкам

    в 1920 году в Индии в джунглях нашли двух девочек 8 и 1,5 лет, которые, были похищены волчицей. Они вели себя как волки: передвигались на четвереньках, могли есть только сырое мясо, воду лакали, как собаки. Прежде чем взять в рот пищу, тщательно её обнюхивали, боялись огня и чуяли запах сырого мяса на расстоянии 70 метров.

  • Слайд 7

    Язык – явление не биологическое, а общественное, социальное

    Человек овладевает речью только в коллективе, в котором растёт и воспитывается. Речевая способность - биологически сформированная в процессе эволюции у человека только возможность овладения языком. Это получаемая ребёнком по наследству от человеческих предков способность в младенческом возрасте овладеть любым языком. Современные люди независимо от их этнической принадлежности в детстве обладают равными возможностями для усвоения любого языка. Язык – достояние общества и овладеть языком человек может только в обществе.

  • Слайд 8

    Язык только потому и существует, что существует человеческий коллектив

    Без языка люди не могут понять друг друга, согласовать свои действия, не могут наладить производство необходимых для жизни материальных благ. Специфика языка как общественного явления определяется его ролью в жизни общества, выполняемыми им функциями.

  • Слайд 9

    II. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

    Любой этнический язык существует в определённом социуме. Он выполняет множество функций. Функция языка- предназначение языка как данности, как системы знаков выполнять определённую роль в жизнедеятельности некоторого социума. В языкознании слово функция обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль».

  • Слайд 10

    КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

    - одна из важных функций, т.к. назначение языка - служить средством общения, имея в виду обмен мыслями через определённую знаковую систему. Она позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и принимать к сведению. Коммуникация – общение, обмен информацией. Коммуникативная функция языка изучалась в лингвистике на протяжении всей её истории и получила множество интерпретаций и обоснований. Язык по своей природе имеет одну цель – установление взаимопонимания в процессе коммуникации

  • Слайд 11

    Информация -

    сообщение о положении дел, сведения, предназначенные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы, лежит в основе коммуникативной функции. Информация передаётся в пространстве и во времени. Информация сохраняется и передаётся из века в век, из тысячелетия к тысячелетию. Благодаря языку осуществляется преемственность человеческой культуры, происходит накопление и усвоение опыта, выработанного за большой период времени.

  • Слайд 12

    Информация реализуется в речи – одном из важнейших факторов человека

    Однако бывает когда человек общается сам с собой: ведение дневника, записной книжки, конспектов и т.д. Показательным является пример Робинзона Крузо, или нахождение человека в тюрьме, в одиночной камере и т.д.). Речь является заместителем действия (например, просьба).

  • Слайд 13

    Леонард Блумфилд (1887 – 1949) – американский лингвист

    Язык позволяет одному человеку совершить действие (поступок, реакцию) там, где другой человек испытывает в этом действии потребность (стимул)

  • Слайд 14

    ПОДФУНКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

    Коммуникативнаяфункция языка (служить средством общения) имеет несколько подфункций и частных функций: Констатирующая– служит для простого «нейтрального» сообщения о факте и выражена в повествовательных предложениях.

  • Слайд 15

    Регулятивнаяфункция

    направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в микроколлективах. Её цель - воздействовать на адресата сообщения: побудить, запретить, предостеречь. Например, просьба матери к сыну не приходить поздно: Не приходи сегодня поздно, пожалуйста! Во сколько ты собираешься вернуться Вчера ты опять поздно пришел… (с особой интонацией), Смотри – теперь рано темнеет, Метро работает до часу, не забудь, Я буду очень волноваться

  • Слайд 16

    Волеизъявительная подфункция

    – выражается в просьбах и приказах: Сообщи об этом куда следует. Купи мне, пожалуйста, поздравительные открытки. Чтобы я этого больше не видел! Ты должен предупредить своего непосредственного руководителя.

  • Слайд 17

    Вопросительная – служит для запроса о факте: Где состоится собрание? Когда приедешь? Апеллятивная(призывная) - направлена на побуждение к какому-либо действию или регуляцию действий. Все на борьбу с расхитителями народного богатства! Вставай, страна огромная! Давайте организовывать субботники!

  • Слайд 18

    Контактоустанавливающая (фатическая) функция

    выполняетфункцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда контакта ещё нет или уже нет (приветствие, прощание, обмен репликами о погоде т.п.). - Здравствуйте (До свидания), Мария Александровна! В относительно постоянных коллективах установление и поддержание речевых контактов – важнейшее средство регулирования отношений. Общение с родственниками, соседями, сослуживцами нужно для поддержания определённых отношений, оно важно и для самого человека – для его самоутверждения, реализации как личности.

  • Слайд 19

    Регулятивная и фатическая функции языка

    направлены не только на улучшение отношений между членами микроколлектива, но и используются в «репрессивных» целях, оттолкнуть от себя собеседника. Т.е., язык используется также для «уколов» и «ударов» - выражения угрозы, оскорбления, ругательства и т.д.

  • Слайд 20

    Эмоционально-экспрессивнаяфункция

    выражается в способности человека передавать с помощью языка свои чувства, ощущения, переживания. Она помогает выразить личность говорящего, его настроение и эмоции с помощью интонации и подбора слов. Эта функция реализуется тогда, когда в сообщении прямо выражено субъективно-психологическое отношение адресанта к предмету речи (интонация, междометия, слова с эмоционально-экспрессивной коннотацией и т.п.). Опять ты сегодня опоздал! Какие восхитительные цветы!

  • Слайд 21

    Метаязыковаяфункция

    (языковой комментарий) выражается в истолковании языковых фактов с помощью своих собственных языковых средств, т.е. система языка может объяснять саму себя, например, это - определения, толкования и дефиниции научных понятий, объяснение значений слов, непонятных для собеседника. Треугольник – это геометрическая фигура на плоскости, ограниченная тремя пересекающимися прямыми, образующими три внутренних угла. 

  • Слайд 22

    Эстетическаяфункция -

    средство выражения эстетического воздействия на человека (сфера художественной литературы). Она связана с выражением чувства прекрасного, гармонии между содержанием и формой. Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.(А. Пушкин)

  • Слайд 23

    Этническая (группообразующая) функция

    Язык – средство объединяющее некий этнос (народ). Этническая функция помогает сформироваться национальному самосознанию. Этническая функция определяется отношением людей к языку, традициям культуры и национально-языковой политикой. Основополагающим признаком этноса выступает этническое самосознание, его же ярчайшим проявлением становится этноним, т.е. название народа, национальности, племени: Россия, россияне, Москва, москвичи

  • Слайд 24

    Магическая функция

    реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется как бы надчеловеческой, «потусторонней» силой. Вера человека, что слово/язык способен повлиять на последующие события. Данная функция связана с религиозными и мистическими верованиями, например, Ни дна тебе, ни покрышки. Не каркай! Не говори под руку.

  • Слайд 25

    Лев Семёнович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог Язык не только средство передачи «готовой мысли», но и средство формирования мысли. Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский говорил «мысль не просто выражается в слове, мысль в слове совершается».

  • Слайд 26

    2. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА

    Словесная форма мышления – основная. мыслеформирующая функция - «образующий орган мысли». Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835)

  • Слайд 27

    Мыслительная функция служит средством формирования и выражения мыслей.

    Говорить – значит выражать свои мысли. Мысли формируются с помощью языка. Мыслительную функцию взращивает коммуникативная функция. При формировании мысль опирается на категории и единицы языка. Основная форма мышления - языковая, словесная. Но существуют и другие формы мышления – образная, предметная. Язык – не просто форма, не средство мышления, а скорее, его способ. Сам характер формирования мыслительных единиц и их функционирования в значительной мере зависит именно от языка.

  • Слайд 28

    Л.В. Выготский

    Слова и другие единицы языка выступают в ходе мыслительной деятельности в каком-то «не своем» виде «Внутренняя речь» фрагментарна и ассоциативна. Слова здесь представлены какими-то своими «кусочками» и соединяются они между собой не так, как в обычной «внешней» речи. В языковую ткань мысли вкрапливаются еще образы – зрительные, слуховые, осязательные и т.п. Структура «внутренней» речи намного сложнее, чем структура речи «внешней», доступной наблюдению.

  • Слайд 29

    Понятие – основной мыслительный инструмент

    Как образуется понятие? Человек наблюдает множество явлений объективной действительности, сравнивает их, выделяет в них различные признаки. Признаки неважные, случайные он «отсекает», отвлекается от них, а признаки существенные складывает, суммирует – и получается понятие. Слово есть типичная, нормальная форма существования понятия.

  • Слайд 30

    Путь семантической эволюции всех языков мира:

    значения обобщенные, отвлеченные вырастают в них на базе значений более конкретных. Однако у каждого народа какие-то участки действительности членятся подробней, чем другие. Например: В языках народов, населяющих Крайний Север (лопарей, эскимосов), существуют десятки названий для разных видов снега и льда; У арабов-бедуинов различаются десятки наименований для разных видов верблюдов – в зависимости от их породы, возраста, предназначения и т.п.

  • Слайд 31

    Основной формой мышления является мышление языковое, словесное

    Но существуют и другие формы мышления – образное, предметное, техническое и т.д. Язык – не просто форма, оболочка для мысли, это даже не средство мышления, а скорее, его способ. Сам характер формирования мыслительных единиц и их функционирования в значительной мере зависит именно от языка.

  • Слайд 32

    ПОДФУНКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

    Номинативная (именующая) функция языка выражается в называниях объектов и явлений действительности: они составляют неотъемлемую часть познания. Номинация позволяет «застолбить» явления действительности в словах, которые что-либо называют. Вся та система понятий, которой обладает современный человек, находится в системе названий.

  • Слайд 33

    Номинативная функция связана с функцией познавательной

    т.к. участвует в процессе познания мира. Человек пользуется номинативной функцией избирательно, называя только то, что для него ближе и важнее. Чтобы какой-либо предмет приобрёл своё название в языке, он должен перейти «порог значимости».

  • Слайд 34

    Основной мыслительный инструмент - понятие

    Понятие образуется в ходе практической деятельности человека благодаря способности его разума к абстрагированию, обобщению. вся та система понятий, которой обладает современный человек, покоится на системе названий. Если из курсов истории, географии, литературы выбросить все имена собственные – все антропонимы (имена людей). Тексты обессмыслятся, сразу потеряется ориентацию в пространстве и во времени.

  • Слайд 35

    Ряд русских слов: печаль, огорчать, воспитание, увлечение, справедливость,

    Можно ли найти в их значениях что-либо общее? Печаль образовано от печь (ведь печаль – жжет!);  огорчать – от горький, горечь; воспитание – от питать, пища; увлечение – от влечь, волочить (то есть ‘тащить за собой’); справедливость – от правый (то есть ‘находящийся по правую руку’) и

  • Слайд 36

    Вся система понятий находится в системе названий

    Научная деятельность лаборатории НорбертаВиннера приостановилась из-за отсутствия соответствующего названия для данного направления поиска: было неясно, как обозначить, чем сотрудники этой лаборатории занимались. И только когда в 1947 г. вышла в свет книга Винера «Кибернетика» и наука устремилась вперёд.

  • Слайд 37

    Номинативная функция соотносится с функцией познавательной, участвует в процессе познания мира.

    Человек пользуется номинативной функцией с умыслом, избирательно, называя в первую очередь то, что для него ближе всего и важнее. В русском языке есть много названий грибов: белый гриб (боровик), подберёзовик, груздь, опёнок и т.д. Но это все полезные съедобные грибы. А несъедобных мы различаем только два: мухоморы и поганки + ложные опята и т.д. А биологи утверждают что разновидностей несъедобных грибов гораздо больше, чем съедобных.

  • Слайд 38

    Познавательная (аккумулятивная, накопительная) функция

    служит средством сознания, способствует его деятельности и отражает его результаты. Большая часть знаний того, что приходит к человеку, приходит через язык. Как образуется понятие? Человек наблюдает множество явлений объективной действительности, сравнивает их, выделяет в них различные признаки. Несущественные признаки отбрасываются, существенные остаются. Слово – типичная, нормальная форма существования понятия. Воспитание человека, формирование его внутреннего мира – в этом суть познавательной функции языка.

  • Слайд 39

    Язык отражает путь человеческого познания.

    Разные народы и мир видят по-разному. Это зависит от разных условий проживания, e.g. русский – синий и голубой, английский – blue. В конце 1960-х гг. на одном из островов Филиппинского архипелага ( в Тихом океане) было обнаружено племя (Тасадай), жившее в условиях каменного века и в полной изоляции от остального мира. В языке племени вообще не было слов война, враг, ненавидеть…Тасадай научились жить в гармонии не только с природой, но и с собой.

  • Слайд 40

    bullsession– амер. разг. откровенный разговор в тесной мужской компанииbaby shower – амер. вечеринка, проводимая друзьями или родственниками в честь женщины, ждущей ребенкаpollutionfever– амер. «лихорадка» поиска загрязнителей окружающей среды (стимулируемая крупными штрафами в пользу тех, кто обнаружил)coffee klatch – брит. дамская компания за кофейным столикомdouble dipper – амер. разг. два шарика мороженого в рожке; два удовольствия сразу

  • Слайд 41

    Воспитание человека, формирование его внутреннего мира – в этом суть познавательной функции языка

    Причём проявиться данная функция может в самых неожиданных конкретных ситуациях. На складе, где хранятся цистерны с бензином, люди ведут себя осторожно. Однако эти же люди могут закурить сигарету на складе, где хранятся пустые (по-английски empty) цистерны из-под бензина. Их вводит в заблуждение словоempty, имеющее несколько значений: 1) не содержащий в себе ничего; 2) не содержащий в себе чего-либо. Люди неосознанно подменяют одно значение другим.

  • Слайд 42

    ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (Э. Сепир, Б.Л. Уорф)-

    Cтруктура языка определяет структуру мышления, т.е. человек живёт не столько в мире объективной действительности, сколько в мире языка. Мышление, а значит и познание окружающего мира, определяется конкретным языком. Нет общего для всех объективного познания, потому что человек членит окружающую действительность под влиянием конкретного языка.

  • Слайд 43

    Видение Мира относительно, оно зависит от того, на каком языке мы говорим. Носители английского и русского языков по-разному видят мир. Мне не спится Iсаn’t sleep. Мне кажется It seems to me. Мне не везёт I am not lucky. Язык влияет на мышление, а мышление влияет на язык → Онтогенез: язык => мышление, влияние языка на мышление; Филогенез: мышление => язык, менталитет народа влияет на язык.

  • Слайд 44

    5. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

    Социальные параметры, которые учитывает язык: Пол. Существует много языков, которые делятся на мужской и женский языки. Этот параметр есть и в русском, и в сибирских языках. Например, «Ой, какая прелестная сумочка!». Возраст.Языки разных поколений очень отличаются (ваши бабушки, родители и вы). Обычно в функцию старшего поколения входит контроль над языком. Задача молодого поколения вносить инновации в язык. Социальный статус. Мы разговариваем с разными категориями людей по-разному.

  • Слайд 45

    6. Язык и мышление.

    Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи: механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка; механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления; мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно образным).

  • Слайд 46

    Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности; целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношение предметов и явлений.

  • Слайд 47

    Отличия языка от мышления

    Мышление 1) отражает действительность; 2) идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности. Язык 1) выражает действительность; 2) материален – все его единицы облечены в звуки. Связь языка и мышления позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.

  • Слайд 48

    Литература:

    Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997. Буркова С.И. Курс лекций по «Введению я языкознание». 2003. Скибицкая. Социолингвистика. Новосибирск, 2008. С. 22-36. Заскока С.А. Введение в языкознание. Конпект лекций. М.: Приор, 2005.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке