Содержание
-
Градостроительство Византии
В истории градостроительства феодальной эпохи весьма интересным и вместе с тем еще очень мало изученным является ранний период - период перехода от римского античного города к средневековому. Предвестником этого перехода явилось перенесение столицы империи из Рима на Восток. Однако данное событие скорее напоминало стремительное бегство верховной власти, устрашенной междоусобицами и революцией рабов, а не спокойно подготовленное перемещение политического центра империи. По воле Константина Великого к 330 г. с лихорадочной поспешностью был отстроен Константинополь, занявший место старого колониального города Византия на европейском берегу Босфора. Для проведения столь спешного строительства Константин использовал тот прием, к которому и раньше прибегали римляне, а именно разборку и перенесение сооружений из подвластных империи городов в создаваемую столицу, но в данном случае ограбление лежавших поблизости от Константинополя городов было проведено в исключительно широких масштабах. Египетские обелиски, знаменитый Платейский треножник из Дельф, монументальные статуи и целые колоннады из малоазийских, сирийских и балканских городов наполнили Константинополь. Естественно, что в планировке и строительстве новой столицы были использованы и традиционные градостроительные приемы, характерные для римских городов эпохи расцвета империи. В Константинополе IV-V вв. мы находим водопроводы римского типа, большие римские бани, римские форумы с незастроенной серединой и, наконец, весьма протяженные римские улицы, обнесенные с обеих сторон колоннадами. Все это красноречиво указывает на то, что император Константин не собирался создавать в Константинополе город невиданного ранее типа. Однако история культуры Византийской империи решила по-своему грядущую градостроительную проблему. Утверждение христианства в качестве господствующей религиозно-философской системы привело к отрицанию языческого римского храма, место которого в VI столетии прочно занял купольный храм. С этого момента и началась трансформация античного города, ибо купольные храмы византийского типа стали радикально изменять силуэт раннефеодального города. Святая София - главный христианский храм столицы Византийской империи. Построен при императоре Юстиниане I в 532-537 гг. греческими мастерами, генетически связан с конструкциями и формами античных купольных зданий. После падения Константинополя в 1453 г. собор был превращен в мечеть, которую дополнили и украсили контрастными стрелами минаретов. В эпоху расцвета Османской империи Айя-София стала образцом для строительства соборных мечетей, которые строили Синан и его ученики в Стамбуле, Эдирне, Каире и многих других городах
-
Используя римские купольные формы, примененные в Пантеоне и термах, византийские зодчие сочетали центрическую композицию здания с базиликальной. Такую композицию получил собор св. Софии, ставший главным зданием городского центра Константинополя, в который входили ансамбли обширного императорского дворца, ипподрома и ряда других общественных сооружений, расположенных на возвышенности между Босфором и побережьем Мраморного моря. При громадной высоте собора (около 60 м) все его купольное увенчание полностью участвовало в силуэте города и действовало несравненно сильнее, чем римский Пантеон, едва поднимавшийся над окружающей многоэтажной застройкой кварталов. По сравнению с христианскими храмами, а отчасти и с другими фундаментальными сооружениями, к числу которых относятся цитадели и термы, планировка ранневизантийских городов остается еще настолько неясной, что не представляется возможности дать ей хоть сколько-нибудь основательную характеристику. Константинополь ранневизантийского периода. Генеральный план центрального ансамбля: 1 - собор св. Софии; 2 - форум (в будущем площадь Ат-Мейдан); 3 - дворец императоров Деятельность византийских зодчих в сущности развернулась в то время, когда Рим представлял собой сплошную руину, почти необитаемое грандиозное пепелище. Восточная (или Византийская) империя существовала после гибели Рима еще в течение тысячи лет. За это время в таких городах, как Милет, Коринф, Солунь, Приена и Херсонес, появилось немалое число жилых и общественных зданий, отражавших собой прямые византийские влияния. Однако вопреки неверным утверждениям ряда историков, преувеличивавших значение Византии, следует подчеркнуть, что Константинополь как центр возглавлявшейся им империи не мог сравняться с Римом по степени его влияния на европейские страны. Экономические и культурные связи Византии ограничивались Малой Азией, Фракией, Македонией, Болгарией, Сербией и Причерноморьем и лишь некоторые италийские города, к числу которых относились Палермо, Равенна, Венеция и Падуя, испытывали на себе значительные ее влияния, тогда как вся Центральная и Западная Европа в течение ряда веков не имела своего объединяющего культурного центра.
-
Характерные черты византийского Градостроительства
Сформировавшиеся в эпоху средневековья градостроительные традиции во многом живы и сегодня, проявляясь в планировке поселений. Поэтому знания о них необходимы современным специалистам. В градостроительстве Византии были унаследованы традиции Греции, Рима, Ближнего Востока, на основе которых сложились уникальная государственная система и образ жизни этой империи. Централизованная система управления, развитая чиновническая иерархия во главе с императором, преобладание идеологии православия – основные особенности, повлиявшие на византийское градостроительство. На всех этапах существования Византии в ней обнаруживались традиции античного градостроительства, в частности сохранялись тенденции использования регулярной планировки. Уже в ранневизантийский период в формировании городов проявилась централизация. Улицы сходились к городскому центру, главное место которого занимал собор. В средневизантийский и особенно в поздневизантийский периоды происходило усиление свободной планировки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.