Презентация на тему "Хакасские узоры"

Презентация: Хакасские узоры
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Хакасские узоры", состоящую из 22 слайдов. Размер файла 4.22 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Хакасские узоры
    Слайд 1

    Хакасские узоры

    Презентацию подготовил: Устинов сергейсергеевич

  • Слайд 2

    тамга

    ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв., взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушаковаметка как знак собственности (первоначально - в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамга́ — родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия

  • Слайд 3

    УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ

    На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт,Народ его издревле бережёт.Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зряИ мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

  • Слайд 4

    кружева

    Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

  • Слайд 5

    Хакасский узор

    В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

  • Слайд 6

    Откуда вообще возник узор?

    Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс

  • Слайд 7

    Особенности хакасского узора

    Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

  • Слайд 8

    Особенности южного хакасского узора

    для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.

  • Слайд 9

    Особенности северного хакасского узора

    На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

  • Слайд 10

    Второй тип трафаретов - алынчаульгу - отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы "алынчаульгу " можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.

  • Слайд 11

    Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова

  • Слайд 12

    Исторические элементы хакасского узора

    Августаева Людмила Гавриловна Аскизский район, с. Усть-Чуль

  • Слайд 13

    Кызласова Татьяна Колдовна, Аскизский район, с. Хойза

  • Слайд 14

    Толмашова Агафья Евграфовна, г.Абакан

  • Слайд 15

    Толмашова Агафья Евграфовна, г.Абакан 

  • Слайд 16

    Тудоякова Эльвира Константиновна, г. Абакан ЧаптыковаАнисья Степановна, Бейский район, с. Чаптыково

  • Слайд 17

    Исторические элементы хакасского узора в народном костюме

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Элементы хакасского женского костюма

    Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.

  • Слайд 20

    ПОГО

    Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого" окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди. 

  • Слайд 21

    хос  ызырга

    Согласно  хакасским  поверьям  уши  женщины  не  должны  быть  пустыми,  так  как  к  кораллам  притягивается  душа  (хут  сыынча).  Именно  поэтому  замужние  женщины  украшали  себя  чаще  всего  коралловыми  серёжками  — «хос  ызырга»,  изготавливались  они  из  медной  проволоки, изогнутой  в  виде  кольца.  На  кольцо  нанизывались  большие  и  маленькие  коралловые  бусины,  в  завершении  серьги  украшались  серебряной  полурублевой  монетой  и  шелковой  кисточкой.  Лишь  вдовы  не  имели  права  носить  серьги  в  полном  снаряжении  —  они  оставляли  всего  по  две  бусины,  либо  носили  только  одну  серёжку.

  • Слайд 22

    узумчук

    Иногда  косички  украшались  подвесками  —  поос.  На  концы  передних  косичек  (примерно  по  девять  штук  с  каждой  стороны)  привязывали  кисточки  «чачах  поос»  или  «нинчi  поос»,  изготовленные  из  коралловых  и  бисерных  снизок.  К  косичкам  они  крепились  за  шнурок  из  конского  волоса.  Позже,  в  XIX  веке,  девушки  начали  изготавливать  и  носить  «чапрах»  —  серебряные  монеты  с  косичкой.  У  женщин  победнее  передние  косички  украшались  подвесками  «сас  поос»,  свитыми  из  шерсти  загривка  барана  вместе  с  шелковой  ниткой.  К  концам  такого  украшения  привязывали  по  жемчужной  пуговице  «узумчук».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке