Содержание
-
Хакасские узоры
Презентацию подготовил: Устинов сергейсергеевич
-
тамга
ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв., взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушаковаметка как знак собственности (первоначально - в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамга́ — родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия
-
УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ
На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт,Народ его издревле бережёт.Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зряИ мы с тобою видим знаки хакасского календаря...
-
кружева
Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.
-
Хакасский узор
В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.
-
Откуда вообще возник узор?
Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс
-
Особенности хакасского узора
Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.
-
Особенности южного хакасского узора
для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.
-
Особенности северного хакасского узора
На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.
-
Второй тип трафаретов - алынчаульгу - отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы "алынчаульгу " можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.
-
Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова
-
Исторические элементы хакасского узора
Августаева Людмила Гавриловна Аскизский район, с. Усть-Чуль
-
Кызласова Татьяна Колдовна, Аскизский район, с. Хойза
-
Толмашова Агафья Евграфовна, г.Абакан
-
Толмашова Агафья Евграфовна, г.Абакан
-
Тудоякова Эльвира Константиновна, г. Абакан ЧаптыковаАнисья Степановна, Бейский район, с. Чаптыково
-
Исторические элементы хакасского узора в народном костюме
-
-
Элементы хакасского женского костюма
Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.
-
ПОГО
Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого" окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.
-
хос ызырга
Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так как к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками — «хос ызырга», изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении — они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.
-
узумчук
Иногда косички украшались подвесками — поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос», изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» — серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.