Содержание
-
Хозяйственный учет. Общая характеристика
Хозяйственный учет – динамическая, открытая, связанная с внешней средой информационная система наблюдений, количественного и качественного измерения и отражение социально-экономических и хозяйственных процессов и учетных показателей для управления общественным производством. Общее руководство учетом осуществляет Правительство РФ.
-
Хозяйственный учет
Цель учета – сбор, количественное и качественное измерение и обработка учетной информации для разработки планов и программ, обоснование управленческих решений. Задачи учета: 1. Обеспечения контроля за движением и наличием имущества, использованием трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами. 2. Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов. 3. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия для использования различными пользователями (поставщики, кредиторы…) 4. Разработка учетной политики предприятия на основе утвержденной методологии учета, тесной взаимосвязи всех видов учета.
-
Пользователи учетной информации внешние потребителивнутренние потребители нуждаются в информации ориентируются на информацию финансового характера управленческого характера (кредиторы, инвесторы, (лица, принимающие решения - налоговые органы, банки) руководитель, управляющий персонал, учредители)
-
Виды учета 1.В соответствии с характером потребителя учетной информации. А) финансовый учет обеспечивает внешних потребителей учетной информации финансового характера и связан с результатами деятельности предприятия. - имеют прямой финансовый интерес: кредиторы, инвесторы, поставщики. - имеют косвенный финансовый интерес: страховые компании, налоговые органы, обслуживающие банки. - не имеют финансовый интерес: аудиторы, консалтинговые фирмы, органы статистики. Б)управленческий учет связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат, с выбором управленческих решений и эта информация доступна только управляющему предприятием (структура издержек обращения, изношенность основных фондов и др.)
-
2. В соответствии с технологией сбора, регистрации и обобщения информации А)оперативно – технический учет - система наблюдения, регистрации и получения количественных данных об отдельных операциях, явлениях, процессах в целях контроля и управления ими в каждой конкретной организации. Данный учет осуществляется на рабочем месте и используется для повседневного руководства и управления предприятием (наименование, количество и сумма проданного товара). Б) статистический учет - способ наблюдения, регистрации и обработки данных о массовых явлениях и процессах хозяйственной деятельности с целью получить обобщающие показатели, выявить определенные закономерности развития этих явлений. Основывается на данных оперативно – технического и бухгалтерского учета (сведения о розничной продаже и запасах лекарственных средств). В) Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хоз. операций (ФЗ №129 от 21.11.96. «О бухгалтерском учете). Г) Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Цель – контроль за правильным начислением, своевременной и полной уплатой налогов в бюджет.
-
Учетные измерители натуральные (кг,шт, рецепты и др.) трудовые (часы, дни) характеризуют объекты учета для учета затрат труда во вколич. ед., для колич. измерения времени – нормы выработки, однотипных объектов. производительность труда, учет рабочего времени. Применяют в сочетании с натуральными и денежными. денежные (руб.) является универсальным и обобщающим измерителем, т.к. через рубли могут быть отражены и обобщены неоднородные факты о предприятии (пожар, иск автосервису о возмещении материального ущерба).
-
-
Хозяйственные средства – материальные и нематериальные ресурсы, которыми предприятие владеет определенный период времени и которые обеспечивают его хозяйственную деятельность. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению Вне оборотные средства оборотные средства (долгосрочные активы) (краткосрочные активы)
-
Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению Собственные Заемные
-
Документация хозяйственной деятельности Хозяйственная операция – каждый совершившийся в деятельности предприятия факт, оформленный документально (списание естественной убыли, выдача зарплаты и др.) Документ – любой материальный носитель, который позволяет доказательно подтвердить хозяйственные операции и право на их совершение. Документы: 1. Первичные учетные документы (обеспечивают осуществление оперативного аналитического учета). 2. Регистры бухгалтерского учета (документы для обобщающего синтетического учета). Первичные учетные документы Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бух. учет. Первичным учетом занимаются все сотрудники, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность. Дальнейшую обработку и обобщение информации, подтвержденной первичными документами, осуществляет бухгалтерия.
-
Реквизиты первичных учетных документов: 1. Наименование документа; 2. Дата составления документа; 3. Наименование организации, от имени которой составлен документ; 4. Содержание хозяйственной операции; 5. Измерители хоз. Операции в натуральном и денежном выражении; 6. Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хоз. Операции и правильность ее оформления; 7. Личные подписи и расшифровки подписей указанных лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не предоставляется возможным – непосредственно после ее окончания. Формы внутренних документов, а так же перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером при принятии учетной политики. Внесение изменений в кассовые и бухгалтерские документы не допускается (ФЗ №129 от 21.11.96. «О бух. учете» п.5 ст.9). В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься с указанием даты и подписями лиц, которые подписали документ. Неправильный текст (сумма) зачеркивается одной чертой , так, чтобы можно было прочитать исправленное. Надписывается сверху правильный текст. Пишут «исправлено»,, ставят дату и подписи тех лиц, которые подписывают документ. Не допускаются подчистки и неоговоренные исправления.
-
Учетные регистры Предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бух. учета и бух. отчетности. Регистры бух. учета ведут в специальных книгах (лабораторно-фасовочный журнал, кассовая книга); на сводных листах (учетные регистры большого формата – ведомости); карточках (инвентарная карточка) и в электронном виде. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бух. учета и бух. отчетность в течении сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (ФЗ №129 от 21.11.96. «О бух. учете» ст. 17 п.1). Первичные документы могут быть изъяты только: Органами дознания, судами, налоговыми инспекциями, налоговой полицией, прокуратурой.
-
Бухгалтерский учет
Все предприятия не зависимо от их форм собственности и подчиненности обязаны вести бух. учет имущества, обязательств и хоз. операций согласно действующему законодательству. Задачи: 1.Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации. 2.Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бух. отчетности. 3.Предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
-
Организация бух. учета Руководитель организации имеет право: 1.Учредить бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером; 2. Ввести в штат аптеки одну должность бухгалтера с правами главного; 3. Передать на договорных началах ведения бух. учета централизованной бухгалтерии ; 4. Вести учет лично. Главный бухгалтер назначается и освобождается руководителем, подчиняется только руководителю и несет ответственность за: * Ведение бух. учета * Формирование учетной политики предприятия *Своевременное предоставление полной и достоверной бух. отчетности Грубое нарушение правил ведения бух. учета и предоставление бух. отчетности предусматривает штраф 3 тыс. руб. (КоАП ст. 15.11.) Отсутствие первичных документов и регистров, систематическое (2 раза в год) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бух. учета и в бух. отчетности предусматривают штраф 15 тыс. рублей (НК РФ ст. 120)
-
Методы бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия. 4 способа хоз. деятельности , состоящих из отдельных приемов, которые называются элементами метода бух. учета: 1.Способ первичного наблюдения объектов учета (документация, инвентаризация); 2.Способ стоимостного измерения объектов учета (оценка, калькуляция); 3.Способ текущей группировки данных об объектах учета (система счетов бух. учета, двойная запись, учетные регистры); 4.Способ итогового обобщения и представления данных (баланс). Оценка и калькуляция. Имущества, обязательства и хоз. Операции для отражения в бух. учете подлежат оценке. Оценка – придания объекту учета денежной стоимости (на территории РФ в рублях). Калькуляция – определение денежной стоимости имущества, обязательств и хоз. операции путем суммирования затрат.
-
Бухгалтерский баланс
Элементом бух . учета, характеризующим финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и их источников, является баланс. Баланс – это прием группировки и обобщенного отражения размещения хоз. средств и источников их образования в денежной оценке на определенную дату. Структура баланса
-
Актив – содержит информацию о размещении хоз. средств предприятия по составу. Пассив – отражает источники образования хоз. средств. Равенство итогов (валюта баланса) обеих сторон – главная особенность баланса. В активе и пассиве сгруппированы одни и те же хоз. средства, но они рассматриваются с разных точек зрения. В активе – с точки зрения что имею; в пассиве с точки зрения за счет чего это я имею. Однородные хоз. средства в балансе группируются в разделы, при этом внутри разделов каждый вид хоз. средств или несколько их видов, близких по экономическому содержанию, отражаются отдельной строкой в виде числового показателя, который называется статьей баланса. В балансе обобщены данные о хоз. средствах предприятия на определенную дату, т.е. баланс представляет собой снимок имущественного положения предприятия на определенную дату.
-
Формирования учетной политики
Основы формирования и раскрытия учетной политики предприятия изложены в положении по бух. Учету «Учетная политика предприятия (ПБУ 1/2008)» утвержденного Минфином РФ №106н от 06.10.2008г. Учетная политика предприятия – совокупность способов ведения бух. учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности. Допущения при формировании учетной политики: 1.Имущественная обособленность предприятия ( имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия). 2.Непрерывность деятельности предприятия (у предприятия отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, обязательства будут погашаться в установленном порядке). 3.Последовательность применения учетной политики (учетная политика предприятия применяется последовательно, от одного отчетного года к другому). 4.Временная определенность фактов хоз. деятельности (факты хоз. Деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).
-
Учетная политика должна обеспечивать: 1 Полноту отражения в бух. учете всех фактов хоз. деятельности; 2.Своевременность отражения; 3.Требование осмотрительности (большую готовность к бух. учету потерь и пассивов, чем возможных доходов и активов); 4. Требование приоритета содержание перед формой (отражение в бух. учете фактов хоз. деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания); 5. Требование непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца); 6. Требование рациональности (рациональность и экономное ведение бух. учета, исходя из условий деятельности и величины предприятия). Учетная политика формируется руководителем предприятия и оформляется приказом. Способы ведения бух. учета, отобранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1-го января года, следующего за годом издания распорядительного документа. Вновь созданное предприятие оформляет избранную им учетную политику до первой публикации бух. отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юр. лица.
-
Изменения в учетной политике предприятия могут быть в случае: 1.Изменения законодательства или нормативных актов по учету; 2.Разработки организацией новых способов ведения бух. учета; 3.Существенного изменения условий деятельности Изменения в учетной политике вводится с 1-го января года следующего за годом утверждения изменения учетной политики. При формировании учетной политики утверждаются: 1.Рабочий план счетов. 2. Формы учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы. 3. Формы документов для внутренней бух. отчетности. 4. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. 5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации. 6. Методы оценки активов и обязательств. 7. Методы контроля за хоз. операциями. 8. Другие решения, необходимые для организации бух. учета.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.