Содержание
-
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Лекция
-
Учебные вопросы:
1. Сущность бухгалтерского учета. 2. Метод бухгалтерского учета. 3. Организация бухгалтерского учета на российских предприятиях.
-
Литература:
Федеральный закон от 6.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
-
Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н«О формах бухгалтерской отчетности организаций». Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации". Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
-
Бухгалтерский учет: учебник / Л. Ж. Бдайциева. - М.: Юрайт, 2011. Журнал «Главбух». Журнал «Нормативные акты для бухгалтера».
-
Вопрос 1
Сущность бухгалтерского учета
-
Бухгалтерский учет
представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (утратил силу)
-
- формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными законом о бухучете, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности Федеральный закон от 6.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Применение МСФО в РФ
Консолидированная отчетность по МСФО Сближение ПБУ с МСФО
-
Консолидированная финансовая отчетность
систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО
-
Консолидированная финансовая отчетность по МСФО
- кредитные организации; - страховые организации - иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам Начиная с отчетности за 2012 г. Не ранее чем с отчетности за 2015 г.
-
ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КОНТРОЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ИМУЩЕСТВА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ АНАЛИТИЧЕСКАЯ
-
Виды хозяйственного учета:
Оперативный Статистический Бухгалтерский
-
Основные задачи бухгалтерского учета
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
-
Предметом бухгалтерского учета
в общем виде является хозяйственная деятельность организации, которую разделяют на множество объектов и процессов
-
Объектами бухгалтерского учета
являются имущество организации (активы), источники его формирования (капитал), обязательства организации и хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования
-
Активы
– это хозяйственное средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
-
Имущество организации Внеоборотные активы Оборотные активы Основные средства Нематериальные активы Доходные вложения в мат.ценности Капитальные вложения Долгосрочные финансовые вложения Материальные оборотные средства Денежные средства Краткосрочные финансовые вложения Средства в расчетах
-
Капитал
– это совокупность ресурсов, являющихся источником доходов организации. Выделяют: - собственный капитал; - заемный капитал.
-
Обязательство – это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.
-
Обязательствами организации являются:
Краткосрочные ссуды. Кредиторская задолженность. Заемные средства. Обязательства по распределению.
-
Вопрос 2
Метод бухгалтерского учета
-
Метод бухгалтерского учетаохватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет
-
Основные элементы метода бухгалтерского учета:
документация инвентаризация счета бухгалтерского учета двойная запись денежная оценка калькуляция бухгалтерский баланс бухгалтерская отчетность
-
Бухгалтерский баланс
представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации в денежной оценке по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные)
-
Структура бухгалтерского баланса
I. Внеоборотные активы. II. Оборотные активы. III. Капитал и резервы. IV. Долгосрочные обязательства. V. Краткосрочные обязательства.
-
В зависимости от влияния на баланс операции на предприятии подразделяют на 4 типа:
1 тип - вызывает изменения только в активе баланса:А+х-х=П, где х – изменение средств под влиянием хоз. операций 2 тип - вызывает изменения только в пассиве баланса:А=П+х-х
-
3 тип - вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения на одинаковою сумму: А+х=П+х 4 тип - вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения: А-х=П-х
-
Система бухгалтерских счетов
– это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за хозяйственными средствами и операциями
-
Счет бухгалтерского учета
– это способ группировки, текущего контроля и отражения операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, процессами
-
Счета бухучета по отношению к балансу делятся на :
Активные счета (счета для учета хозяйственных средств) Пассивные счета (счета для учета источников образования) Активно-пассивные счета (счета для учета расчетов)
-
-
Двойная запись
– способ отражения каждой операции по дебету одного и по кредиту другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме
-
Первичное наблюдение охватывает:
оценку и критерии отбора фактов хозяйственной жизни; определение объектов и событий, отражаемых в учете; оформления наблюдения и измерения фактов хозяйственной жизни; способы контроля за наблюдением и передачей фактов хозяйствования для дальнейшей обработки
-
Бухгалтерский документ
представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности
-
Документация
- способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами
-
Классификация документов производится по:
По назначению: распорядительными. оправдательными. комбинированными. документы бухгалтерского оформления.
-
По порядку составления: отражающими каждый факт совершения хозяйственной операции сводные, содержащими обобщающие сведения о ряде операций. По способу отражения операций: разовые накопительные.
-
По месту составления: внутренние внешние По порядку заполнения: составляемые вручную при помощи вычислительной техники
-
Учетные регистры
- это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций, для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности
-
Учетные регистры классифицируются:
По внешнему виду учетные регистры могут быть представлены в виде бухгалтерских книг, карточек и свободных листов. По характеру записей учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные. По объему содержания операций учетные регистры делятся на синтетические и аналитические. По строению регистры подразделяются на односторонние, двухсторонние, многографные, линейные и шахматные.
-
Способы исправления ошибок в бухгалтерском учете
Корректурный способ Дополнительная проводка Способ красного сторно
-
Инвентаризация
– это сверка фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация осуществляется путем подсчета, обмера, взвешивания и т.д.
-
Виды инвентаризации и их особенности
-
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже перед составлением годового отчета при смене МОЛ при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.
-
Сроки проведения инвентаризация
основных средств – не менее 1 раза в 2-3 года, а библиотечных фондов – не ранее 1 раза в 5 лет. капитальных вложений – не менее 1 раза в год перед изготовлением годового отчета, но не ранее 1 декабря отчетного года. незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки перед составлением отчета, но не ранее 1 октября отчетного года, и кроме того, периодически в сроки установленные соответствующими организациями незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов – не менее 1 раза в год. готовой продукции на складах – не менее 1 раза в год перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года.
-
нефти и нефтепродуктов – не реже 1 раза в месяц сырья и прочих материальных ценностей – не менее 1 раза в год перед составлением годового отчета денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности – не менее 1 раза в месяц расчетов с банками (по расчетным, валютным и др. счетам, предприятиям и т. п.) – по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам – на 1 число каждого месяца расчетов по платежам в бюджет – не менее 1 раза в квартале расчетов с дебиторами и кредиторами – не менее 2 раз в год остальных статей баланса – на 1 число месяца, следующего за отчетным годом.
-
Методы оценки
оценка по первоначальной стоимости оценка по восстановительной стоимости оценка по текущей рыночной стоимости оценка по чистой стоимости реализации оценка по приведенной (чистой текущей) стоимости
-
Оценка активов
Материальные запасы (в момент их поступления - по фактическим затратам на их приобретение; при списании: метод средней оценки (метод средней стоимости),метод оценки запасов по ценам первичных закупок (ФИФО)); Основные средства и нематериальные активы - по первоначальной стоимости (т.е. по фактическим затратам на приобретение, установку и доставку);
-
Капитальные вложения - по фактическим затратам застройщика или инвестора; Краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения оцениваются в сумме фактических затрат инвестора.
-
Форма бухгалтерского учета
- это определенная система построения и сочетания учетных регистров, последовательности и записи в них
-
Варианты форм ведения бухгалтерского учета
- мемориально-ордерная форма - обычно используется в бюджетных организациях; - журнально-ордерная форма, утвержденная Письмом Минфина СССР от 08.03.1960 N 63, - применяется с учетом Рекомендаций, приложенных к Письму Минфина России от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях"; - автоматизированная форма - применяется во всех организациях, ведущих учет с помощью программных средств; - упрощенная форма - утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
-
Вопрос 3
Организация бухгалтерского учета на российских предприятиях
-
Ведение бухгалтерского учета организации может осуществляться:
главным бухгалтером или иным должностным лицом экономического субъекта; организацией, специализирующейся на ведении бухгалтерского учета; руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера; руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
-
Под УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
-
-
-
-
В организационно-техническом разделе устанавливают:
особенности организации и ведения учета; формы первичных учетных документов и полномочия по их подписи; систему документооборота; другие решения, необходимые для учета.
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.