Содержание
-
Синягина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Толпуховская СОШ»Собинского района Игровые технологии на уроках «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классе (из опыта преподавания модуля «Мировые религиозные культуры») «Игра – высшая форма исследования» Альберт Эйнштейн 2017
-
Шесть лет назад наша школа была включена в число пилоток,апробирующих новый курс ОРКСЭ. С тех пор, этотпредмет прочно обосновался в сетке моего расписания,и успешно работает в системе с факультативными курсами «Этика» и «Основы православной культуры», которые я веду в 5-8 классах. С самого начала я сконцентрировалась на модуле «Основы мировых религиозных культур». Это был выбор администрации и мой личный. Прежде всего, преподавание этого блокатребует от учителя основательной профессиональной подготовки, и историческое образование здесь оказалось очень кстати. И, кроме того, несмотря на весомую критику, которую часто вызывает данный модуль, я искренне считаю его одним из самых удачных и полезных.
-
Помимо основной, воспитательной нагрузки, модуль «Основы мировых религиозных культур»обладает максимальным развивающим потенциалом: расширяет кругозор младших школьников, открывает перед ними первоначальную картину многообразного, пестрого, противоречивого, но все же целостного духовного мира народов, населяющих нашу огромную страну, в сравнении разнообразных религиозных культур формируются и развиваются навыки аналитического мышления, понятийный аппарат, творческие способности, и, прежде всего, терпимое отношение к представителям других традиций,
-
модуль можно с уверенностью расценивать как стартовую площадку для юного гражданина, который в дальнейшем должен будет выбирать свой путь, он пользуется успехом у младшеклассников и их родителей, в дальнейшем, становясь пятиклассниками, ребята, прошедшие обучение по данному модулю, заметно отличаются от однокашников на уроках истории и обществознания. Они более эрудированны и подготовлены к восприятию многих тем.
-
И все же, модуль заслуженно подвергается критике за чрезмерную перегруженность информацией, сложность подачи, переизбыток предлагаемой терминологии. Практика показывает, что не все ребята в одинаковой степени готовы к такому объему и таким трудностям. Ключом к проблеме являются технология, которая в наибольшей мере отвечает возрастным особенностям младших школьников – игра, специфическая форма деятельности, в которой цель субъекта никогда не совпадает с результатом. Ведь ребенок погружается в игру, чтобы получить удовольствие, увлекаясь занимательной оберткой, в итоге, часто неосознанно, получая на выходе гораздо большее.
-
Роль дидактических игр в процессе обучения и воспитания дошкольников и младших школьников общепризнанна и хорошо исследована ведущими педагогами и психологами. Специалисты выделяют уникальные возможности игровых технологий, синтезирующие эмоциональное и рациональное начало учебной деятельности. Они идеально работают в рамках утвердившегося в наши дни деятельностного подхода к обучению, отвергающего пассивность ребенка. Попадая в комфортную для него среду, младший школьник невольно активизирует все свои возможности, получает стимул естественной детской мотивации, так что зачастую самый обыденный урок может стать ярким событием, если придать ему атмосферу условности.
-
Существуют многочисленные классификации дидактических игр, предложенные в доступной литературе. Наиболее часто специалисты выделяют следующие группы а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Игровые технологии применяют как элемент урока на всех его стадиях, как самостоятельную форму занятия, а так же для организации внеурочной деятельности.
-
Выбор игры, её организация и эффективность зависят от опыта учителя, от готовности и восприимчивости школьников, от психологической атмосферы в классе, вот почему не существует универсальных методик. Каждый игровой момент в обучении должен быть целесообразным, уместным, занимательным, неутомительным, оригинальным, посильным и т д. Неизменной остается структура игры, включающая два важнейших компонента – деятельностный и условный. Кроме того, дидактическая игра не будет иметь нужного эффекта без момента рефлексии, аналитического этапа, когда через оценку своего эмоционального состояния ребенок закрепляет важнейшие открытия, сделанные во время игры. Предлагаю подборку типичных игр, используемых мною на уроках «Основ мировых религиозных культур».
-
1. Традиционные головоломки и викторины В этом ряду - кроссворды, ребусы, загадки и блиц-викторины, которые прекрасно работают как на мотивационном этапе, при подготовке к изучению нового материала, так и при закреплении изученного. Ответ на головоломку или загадку, ключевое слово, найденное в кроссворде – один из самых легких, безотказных и традиционных способов мотивировать детей и ориентировать их в направлении нужной темы. , го га Н=т
-
Этот дом - не просто дом.Он красивый и с крестом.Золотые купола. Звонкие колокола.Кто-то с мамой, кто одинПомолиться в этот домХодит в трепете святомПо утрам и вечерам...Это - православный ……! ХРАМ
-
Г Р Е Х И М И Д А Л В В Е Е Е Л Ф И В Р А М 1 2 3 4 1.Что у Бога нет, а у нас есть?Одежду грязь пачкает, а душу? 2. Выбор веры – луч в оконце,Словно солнца поворот.В простоте сердечной СолнцемЗвал …… народ. 3. Из ребра сотворена, Нам праматерь всем она. Плод запретный съела с древа. Имя женщине той – … 4.Каждый год приходит к намПраздник в каждый дом и храм.Новость, слышанная всеми:Бог родился в …. РАЗГАДАВ КРОССВОРД , ВЫ УЗНАЕТЕ, О ЧЕМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ НА СЕГОДНЯШНЕМ ЗАНЯТИИ.
-
С ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ ДЛЯ ЭТОГО ВЫБИРАЛИ САМОЕ КРАСИВОЕ И ПОЧЕТНОЕ МЕСТО В СЕЛЕНИЕ ЭТИ МЕСТА ЧАЩЕ ВСЕГО ОТМЕЧЕНЫ СИМВОЛАМ РЕЛИГИЙ ЗДЕСЬ СТРОГО НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ОСОБЕННЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗДЕСЬ СОБИРАЕТСЯ МНОГО ЛЮДЕЙ В ДНИ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ ЗДЕСЬ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСТРЕТИТЕ СВЯЩЕН- НОСЛУЖИТЕЛЯ БОЛЬШИНСТВО НАРОДОВ СЧИТАЮТ ЭТИ МЕСТА ЖИЛИЩЕМ БОГА «Семицветик вопросов» УГАДАЙТЕ, О ЧЕМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ НА ЭТОМ УРОКЕ?
-
«Блеф-клуб» Верите ли вы, что книги можно писать на листьях деревьев? Верите ли вы, что мудрость можно измерять корзинами? Верите ли вы, что Библия – самая древняя из священных книг? Верите ли вы, что жизнь Иисуса Христа описали все его ученики? Верите ли вы, что мусульмане всех стран учат арабский язык, чтобы читать свою священную книгу? Все вопросы начинаются словами «Верите ли вы, что…?»
-
«Интеллектуальная рыбалка» 6 3 2 1 С помощью «удочки» игрок «выуживает» из аквариума рыбку. В зависимости от цвета и номера рыбки он получает вопрос, на который должен ответить. Например, красная рыбка – вопрос по теме «христианство», желтая –«ислам», зеленая –«иудаизм», синяя –«буддизм». Ответивший игрок забирает рыбку себе, вместе с полученным баллом. В конце подсчитывается улов и определяется победитель.
-
2. Игры для изучения нового материала. «Древо познания» По ходу изучения нового материала, придумайте несколько вопросов, на которые вы получили ответы и которые вы хотели бы задать одноклассникам. Вопросы записываются на бумажку и прикрепляются к нарисованному на доске дереву. На следующем уроке в качестве закрепления ученики по очереди «срывают» листочки и отвечают на вопросы.
-
«Чистая доска» Перед началом урока учитель записывает в разных местах доски вопросы к новой теме. Учитель объясняет, что ответы на них ребята получат по ходу урока. Во время изучения материала преподаватель спрашивает учеников, готовы ли они «убрать» с доски какой-либо вопрос. Тот, кто первым увидел и понял, что вопрос «закрыт» получает право ответить и стереть его с доски. В другом варианте игры можно устроить состязание между командами – кто больше сотрет вопросов.
-
«Творческая лаборатория» («Встреча миров», «Экскурсия», «Музей») Группа получает задание подготовить рассказ или сценку на определенную тему от имени представителей определенной религии. Ребята делятся на группы – христиане, мусульмане, буддисты, каждая из которых, работая с текстом или со словом педагога готовит короткий рассказ от имени своих «единоверцев» для «непосвященных» о том, как возникла их религия и в чем суть учения их великих учителей. Пока каждая группа выступает перед слушателями со своим рассказом, остальные готовят по одному вопросу для неё. В зависимости от подготовки и уровня детей эту игру можно использовать как практикум в ходе изучения нового материала, как домашнее задание или на этапе закрепления.
-
3. Игры для закрепления изученного материала «Таинственные письмена» К ним относятся разнообразные игры, в которых на основании определенной условной ситуации устанавливаются словесно-логические связи между терминами, названиями и т. д. На доске (можно использовать набор букв) написан столбик из непонятных слов. На самом деле это известные по учебнику термины или названия, в которых буквы или слоги перепутаны местами. При этом к ряду букв добавлена одна лишняя. Нужно как можно быстрее расшифровать все слова (переставить буквы), выделить лишние буквы и составить из них еще одно слово. ЦАУКХАН АХЕСПА ОТВУШАМ КОТАКУС ХАНУКА ПЕСАХ ШАВУОТ СУККОТ МАЦА
-
«Выражения с крыльями» Вариант головоломки, где ребятам предлагается собрать вместе разорванные известные библейские крылатые выражения. Предварительно фразы записываются на карточках и разрезаются, либо отдельные фрагменты записываются на доске, ученикам предлагается соединить стрелками нужное и придумать предложение (или сценку, в зависимости от подготовленности класса), в котором можно использовать одно из выражений. НОЕВ ЗАПРЕТНЫЙ ПОТЕРЯННЫЙ ВСЕМИРНЫЙ ИЕРИХОНСКАЯ ПОТОП РАЙ ТРУБА КОВЧЕГ ПЛОД
-
«Потерянная пара» На доске два столбика самых разнообразных по значению слов или словосочетаний. Главное условие, каждое из слов должно иметь связанную с ним какой-то логической цепочкой пару из противоположного столбика. Задача игрока – как можно быстрее и правильнее определить пары, соединить их стрелками и объяснить логику своих рассуждений. МОИСЕЙ СТУПА ИИСУС МУХАММАД ХАДИДЖА ПОМАЗАННИК СКРИЖАЛИ ГАУТАМА
-
«Реставрация» Учитель предлагает игрокам фрагмент знакомого текста, «подпорченного временем». В предложениях или словах образовались пробелы. Ребятам предлагается восстановить первоначальный текст и угадать, о чем идет речь и закончить историю. «Ца… ч …. ама принадлежал к древнему роду …ей. Отец очень любил сына и построил для него великолепные …., полные слуг, садов и прекрасных….. …. . Гау… с детства поражал всех исключительной…., ….. и ….. . Он женился на прекрасной девушке, которая подарила ему…. … . Но однажды …ич отправился на колеснице в …. по своим….. . Во время этой поездки его ожидали …. знаменательные встречи…, которые показали ему три самые страшные бедствия…… и путь спасения от них… Несмотря на любовь к жене, ребенку и … он ночью ….. …….».
-
«Ассоциации» В одном из вариантов игры водящий получает от учителя карточку с именем какого-либо религиозного персонажа (Моисей, Мухаммад, Будда, Иисус и т. д.) или священного сооружения, города, предмета. Игрок не произносит вслух это слово, но называет любую ассоциацию, связанную с ним или же разыгрывает пантомиму. При необходимости возможны уточняющие вопросы. Остальные игроки должны угадать загаданное.
-
«Четыре религии» Участники делятся на традиционный команды – иудаисты, христиане, буддисты, мусульмане. В зависимости от возможностей класса учитель называет предмет, имя, географическое название, традицию, связанную с вероисповеданием или показывает иллюстрацию на экране. Команда, которая считает, что указанное относится к их религии встает с мест. В случае, если она ошибается в полном составе, команде зачисляется 2 штрафных очка. Если ошибаются несколько человек из группы – одно штрафное очко.
-
«Я знаю пять названий….» Я знаю пять названий религий…. Я знаю пять героев Библии … Я знаю пять великих учителей человечества…. Я знаю пять главных библейских заповедей … Я знаю пять хороших качеств человека… Я знаю пять плохих качеств человека… Я знаю пять Священный книг… и т . д. Традиционная игра с мячом. На доске заранее записывается алгоритм, который участники игры должны использовать.
-
4. Игры с использованием наглядности «Живая картина» Наиболее сложная групповая игра-тренинг, требующая фантазии и раскованности. Учащимся (или группам) предлагается иллюстрация или картина на известный религиозный сюжет, которую предстоит «оживить», в том числе и с использованием подручного реквизита. Зрителям картина заранее не показывается, так что они должны угадать, о чем идет речь.
-
«Слайд-шоу» Группе предлагается несколько иллюстраций, изображающих сюжеты религиозной истории (например, о жизни царевича Гаутамы или Иисуса Христа) группа должна расположить эти изображения в верной последовательности. 1 2 3 4 5 6
-
СОВМЕСТИТЕ СИМВОЛ, ОСНОВАТЕЛЯ РЕЛИГИИ И СВЯЩЕННУЮ КНИГУ ИУДАИЗМ ИСЛАМ БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
-
«Дорога к храму» Помоги каждому мальчику найти свой храм. АЛИ АЛТАН АНДРЕЙ АВРААМ
-
«Накрываем стол к празднику» АВРААМ Помоги Аврааму накрыть стол к празднику Песах (убери лишнее).
-
«Помоги ребятам собраться в храм» АЛТАН АЮНА
-
Игра – ведущая форма деятельности ребенка и самая естественная форма обучения. Она исходит из насущных потребностей ученика, учитывает его интересы и восстанавливает равновесие между ним и взрослым. В игре ребенок творит свою реальность, легче воспринимает, усваивает и осмысливает информацию. В то же время она требует от педагога мудрости, энтузиазма, умения балансировать на тонкой грани между разумным и увлекательным, между главным и второстепенным, умения заставить ребенка поверить, в то, что узнавать новое – всегда интересно, в том, что мир многогранен и полон глубокого смысла.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.