Содержание
-
Интраиндивидуальный и межгрупповой планы
-
Две схемы предъявления уровней независимой переменной
Интраиндивидуальныйплан – план эксперимента, при котором все уровни НП предъявляются одному испытуемому. Межгрупповой план – план эксперимента, при котором разные уровни НП предъявляются разным испытуемым.
-
-
Основная угроза валидности в эксперименте с интраиндивидуальным планом
Эффекты последовательности (переноса) – источник систематического смешения в эксперименте с интраиндивидуальным планом, связанный с последовательностью предъявления уровней независимой переменной. Однородные эффекты – эффект переноса одинаковый на протяжении всего исследования, например, научение. Пример: Попарное чередование: A=0; Б=2; А=4; Б=6 – А=4, Б=8 – плохой контроль. Позиционное уравнивание: А=0; Б=2; Б=4; А=6 – А=6, Б=6 – хороший контроль. Неооднородные эффекты - эффект переноса изменяется на протяжении всего исследования, например, научение и утомление. Пример: Попарное чередование: A=0; Б=2; А=4; Б=4 – А=4, Б=6 – плохой контроль. Позиционное уравнивание: А=0; Б=2; Б=4; А=4 – А=4, Б=6 – плохой контроль. Симметричные эффекты – эффект переноса не зависит от уровня предшествующей независимой переменной; А на Б влияет также, как Б на А. Асимметричные эффекты – эффект переноса зависит от уровня предшествующей переменной; А на Б влияет иначе, чем Б на А; плохо поддаются экспериментальному контролю.
-
Способы контроля факторов задачи, времени и эффектов последовательности
Случайная последовательность (рандомизация) – короткие пробы, много предъявлений. Регулярное чередование – длительное исследование, достаточное количество предъявлений. Позиционное уравнивание (АББА) – малое число проб.
-
Частные примеры эффекта переноса
Фактор задачи - источник систематического смешения в эксперименте с интраиндивидуальным планом, связанный с невозможностью предъявления одного и того же стимульного материала (задачи) в разных пробах (связанных с предъявлением разных задач на одних и тех же уровнях НП). Фактор задачи: Случайная последовательность задач. Регулярное чередование сходных задач. Позиционное уравнивание сходных задач.
-
Фактор времени - источник систематического смешения в эксперименте с интраиндивидуальным планом, связанный с невозможностью предъявления разных проб в одно и то же время (связанный с предъявлением одних и тех же уровней НП в разное время). Фактор времени: Случайная последовательность уровней НП. Регулярное чередование уровней НП. Позиционное уравнивание уровней НП.
-
Преимущества межгрупповых планов
Более высокая внешняя валидность (возможность обобщения результатов на популяцию). Экономия ресурсов (в первую очередь, времени). Возможность использования более эффективных схем контроля (устраняются эффекты последовательности).
-
Основная угроза валидности в эксперименте с межгрупповым планом- межгрупповые различия
Контроль фактора межгрупповых различий. Схемы составления групп сравнения (повышают внутреннюю валидность): Случайное распределение. Подбор одинаковых пар. Случайное послойное распределение. Реальные группы (нет составления), например, два класса.
-
Внешняя валидность эксперимента с межгрупповым планом
Зависит от репрезентативности выборки испытуемых по отношению к исследуемой популяции. Популяция - Выборка Репрезентативность выборки зависит от объёма и способа отбора. Способы привлечения испытуемых: Отбор: Случайный. По признаку. Распределение.
-
Схемы межгруппового сравнения
-
Улучшение контроля в межгрупповом эксперименте
Пример: влияние тренинга личностного роста на успеваемость школьников. Сравнение реальных групп – два класса. Случайное, попарное или послойное распределение учеников в две экспериментальные группы. Случаный, попарный или послойный отбор в группы по успеваемости. Способы контроля ненадёжности: Выбор адекватного числа проб (достаточно большого). Стабилизация условий эксперимента (стандартизация и унификация).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.