Презентация на тему "Использование технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи"

Презентация: Использование технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Использование технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи" по русскому языку. Презентация состоит из 28 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.25 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Использование технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи
    Слайд 1

    Использование технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи

  • Слайд 2

    ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

    автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. (15.10.1926 - 24.09.1998) Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.

  • Слайд 3

    ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества.

    В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

  • Слайд 4

    В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

  • Слайд 5

    Согласно  теории ТРИЗ  творчески  одарённые  личности  составляют - дети  в  5 – летнем  возрасте  дают  до  90% оригинальных  ответов,  а в  7 –летнем – 20%, а  взрослые – лишь  2%.

  • Слайд 6

    Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка ТРИЗ НООД по различным областям Кружковая работа Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Праздники Вечера развлечений Индивидуальная работа с детьми Физминутки

  • Слайд 7

    Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?

  • Слайд 8

    Противоречие— предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п. Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени - в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла); в пространстве - одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах - один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и креп­кие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать); в отношениях - объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)). МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРИЗ

  • Слайд 9

    «Да- нетка» -- вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

    Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да- нетки» бывают объектные (загадывается один объект) ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло). числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количе­стве вопросов), линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).

  • Слайд 10

    Например: – Я загадала слово (кошка).– Это растение?– Нет.– Это что-то неживое?– Нет.– Это животное?– Да.– Оно пушистое?– Да. И т.д., пока слово не будет угадано.

  • Слайд 11

    Метод фокальных объектов —

    Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.

  • Слайд 12

    Например Фонарик. Случайные объекты Очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

  • Слайд 13

    СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

    Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема- система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

  • Слайд 14

    Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана: -Дерево (система) Группа деревьев (надсистема) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)

  • Слайд 15

    СИСТЕМНЫЙоператор

    Этапы: 1этап - (младшие группы) только по горизонтали

  • Слайд 16

    2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали

  • Слайд 17

    3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз)

  • Слайд 18

    4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ – ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх)

  • Слайд 19

    В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку»

  • Слайд 20

    Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

  • Слайд 21

    метод мозгового штурма

    Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, с детьми можно решать такие проблемы : -Как спасти колобка от лисы.-Как выгнать лису из зайкиной избушки.-На чем рисовать, если нет бумаги. Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.

  • Слайд 22

    метод каталога

    Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте. Можно предложить вот такой ход сказки: -Жил- был… -И был он какой… -Умел делать что… -Делал он это потому, что…и тд. Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.

  • Слайд 23

    Морфологический анализ

    Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить детям зарисовать то, что у них получилось.

  • Слайд 24

    Как играть  со старшим дошкольником в игры с использованием этого приема? Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда»)  и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки. В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте  форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась  на машине…и т.д.» Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно!

  • Слайд 25

    Учимся загадывать загадки

    Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные. Сонный – погружённый в сон, спящий. Подвижный – быстрый, в движении. Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок. Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,                   Какой?                                         Что такое же? Котёнок  - сонный                                          - девочка                 - пушистый                                     -  тигр                 - тёплый                                          -  одеяло Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:   Сонный, но не девочка, Пушистый, но не тигр Тёплый, но не одеяло.

  • Слайд 26

    Рассказывание по картинеметодика «Картинка без запинки»

    В гости приходит волшебник «Дели – давай» первым шагом мы называем шаг «дели», то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали. шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь. Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины: Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите. Наши глазки закрываем В мир волшебный попадаем Руки вверх, руки вниз Глаза открой и удивись. - Что слышат наши уши? (мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.) - Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д. - Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали? (запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.) - А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.

  • Слайд 27

    Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности. Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом. Следующий шаг - разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети. -Представьте себе, что вы –это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг? Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать ,что видит и чувствует цыпленок. После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ. Конечно, не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.

  • Слайд 28
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке