Содержание
-
Проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания»
Выполнила: учитель математики Оганян Марина Юрьевна
-
Актуальность проблемы обоснована необходимостью развития критического и творческого мышления современных учащихся, приобщения их к достижениям информационного общества и формирования у школьников умения самостоятельно конструировать собственные знания с одной стороны, и недостаточной разработанностью методов формирования проектировочных умений для учащихся 5-6 классов на математическом содержании, с другой стороны. Актуальность
-
Противоречие между требованиями стандарта, предъявляемыми к подготовке учащихся 5-6 классов, и недостаточной разработанностью методов формирования проектировочных умений для данного возраста на математическом содержании, хотя имеются предпосылки для этого. Проблема Проблема Проблема
-
Объект: обучение математике в 5-6 классах. Предмет: формирование проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания.
-
выявление условий формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания. Цель
-
Формирование проектировочных умений учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания будет продуктивнее, если: обучение будет построено на основе принципов системного и деятельностного подходов; оно будет проводиться при соблюдении последовательности следующих этапов: закрепляющего, формирующего и корректирующего; будут использоваться частично-поисковый, проблемный и объяснительно-иллюстративный методы обучения Гипотеза
-
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи: уточнить сущность проектировочных умений с учётом психофизиологических особенностей учащихся 5-6 классов; определить принципы формирования проектировочных умений учащихся 5-6 классов на уроках математики; построить этапную модель формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания экспериментально проверить методику формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания Задачи
-
Теоретическая значимостьработы заключается в выделении уровней сформированности проектировочных умений у учащихся всех ступеней школьного образования, определения содержания курса математики для формирования проектировочных умений в 5-6 классах. Практическая ценность работы заключается в создании и экспериментальной проверке этапной модели формирования проектировочных умений при освоении математического содержания в 5-6 классах. Ценность проекта
-
Основные и необходимые условиями для формирования проектировочных умений
овладение базовыми школьными знаниями и умениями; формирование умения учиться в средней школе; развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других; формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
-
Под проектировочными умениями будем понимать такую подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, с помощью которой учащиеся хорошо ориентируются в планировании целенаправленного деятельностного процесса, прогнозировании его результатов, условий и перспектив развития. Проектировочные умения существуют в форме деятельности и проявляются через деятельность
-
Проектировочные умения
1) предвидение результатов планирования, составление прогноза; 2) отбор и дозировка необходимого для занятия учебного материала; 3) анализ и критическая оценка материала учебников и учебных пособий; 4) анализ учебной ситуации и выбор верного решения; 5) выбор способа переключения с одного вида работы на другой; 6) импровизация в неожиданных учебных ситуациях; 7) отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам; 8) планирование системы совместных творческих дел.
-
Методы и содержание уроков математики, направленных на формирование проектировочных умений в 5-6 классах
-
Методы и содержание уроков математики, направленных на формирование проектировочных умений в 5-6 классах(окончание)
-
На основе экспериментальной работы, я выдельила три этапа формирования:
1) закрепляющий, на котором диагностируется и корректируется овладение начальным уровнем сформированности проектировочных умений; 2) формирующий этап, являющийся основным для формирования новых умений или развития уже имеющихся до среднего уровня; 3) корректирующий, который служит для закрепления сформированного ранее уровня.
-
Итак, нами определены начальный, средний и высокий уровни сформированности проектировочных умений, соответствующие стадиям школьного образования. Так как начальный уровень соответствует окончанию начальной школы, а средний уровень – концу 6 класса, то нам необходимо было описать методические особенности перехода от начального уровня к среднему . На основе работ А.А. Абдуллиной, З.И. Васильевой, Ф.Н. Гоноболина, Е.С. Заир-Бека, Е.И. Казаковой, В.Ю. Кричевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др. были выделены критерии определения уровня сформированности проектировочных умений и указаны этапы формирования. Работая над проектом также уточнили, какие типы математических заданий необходимо использовать для формирования тех или иных проектировочных умений на каждом этапе.
-
В экспериментальной проверке методики формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического содержания мы уточнили, какие типы математических заданий необходимо использовать для формирования тех или иных проектировочных умений на каждом этапе, а также описали входную и выходную диагностики уровня сформированности проектировочных умений, проводимые в начале 5-го и конце 6-го классов соответственно. Данные, полученные в результате диагностик, подтвердили результативность экспериментальной работы.
-
Результаты завершающей диагностики,проводимой в конце 6 класса
Таким образом, исходя из проведенной экспериментальной работы, можно заключить, что процесс формирования проектировочных умений при освоении математического содержания в 5-6 классах будет эффективным, если использовать проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения с опорой на выделенное и описанное нами выше содержание для каждого из формируемых умений.
-
Спасибо За внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.