Презентация на тему "Казахстан в послевоенные годы"

Презентация: Казахстан в послевоенные годы
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Казахстан в послевоенные годы". Презентация состоит из 48 слайдов. Материал добавлен в 2019 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.4 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    48
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Казахстан в послевоенные годы
    Слайд 1

    Казахстан в послевоенные годы

    История Казахстана

  • Слайд 2

    В 1960-е годы в республике было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики пре­имущественное развитие получили добывающие отрасли. Так ускоренное развитие получили черная металлургия Соколовско-Сарбайского и Карагандинс­кого комбинатов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каменогорском комбинатах; нефтяные месторождения Мангышлака, горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье – по добыче угля, железных, марганцевых руд.

  • Слайд 3

    В основе развития экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Около 50% промышленности Казахстана находились в ведении союзных министерств. Они игнорировали интересы республики, развитие ее социальной сферы, подготовки национальных кадров, охраны окружающей среды (примерами экологических катастроф могут служить Семипалатинский полигон и Прикаспийский полигон Азгир, высыхающее Аральское море и кос­модром Байконур).

  • Слайд 4

    Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государствен­ной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 1980-х годов к кризису, который повлек за собой нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни.

  • Слайд 5

    Общественно-политическая жизнь Казахстана в послевоенные годы (1945–1950 гг.)

    Основные звенья политической системы: Коммунистическая партия, ведущая руководящая сила; Советское государство; Профессиональные союзы; Комсомольская организация; Кооперативы; 0бщественные организации.

  • Слайд 6

    Основные причины, тормозящее развитие сельского хозяйства:

    Командно-административная система управления колхозами, да и всем сельским хозяйством; Директивное планирование; Отчуждение производителя и от средств производства, и от результатов труда; Нехватка рабочей силы; Нехватка техники. Большая часть сельскохозяйственных машин вышла из строя в годы войны, а поступление новых было незначительным;

  • Слайд 7

    Тяжелые последствия административных, насильственных методов руководства, пренебрежения к экономическим законам; Низкая культура земледелия, плохо развитое общественное животноводство; Колхозники не имели паспортов и учитывались по спискам сельсоветов. Это лишало их возможности свободного изменения места жительства, юридически привязывало к колхозу, придавало их труду крепостнический характер.

  • Слайд 8

    Социальное положение трудящихся

    В декабре 1947 г. были отменены карточная система и нормированное снабжение трудящихся республики продовольственными и промышленными то­варами. В 1947 г. была проведена денежная реформа. Произошло снижение цен на основные виды продуктов — хлеб и изделия из муки, на мясо, промышленные товары. В целом за годы четвертой пятилетки снижение цен проводилось трижды.

  • Слайд 9

    Однако приведенные примеры «высокого уровня социальной защищенности» являются во многом иллюзорными. Перед отменой карточной системы бы­ла проведена реформа розничных цен, и их общий уровень, по сравнению с 1940 г., оказался в три раза выше. Ежемесячная заработная плата рабочих и служащих в 1950 г. составила — 64 руб., а колхозников 16,4 руб. То есть в 1950-х гг. колхозник в среднем получал в четыре раза меньше, чем получали за свой труд рабочий или служащий.

  • Слайд 10

    Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: экологические, экономические и социально-демографические последствия (1954–1958)

    23 февраля — 2 марта 1954 г. Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и за­лежных земель» и принял решение резко расширить посевы зерновых культур в северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе.

  • Слайд 11

    Целина

    Началось массовое движение за освоение целинных земель. Только за год с марта 1954 по март 1955 г. в Казахстане было организовано 337 совхозов, названия которых говорили сами за себя: Московский, Ленинградский, Киевский, Кубанский, Ростовский, Одесский, «Кантемировец», «Таманец» и т. п. Они были образованы в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях.

  • Слайд 12

    Успехи целины

    В результате освоения целины Казахстан превратился в крупный зерновой район СССР; Крупные масштабы производства привели к большому притоку рабочей силы, транспортных средств, оборудования на территорию Казахстана; Созданы необходимые условия для крутого подъема многих отраслей народного хозяйства, в частности сельского хозяйства;

  • Слайд 13

    Негативные последствия целины

    Рациональная система земледелия для целины была создана лишь спустя два десятилетия после ее массового освоения. В погоне за показателями распахивались гигантские массивы территории. К началу 1961 г. в республике было вспахано 25,5 млн. га целины, или 61 % всей площади новых земель в СССР. Распашка миллионов гектаров земли под посевы привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий.

  • Слайд 14

    Кризис животноводства. Нарушение экологического баланса приводило к тяжелым результатам. К 1960 г. в северном Казахстане было подвержено ветровой эрозии более 9 млн. га почв, выветривался плодородный гумус, что равнялось примерно всей сельскохозяйственной площади Франции.

  • Слайд 15

    Демографический кризис. Рост населения целинных районов на 61 % осуществлялся за счет миграции из РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии. За 1954–1962 гг. на освоение целины в Казахстан прибыло 2 млн. человек. Для работы в промышленности, строительстве и на транспорте еще приехало — 0,5 млн. человек. В 1962 г. казахи составили менее трети населения республики — всего 29%, тогда как в 1897 г. — их было 85%.

  • Слайд 16

    Более 700 школ бы­ли переведены с казахского языка обучения на русский. Уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати.

  • Слайд 17

    Политика Н. С. Хрущева

    Наметившийся слом авторитарной системы не был доведен до конца. Тысячи людей продолжали томиться в тюрьмах, не получила объективной политической оценки деятельность честных людей, погибших от репрессий; Предпринятые попытки анализа причин экономического отставания страны были быстро пресечены;

  • Слайд 18

    Не получила развития и концепция расширения прав союзных республик; Структура общества была построена по принципу «сверху — вниз», при котором людям оставалось выполнять только те решения, которые выраба­тывались в верхах;

  • Слайд 19

    Казахстан в годы кризиса «развитого социализма» (1965–1985 гг.)

    Около 50 % промышленности Казахстана находились в ведении союзных министерств. Союзные министерства игнорировали интересы республики, развитие ее социальной сферы, подготовки национальных кадров, охраны ок­ружающей среды (примерами экологических катастроф могут служить Семипалатинский полигон, Арал).

  • Слайд 20

    Казахстан в годы кризиса

    Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 1970–1980-е гг. оставались слаборазвитыми перерабатывающая промыш­ленность и производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союз­ных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.

  • Слайд 21

    Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государствен­ной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 1980-х годов к кризису.

  • Слайд 22

    БекмахановЕрмухан(1915–1966 гг.)

  • Слайд 23

    БекмахановЕрмухан

    Известный ученый-историк, доктор исторических наук (1948), профессор (1949), член-корреспондент Академии Наук Казахской ССР (1962). Автор работ по этнографии, истории, литературе, правовым наукам, атеизму, истории культу­ры и искусства казахов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана для средней школы. Награждён орде­ном и медалями СССР.

  • Слайд 24

    ЕрмуханБекмаханов родился 15 февраля 1915 года в Баянаульском районе Павлодарской области. После оконча­ния в 1937 году Воронежского педагогического института в России работал в научно-исследовательском институте при комиссариате народного просвещения КазССР.

  • Слайд 25

    В 1946–1947 годах Е. Бекмаханов — заместитель по научной работе директора Института истории, археологии и эт­нографии при АН КазССР; с 1947 года до самой смерти (6 мая 1966 года) возглавлял организованную им самим ка­федру истории Казахстана в Казахском государственном университете.

  • Слайд 26

    Научное наследие Е. Бекмаханова особо выделяется разносторонностью тем, широким охватом исторических воп­росов и основательностью их решения. Началом его труда послужила монография, вышедшая в свет в 1947 году в Алматы на русском языке под названием «Казахстан в 20–40-е годы XIX века». По этой теме он защитил докторскую диссертацию в 1946 году в Москве.

  • Слайд 27

    В 1951 году его уволили с работы в университете, исключили из рядов партии, за то, что он в своей книге охарактеризовал КенесарыКасымова как батыра, отдавшего свои силы и жизнь в борьбе за свободу народа.

  • Слайд 28

    Некоторое время Е. Бекмаханов преподавал историю в школе в Нарынкольском районе Алматинской области, вскоре устроился учителем в школу села Новотроицк, Шуйского района Жамбылской области. Здесь его и арестовали 5 сентября 1952 года. В течение двух месяцев шло расследование, а 3 нояб­ря 1952 года на Е. Бекмаханова подготовили обвинительное заключение по делу № 699. На основании этого обвинения по указу коллегии по уголовным делам Верховного Суда КазССР 2 декабря 1952 года Е. Бекмаханов был осужден на 25 лет и сослан в один из отдаленных лагерей ГУЛАГа.

  • Слайд 29

    В результате многочисленных его заявлений из лагерей в соответствующие органы и благодаря помощи отзывчивых людей, таких как общественный де­ятель, академик Анна Михайловна Панкратова, после расстрела Л. П. Берии дело Е. Бекмаханова было пересмотрено и закрыто 16 февраля 1954 года, а сам он был реабилитирован.

  • Слайд 30

    Несгибаемый ученый, несмотря на невыносимые мучения, испытанные им в лагерях ГУЛАГа, оставил богатое научное наследие, ставшее народным дос­тоянием. После реабилитации он закончил труд «Присоединение Казахстана к России», начатый им еще до ГУЛАГа. Благодаря неоценимой помощи А. М. Панкратовой, этот труд вышел в свет в 1957 году в Московском издательстве «Наука» в объеме 30 печатных листов.

  • Слайд 31

    АуэзовМухтарОмарханович (1897–1961 гг.)

  • Слайд 32

    Ауэзов М.О.

    писатель, общественный деятель, академик АН КазССР, первый доктор филологичес­ких наук в Казахстане, профессор, заслуженный деятель науки КазССР. Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в Чин­гизской волости Семейского уезда (ныне Абаевский район, Семипалатинская область). Умер в 1961 году. Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьей Абая Кунанбаева, дед МухтараАуез был другом и почитателем творчества Абая. Образование МухтарАуэзов получил в русской школе, учительской семинарии, на филологическом факультете Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, в аспирантуре Среднеазиатского университета.

  • Слайд 33

    Вершиной его литературного наследия являет­ся многотомная эпопея «Путь Абая» Его пьесы, рассказы и повести 1910–1920-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в тра­уре», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствуют о зрелости таланта молодого пи­сателя.

  • Слайд 34

    Переломными в его судьбе стали 1930-е годы, когда он два года находился в заключении по обвинению в национализме. Вынужденное признание не­существующей вины, отказ от своих лучших произведений той поры были условием выхода на свободу. Лишь в 1960-е годы впервые были переизданы его ранние рассказы и повести в сборнике «Караш-Караш», а публикация его повести «Лихая година» на русском и казахском языках приходится на 1970-е го­ды, пьесы «Хан Кене» — на начало 1980-х. Эти его ранние произведения, находившиеся долгое время под запретом или осуждавшиеся, стали признанной казахской классикой.

  • Слайд 35

    Художественный талант МухтараАуэзова был универсален. Он внес огромный вклад в развитие казахской драматургии и театрального искусства. Исклю­чительной популярностью пользовались его лекции и выступления. Ауэзов заложил основы абаеведения — отрасли литературоведения, исследующей жизнь и творчество Абая. Творчество МухтараОмархановича явилось ценнейшим вкладом не только в казахскую литературу, но и в сокровищницу ми­ровой культуры. Ауэзов заслуженно признан одним из выдающихся мастеров художественного слова двадцатого века.

  • Слайд 36

    МукановСабит (1900–1973 гг.)

  • Слайд 37

    МукановСабит

    СабитМуканов — классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель Союза пи­сателей Казахстана. Родился 13 (26) апреля 1900 года в Таузарской волости Акмолинской губернии (ныне Северо-Ка­захстанская область) в семье скотовода. Участник Гражданской войны 1918–1920. Учился в Институте красной про­фессуры (1930–1935). Начал печататься с 1922 года. Одни из первых произведений: романы «Сынбая» (1928), «Свет­лая любовь» (1931), «Teмиpтac» (1935).

  • Слайд 38

    Автор романов «Ботагоз», «Сырдарья», автобиографической трилогии «Школа жизни». Видный организатор литературного дела в республике. Исследовал историю и теорию литературы. Изучал казахскую литературу XVIII — начала ХХ веков, творчество отдельных казахских прозаиков и поэтов — С. Сей­фуллина, М. Ауэзова, Т. Жарокова, А. Тажибаева, народных акынов республики. Занимался исследованием научного и литературного наследия Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева. Ему принадлежит первое систематическое изло­жение жизни и творчества великого казахского поэта Жамбыла Жабаева.

  • Слайд 39

    Много сделал С. Муканов для развития казахской драматургии. Ши­роко известны его пьесы «В дни борьбы», «Чокан Валиханов», «Сакен Сейфуллин». СабитаМуканова тесно связывала дружба со многими известными людьми. Среди них Алексей Толстой, Иван Шухов, Галина Серебрякова, ГабитМусерпо­в и многие другие.

  • Слайд 40

    СатпаевКанышИмантаевич (1899–1964 гг.)

  • Слайд 41

    Сатпаев К.И.

    геолог, первооткрыватель многочисленных залежей полезных ископаемых в Казахс­тане, ученый, первый Президент Академии Наук Казахстана КанышСатпаев родился 12 апреля 1899 года в Ба­янаульском районе Павлодарской области. Его отец был кочевником, но знал арабский, умел читать и писать, пом­нил наизусть суры Корана. Его даже избирали бием — родовым судьей. Он обладал редкой памятью, любил расска­зывать предания, сказки. КанышИмантаевич всегда с благодарностью вспоминал своего отца.

  • Слайд 42

    После школы поступил в учительскую семинарию, потом на горный фа­культет Томского технологического института. К. Сатпаев был неуемным человеком: постоянно стремился к знани­ям, интересовался всем новым, неизведанным и не только в избранной им профессии геолога. Еще в юности он сос­тавил учебник алгебры, собирал произведения народного искусства

  • Слайд 43

    Он интересовался археологией, исследовал ка­менные изваяния, наскальные рисунки, архитектурные памятники. Важной его находкой является плита с надписью Тимура, обнаруженная вблизи хребта Улытау на склоне горы Алтыншока. Теперь эта плита находится в одном из за­лов Эрмитажа.

  • Слайд 44

    Известен исторический эпизод встре­чи КанышаСатпаева с Уинстоном Черчиллем, знаменитым английским премьером- министром. Когда У. Черчиллю представили богатырской стати ка­заха, он осведомился: «Все казахи также высоки, как Вы? — Мой народ выше меня», — скромно и с достоинством ответил КанышИмантаевич.

  • Слайд 45

    На пути к независимости

    В марте 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М. С. Горбачев. На апрельском 1985 года Пленуме ЦК партии был провозглашен курс на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны. Многое говорилось об обновлении курса, но все это было на словах, а на деле кри­зис углублялся. Результатом назревающих противоречий между провозглашенным курсом преобразований и реальностями существующей действитель­ности стали декабрьские события 1986 года в Казахстане, послужившие катализатором демократизации политической жизни.

  • Слайд 46

    Одними из первых массо­вых движений стали «Невада-Семипалатинск» (1989), историко-просветительское общество «Әділет» — «Справедливость» (1989), межнациональное дви­жение «Единство» (1990) и другие

  • Слайд 47

    24 апреля 1990 года в республике был учрежден пост Президента Казахской ССР, а 25 октября того же года была принята «Декларация о государствен­ном суверенитете Казахской ССР». 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н. А. Назарбаев. 10 декабря бы­ло принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан, 16 декабря 1991 года – Конституционный закон «О государственной не­зависимости Республики Казахстан». Этот день был объявлен Днем независимости. 20–21 декабря 1991 года в Алма-Ате собрались главы одиннадцати бывших республик СССР, которые подписали Протокол о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

  • Слайд 48

    4 июня 1992 года были учреждены государственные символы Республики Казахстан – флаг, герб, гимн. 29 сентября в Алматы открылся Первый всемир­ный курултай казахов. А в декабре 1992 года состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке