Содержание
-
Когнитивная теорияЖ.Пиаже
-
Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития.
-
Психическое развитие в понимании Ж. Пиаже — это смена умственных структур.
-
Метод, которым Пиаже проводил исследования, состоял в тщательном наблюдении и затем сообщении о том, что он наблюдал. Он начал с наблюдения своих собственных троих детей, а потом расширил наблюдения, изучая многих других детей и уже взрослых молодых людей, в то время как они занимались выполнением самых разнообразных заданий, многие из которых он давал им сам.
-
Основное положение теории развития Пиаже состоит в том, что организм взаимодействует с окружающей средой и такая связь называется адаптацией. При адаптации в среде организм вырабатывает схемы, которые позволяют ему продолжить функционировать в этой среде. Сама суть жизни есть продолжающееся и неоднократное взаимодействие между организмом и окружающей его средой, которое позволяет организму функционировать. Схемы – это связанные, повторяемые последовательности действий, характеризуемые тем, что ее компонентные действия тесно взаимосвязаны и подчиняются основному смыслу».
-
Пиаже высказал наличие двух механизмов для выполнения адаптации. Первый из них, ассимиляция, — отождествление двух психических явлений, чаще всего новых впечатлений, с данными прежнего опыта. В отличие от ассимиляции, второй адаптивный механизм, постулированный Пиаже — аккомодация —то приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности.
-
Стадии когнитивного развития по Пиаже
-
Сенсомоторная стадия (С рождения до 2 лет )Основные схемы или способырепрезентации опытаДля изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности. В плане адаптации при появлении на свет дети обладают только врожденными рефлексами. К концу сенсомоторного периода они приобретают способность к сложной сенсомоторной координации.
Основные новообразования Младенцы приобретают примитивное чувство «себя» и «других», узнают, что объекты продолжают существовать вне поля зрения (постоянство объекта), Появляются поведенческих схем, ведущие к появлению образов, или ментальных схем
-
Предоперационнаястадия(2-7 лет) Основные схемы или способырепрезентации опытаДети используют символизацию (образную и языковую), позволяющую репрезентировать и понимать различные аспекты окружающей среды. Они реагируют на объекты и события согласно внешним аспектам этих явлений. Мышление эгоцентрично (ребенок думает, что каждый видит мир точно так же, как и он сам)Основные новообразованияВ процессе игровой деятельности дети становятся воображающими существами. Они постепенно начинают осознавать, что другие люди не всегда воспринимают мир идентичным с ними образом
-
Стадия конкретных операций(7 – 11 лет )Основные схемы или способырепрезентации опытаДети приобретают и используют познавательные операции (мыслительные действия, являющиеся компонентами логического мышления) Основные новообразованияДети более не вводятся в заблуждение внешностью. Опираясь на конкретные операции, они вникают в суть основных свойств каждодневных объектов и событий и связей между ними. Дети становятся гораздо более искусными в умозаключениях по поводу мотивов доступных наблюдению действий других людей и обстоятельств, при которых эти действия происходят
-
Стадия формальных операций (11 лет и старше )Основные схемы или способырепрезентации опытаОперации познавательного мышления подростков претерпевают реорганизацию теми способами, которые позволяют подросткам мыслить о мышлении. Мышление становится систематическим и абстрактным Основные новообразованияЛогическое мышление более не ограничено чем-то конкретным или доступным наблюдению. Подростки получают удовольствие от обдумывания гипотетических вопросов. Они обладают способностью к систематическому, дедуктивному мышлению, позволяющему рассмотреть несколько возможных решений проблемы и выбрать правильный ответ.
-
Критика
Исследования показывают, что Пиаже недооценивал возможности младенцев и дошкольников. Когда маленьким детям предлагают задачи, ранжированные по степени трудности, их понимание проблемы кажется более близким к пониманию старшего ребенка или взрослого человека, чем полагал Пиаже. Это открытие привело многих исследователей к выводу, что зрелость мышления детей может зависеть от степени знакомства с задачей и от характера усвоенных знаний. Более того, многие исследования показывают, что в результате тренировок можно улучшить результаты, которые показывают дети при решении задач Пиаже. Эти данные ставят под вопрос предположения Пиаже, согласно которым обучение через открытие, а не обучение взрослыми, является самым лучшим способом содействия развитию. И наконец, критики указывают, что стадиальная теория Пиаже не уделял достаточного внимания социальным и культурным .
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.