Презентация на тему ""КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" презентация"

Презентация: "КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" презентация
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему ""КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" презентация". Презентация состоит из 34 слайдов. Материал добавлен в 2025 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.16 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: "КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" презентация
    Слайд 1

    КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА"

  • Слайд 2

    Цель мастер класса: Привлечение интереса и внимания к русскому народному костюму, как одному из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства Задача мастер класса: 1Узнать об истории возникновения кокошника, его значимости для русского народа. 2.Изготовление кокошника для праздничных мероприятий в ДОУ; 3.Закрепление приемов изготовления кокошника своими руками; 4.Развивать креативность, прививать чувство сплоченности в коллективе воспитателей. 5.Познакомить с технологией изготовления кокошника из подручных материалов. 6.Развивать творческое мышление и желание творить своими руками. 7.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование данного приёма в своей практике

  • Слайд 3

    Кокошник иногда называют «забытой короной русских красавиц». Это действительно так: он давно стал национальным символом России, как кимоно у японских барышень, как задорные яркие венки у украинских девушек.

  • Слайд 4

    В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. Если обратиться к справочникам, кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя. В старину кокошник носили только замужние женщины. Часто поверх кокошника накидывали платок или фату. Примерно как здесь:

  • Слайд 5

    Но девушкам тоже обижаться не приходилось — их головные уборы были не менее богатыми и красивыми. При этом коса — девичья краса и часть макушки всегда оставались открытыми. Ф. Будкин. Девушка у зеркала

  • Слайд 6

    История кокошника полна тайн и загадок. Кокошник известен со времен Древней Руси. Однако точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку, встречается некое подобие кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

  • Слайд 7

    В Новое время вплоть до 1920-х кокошник сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».

  • Слайд 8

    В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками В XIX в. он бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской среде. Русская красавица. Автор: Константин Маковский

  • Слайд 9

    Рогатая кичка – головной убор крестьянок Рязанской губернии конец XIX- начало XX Андрей Ремнёв «Кичка рогатая» 2007 Праздничный головной убор замужней женщины (преимущественно северно-русский). Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Рогатые кики носились ещё в древности, их особенная форма была связана с существующими в то время поверьями. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества». Ки́ка, кичка

  • Слайд 10

    Но если кичка была чисто крестьянским убором , то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили кокошник. Фотография начала XX века

  • Слайд 11

    Изготавливался кокошник на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями, которые обычно работали в больших сёлах, в городах или при монастырях. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству из поколения в поколение

  • Слайд 12

    Впервые само название "кокошник" встречается в документах XVI века и происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха Характерной чертой этого головного убора является гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», «сорока».

  • Слайд 13

    1. Каргопольский. 2. Однорогий костромско-ярославский. 3. Владимирско-ярославский. 4. Псковский с шишками. 5. Новгородская «кика». 6. Моршень. 7. Московская «кичка». 8. Моршень. 9. Шеломок. (рис. Н.Е. Федорченко) Существовало несколько видов и форм кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный и другие

  • Слайд 14

    Диалектические названия кокошника: кокошка, кокуй, златоглав, головка, шеломок, ряска, каблучок

  • Слайд 15

    В каждой области правила и традиции ношения кокошников были особенные

  • Слайд 16

    Владимирско-Нижегородский кокошник Средина 19-го века. 17.8 x 104.1 см. Шёлк, стекло, металлическая нить, полудрагоценные камни, жемчуг, хлопок (Из коллекции Н.Л. Шабельской Калужский кокошник. Средина 19-го века. 21.6 x 105.4 см. Шёлк, жемчуг, металлическая нить, хлопок, бумага. (Из коллекции Н.Л. Шабельской)

  • Слайд 17

    Архангельская область Олонецкая губерния

  • Слайд 18

    Вологодская губерния Курская область

  • Слайд 19

    Ткань для кокошника вышивали золотом, серебром и жемчугом, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. Они имели матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Кокошники считались большой семейной ценностью. К.Е. Маковский Боярышня у окна с прялкой

  • Слайд 20

    Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная "лягушка" – символ плодородия. по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом, кокошник был ещё и оберегом.

  • Слайд 21

    Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил боярышням носить кокошник указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a larusse в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.

  • Слайд 22

    Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников. Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Павловна

  • Слайд 23

    В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

  • Слайд 24

    Во 2-й половине ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники».

  • Слайд 25

    Кокошники, в которых блистали аристократки на этом балу, впоследствии послужили образцами для копирования в кустарных работах русской эмиграции, поскольку многие участники этого события стали беженцами. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды — придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира. Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников.

  • Слайд 26

    Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников. Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник.

  • Слайд 27

    Кокошник оставался элементом русского сценического костюма. Он был неким символом России на протяжении долгих лет. Кокошники можно было увидеть и в кабаре, и на концертных представлениях. Особую роль играл Государственный хореографический ансамбль танца «Берёзка», сценические костюмы которого воплотили в себя все идеи предшествующих веков — от Екатерины до советских костюмеров-сказочников.

  • Слайд 28

    А прекраснейшие кокошники на актрисах в советских сказках! Это и Царевна-лебедь, и Снежная королева, и Царевна Насмеяна, Хозяйка медной горы. Такие изумительные костюмы могли придумать только мастера-костюмеры, основываясь на истории кокошника, имея перед глазами самые изящные образцы этого головного убора. Кащей Бессмертный

  • Слайд 29

    «Василиса Прекрасная»

  • Слайд 30

    «Садко»

  • Слайд 31

    И даже в современной моде кокошник обыгрывают законодатели мод

  • Слайд 32

    Один из костюмов принцессы Амидалы («Звёздные войны») — золотой дорожный костюм — основан на русском народном костюме с кокошником.

  • Слайд 33

    В современной культуре кокошник является атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.

  • Слайд 34

    В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке