Содержание
-
Головные уборы
- Как носили головные уборы на Руси?..
- И какие они были?
- Об этом - в данной теме урока.
-
«По Сеньке шапка, по Фоме колпак».
Знакома ли вам эта поговорка?
-
Шапка по сословию
В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.
- Отсюда появилась поговорка: «По Сеньке шапка, по Фоме колпак».
- Самые высокие шапки были у бояр.
-
Женский головной убор
Женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
-
Девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу.
Замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми.Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»
-
Девичьи головные уборы
Девичьи головные уборы: повязки, венцы, перевязи, коруны У каждой девушки и женщины было несколько головных уборов: на каждый случай свой. Их хранили в специальных отделениях сундуков вместе с украшениями и передавались по наследству от матери к дочери и являлась непременной частью приданого зажиточной невесты. Повязки носили невестившиеся девушки. Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике.
-
Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение:«опростоволоситься»
-
В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока»- от названия птицы.
- кика
- кокошник
- сорока
-
Кокошники
Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки.
-
Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.
-
Кичка
Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички: рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.
-
Сорока
Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка
-
Платки, шали
Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно. Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия:
- бумажные,
- кисейные
- шелковые,
- кашемировые,
- персидские,
- французские,
- ковровые,
- аглицкие и др. .
-
В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов.
-
Сохранился обычай женщинам и девушкам покрывать голову при посещении храма. А также во время паломничества и крестного хода
-
Расшифруй словограмму:
-
«По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий.
Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее. Но и в наши дни эта поговорка не утратила своей актуальности …
-
Используемая литература:
- Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика", 1993
- Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет", 1985
- Древности славян и Руси. М., “Наука", 1988
- Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989
- Журнал «Школа и производство» №1/90
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.