Содержание
-
Коммуникация в обыденной жизни. Вербальное и невербальное общение.
-
Коммуникация — это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе,групповом взаимодействии или публичном выступлении.
-
Коммуникация включает в себя
участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов, обратную связь.
-
Контекст — физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.
-
Контекст
Физический контекст — местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток. Социальный контекст— назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками. Исторический контекст — связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации. Психологический контекст — настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение. Культурный контекст — убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о времени.
-
Цели коммуникации
Для удовлетворения потребности в простом человеческом общении. Для усовершенствования и поддержания представления о себе. Ради выполнения социальных обязательств. Чтобы строить взаимоотношения. Чтобы обмениваться информацией. Чтобы воздействовать на других.
-
Функции коммуникации
Информационная Преодоление одиночества Призыв к помощи
-
-
Вербальная коммуникация
реализуется посредством устных и письменных сообщений. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещания, переговоров, презентаций, телефонного разговора, когда наибольший объем информации передается посредством голосовой связи. Письменная коммуникация реализуется через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передает подчиненному письменные указания. В процессе чтения литературы человек изучает историю, экономику, политику, культуру и тем самым черпает знания из книгохранилища мировой культуры. Ее удельный вес в процессе человеческого общения не превышает 10%.
-
Составляющие правильного вербального общения
1. Первым показателем является способность выражать свои мысли. Необходимо иметь достаточно большой словарный запас слов. 2. Второй важный момент – это подход к самому общению. Главное здесь – умение подбирать слова с учетом аудитории, в которой человек сейчас находится. В каком-то смысле это манера, стиль общения, но не только. Важно понимать, что в зависимости от сиюминутного окружения необходимо перестраиваться не только на соответствующий стиль общения, но и использовать тот набор слов, который будет уместен и понятен в данном кругу людей. 3. Третье, не менее существенное составляющее общения – это темп речи. Речь должна быть размеренной и ровной. 4. Без чего не обходится любое общения – это чувство юмора. С помощью юмора удается разрядить довольно-таки напряженную обстановку.
-
-
Информацию несут
Мимика – 55% Паралингвистические компоненты – 38% Речь – 7% Также информацию несут одежда, фигура человека, поза, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Параметры речи
Интонация, тембр голоса, темп речи, частоту дыхания, выбор слов, употребление жаргона, громкость голоса, произношение слов
-
Факторы, влияющие на коммуникацию
Выражение лица Дистанция общения (приближенность, отдаленность или оптимальность, расположения собеседника) Социально-психологические факторы и механизмы психологической защиты. Элементы социальной привлекательности людей
-
Дистанция общения
Интимная дистанция (до 45 см) – дистанция общения самых близких людей, при котором включены все сенсорные каналы. Доступ в эту зону разрешен лишь лицам, с которыми установлен тесный эмоциональный контакт: детям, родителям, супругам и любовникам. Внутри этой зоны можно выделить подзону радиусом в 15 см – сверхинтимную зону, или зону физического контакта. Персональная, или личная, дистанция (от 46 до 120 см) -нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении. Зона неформальных дружеских и официальных контактов. Социальная дистанция (от 1,21 до 3,6 м) – зона общения между чужими людьми; она соблюдается также на официальных приемах в случае различия в социальных статусах. Публичная дистанция (больше 3,6 м) – это зона контакта с аудиторией и большими группами людей.
-
-
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
-
Затруднения в перцептивном компоненте общения
Неумение вникать в процессы и состояния окружающих. Невозможность видеть мир глазами другого человека. Неадекватность воссоздания представлений и содержания воздействий. Стереотипизация восприятия окружающих. Искажение качеств личности партнера общения. Преобладание в понимании другого человека оценочного компонента. Недифференцированность оценок.
-
Затруднения в эмоциональном компоненте общения.
Преобладание эгоцентрической направленности эмоционального отклика. Свернутость сочувствия и содействия. Неадекватность восприятия эмоционального состояния других. Неприязненное, враждебное, высокомерное, подозрительное отношение к другим. Стремление получать в процессе общения только положительные эмоции
-
Затруднения в коммуникативном компоненте общения
Неумение выбрать адекватную форму сообщения. Невыразительность и длительность пауз в речи. Застывшая поза и несоответствие экспрессии речевому поведению. Низкий потенциал коммуникативного воздействия. Использование свернутых форм обращения
-
Затруднения в интерактивном компоненте общения.
Неумение поддерживать контакт и выходить из него. Стремление больше говорить, чем слушать. Навязывание собственной точки зрения, Слепое доказывание своей правоты. Неумение аргументировать свои замечания. Симулирование несогласия в целях дезинформации партнера.
-
Эффективные сигналы общения
поддержание контакта глаз с собеседником; контроль своей позы во время разговора; контроль выражения своего лица (следите за тем, какие эмоции вы выражаете во время беседы); контроль социальной дистанции (не подходите к собеседнику, с которым вы плохо знакомы ближе, чем на полметра, чтобы не нарушать его «интимную зону»); контроль интонации и громкости голоса (спокойный ровный голос более эффективен в общении); понимание невербальных сигналов других людей (важно не только следить за собственными жестами и манерами, но и за тем, как их проявляют ваши собеседники); объем речи (слишком много слов или наоборот слишком мало – это явный признак ограниченности внутреннего мира собеседника).
-
Речевые компоненты, помогающие общению:
словарный запас (старайтесь как можно больше читать, особенно классическую литературу); ударение (неправильное ударение в словах коробит слух многим собеседникам); лишние слова (так называемые слова-паразиты сильно засоряют речь и мешают уловить смысл разговора). Например: это, как-бы, ну, короче и т.д.); жаргон и сленг (в большинстве случаев употребление таких слов не уместно).
-
Свойства личности, влияющие на процесс общения и его эффективность.
экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность.
-
Хорошие манеры
Скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, умение внимательно и тактично общаться с другими людьми.
-
Дурные манеры
привычка громко говорить, не стесняться в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенная недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний,
-
неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность и сквернословие.
-
Психология групп
-
Группапредставляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
-
Обязательные элементы группы
цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.
-
Основные признаки группы
Первый признак — наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы. Второй признак социальной группы — наличие свойств группы как единого целого. (численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. ) Третьим признаком социальной группы выступает способность людей к согласованным действиям. Это основной признак, поскольку именно единство обеспечивает необходимую общность действий членов группы. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, лидера группы. Еще один признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности. Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может быть конформизм — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы. Исследования американского психолога С. Аша показали, что три четверти людей хотя бы однажды показали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось в 37% случаев. Еще одним признаком группы выступает установление определенных отношений между ее членами.
-
Интегральные психологические характеристики группы
психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки. Они формируются по мере развития группы.
-
Свойства группы как единого целого
численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы, состояние формальных и неформальных отношений ее членов. Неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные — обязанностями и правами членов группы, обусловленными деятельностью и целью группы. психологические и организационные процессы сплочения: лидерство и руководство.
-
По количеству человек группы бывают
большие группы, малые группы, микрогруппы.
-
Микрогруппы включают в себя три или два человека. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам этих групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.
-
Малая группа — основная социальная среда человека. В ней лично знают друг друга. Малую группу часто обозначают как первичную. Она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.
-
К большим по численности группам относятся как стихийно возникающие и кратковременно существующие общности людей (например, толпа на митинге), так и длительно существующие, имеющие исторические корни, устойчивые образования, такие как классы, религиозные группы, нации, профессиональные союзы, социальные группы. Именно под влиянием различных больших групп формируются общественные ценности и нормы социализированного поведения.
-
Стадии развития группы
Первая характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны. Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство. На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.
-
Фазы развития группы
1. Фаза формирования. 2. Фаза психологической напряженности. 3. Фаза нормализации. 4. Фаза деятельности.
-
Фаза формирования
Члены постепенно адаптируются друг к другу, изучая способы приемлемого поведения в группе. Это стадия перехода индивида от состояния независимой личности к приобретению статуса члена группы. Членам формирующейся группы испытывают волнение, нетерпеливы, оптимистичны, испытывают беспокойство как относительно будущей работы, так и в отношении социального взаимодействия с другими членами группы. Члены группы пытаются определить как вести себя в группе, как решать групповые проблемы, какая необходима информация и какими способами ее следует собирать. Члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели и планов работы, желают поскорее приступить к деятельности.
-
Фаза психологической напряженности
Наиболее трудная для вновь сформированной команды. Понимая, что задачи, стоящие перед группой, более сложны, чем они предполагали вначале, члены группы становятся вспыльчивыми, обидчивыми или обвиняющими всех и вся в возникших трудностях. На этом этапе для членов группы характерно: - сопротивление выполнению задачи и новым подходам к ее решению, отличным от тех, к которым привык каждый член группы в своей предшествующей деятельности; - резкие колебания членов группы в отношении успешного достижения цели; - продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже если найден компромисс; - деление на фракции, с выбором союзников и противников; - постановка недостижимых целей; - отсутствие единства, повышенная взаимная напряженность в отношениях членов группы. Однако через некоторое время начинает происходить взаимопонимание между членами группы.
-
Фаза нормализации.
На данном этапе члены группы принимают основные нормы группы, распределяют групповые роли, признают индивидуальные особенности членов группы. Снижается уровень эмоциональных конфликтов, внутренняя конкуренция между членами группы заменяется сотрудничеством.
-
В этой фазе характерны следующие факторы:
- принятие членства в группе; - конструктивное выражение критики; - взаимопомощь, направленная на выполнение работы; - попытка достичь гармонии, избегая конфликтов; доверительное отношение друг к другу между членами группы, включая обсуждение личных проблем; - ощущение принадлежности к группе, совместимости, общих целей и задач; - установление и поддержание групповых норм. Члены команды учитывают свои различия, поэтому у них появляется время и энергия для осуществления общего проекта, ради которого создавалась их группа.
-
Фаза деятельности
На этом этапе группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены группы, уладив свои взаимоотношения, начинают работать, решая проблемы и проводя необходимые изменения. Группа становится эффективной единицей и начинает производительно работать. Продолжительность и интенсивность фаз развития группы изменяются в зависимости от многих индивидуальных
-
Факторы, воздействующие на групповую динамику.
Возраст человека. Пол человека. Уровень образования. Индивидуально-психологические особенности. Социальный статус.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.