Содержание
-
Комплексное занятие , как средство эффективного развития эмоционально –творческих способностей ребенка
Музыкальный руководитель Ефименко Светлана Владимировна г. Гусев 2016г.
-
"Обучить творческому акту нельзя, но это не значит, что нельзя содействовать его образованию, появлению, развитию и совершенствованию". (Л.С. Выгодский)
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.
-
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия. «Словарь иностранных слов »: комплекс-совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое; интеграция- восстановление, восполнение, объединение в целое каких либо частей.
-
Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия. Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания: однонаправленные − предметные разнонаправленные − интегрированные и комплексные занятия [1, с. 22]. Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными.
-
Сходство и отличие
• В определении • В целях • Смене видов деятельности • Учет возрастных особенностей
-
Цель интегрированных и комплексных занятий:
разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
-
Основными задачами на таких занятиях являются:
всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий , вовлечением детей в разные виды деятельности.
-
Общие рекомендации
• выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты; • выявить связи между подобными элементами знаний; • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; • учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин; • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание; • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия; • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
-
В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно- образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала( поэтического, музыкального, игрового, познавательного) к одной теме. При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой, такой подход, по утверждению Т.Казаковой способствует ещё и проявлению творчества со стороны детей. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается «отделенным» Например, в конце осеннего периода , подводя итоги наблюдений за природой в разные месяц, проводим комплексное занятие. Дети поют песни. читают стихи, танцуют, играют и вся их исполнительская деятельность посвящена одному времени года- осени. Темы занятий- «Весеннее солнышко»- мл. группа, «Звуки и краски весны»- средняя группа, « Весенняя радость», «Мама», -ст. группа. «Сказочная птица», «Масленка»-подготовительная группа, «В гости к солнышку»-ясли
-
Сочетание нескольких видов деятельности дает ребёнку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко, красочно и главное индивидуально. Музыка, сочетаясь с другими видами искусства живописью, художественной литературой, углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает их восприятие. В то же время средства изобразительного искусства открывают детям широкие возможности, для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствование ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением. Развивая воображение детей в одном виде творчества -музыке, необходимо дать возможность каждому ребёнку восприятие звуков выразить в красках, в рисунках в движении.
-
Интегрированные занятия Требования к структуре занятий • чёткость, компактность материала; • продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы; • взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; • большая информативная ёмкость материала; • систематичность и доступность изложения материала; • соблюдения временных рамок занятия это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22].
-
темы интегрированных занятий Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников, профессий («Капустные посиделки», «В музее музыкальных инструментов»…) Обобщенные понятия( в состав входит определенная система объектов): -лес: совокупность животных, растений, отдых; -море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения; -магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги; («Зимние узоры», «Осень- русская краса», «Музыка и настроение», «В стране веселых и грустных человечков»..)
-
Пример комплексного и интегрированного занятий по одной теме.
Комплексное занятие «Приключение Цыпленка в лесу» Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: · познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; · физическая – физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее?"; · музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?»; · счетная деятельность"Чего в лесу больше?" и т.п. Интегрированное занятие на тему «Цыпленок» Задания: · беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.); · составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку) · выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий - необходимые условия для появления цыпленка (инкубатор)); · дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы) · решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.) · конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей · доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).
-
Отличие интегрированного занятия от комплексного
В комплексном занятии - одна деятельность сменяет другую /рядом положенные деятельности / и этот переход ощутим. (Порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку). Комплексное занятие напоминает „многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным” - один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют - каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая - развивать скорость, выносливость и др., художественная - передавать образ разными средствами искусства и т.п. - выполняя задания, знания детей по теме не систематизируются и скорее всего не расширяются. Цыпленок будет просто основным персонажем В интегрированном занятии - очень сложно разделить отделить один вид деятельности от другого, разделить задание по видам деятельности. Объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, переплетение деятельностей - в заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они равны, - в заданиях цели носят интегрированныйхарактер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта - выполняя все задания, дети систематизируют свои знания по теме, узнают что-то новое. Цыпленок будет ключевой фигурой на занятии, главной целью
-
Интегрированное Комплексные это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга
-
Интеллектуальная карта- «Музыка и настроение» интегрированное занятие в средней группе
-
Комплексное занятие- «Что нам нравится зимой»-в старшей группе
-
Общие рекомендации:
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя. При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения : выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты; выявить связи между подобными элементами знаний; изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин; планируя занятие, сформулировать основную цель и задание; смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия; выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
-
Итак, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, воспитатель на группе, вот три звена, через которые может пройти любая изучаемая тема. А все вместе мы решаем основные задачи: Нравствено-эстетические (любовь к семье, к национальной культуре, к природе и.т.д.) Интелектуально-творческие (приучать детей постоянно думать, мыслить, находить различные варианты ответов, поступков и.т.д.) Технические (развитие ручной умелости, исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах, овладение средствами выразительности, как в музыкальном, так и в изобразительном направлении) Чтобы решать эти задачи, в группах создана развивающая среда, в которой дети могут свободно действовать с красками, образовывать новые цвета и оттенки, путём их смешивания, с пластилином, экспериментировать с музыкальными инструментами. Развивающая среда ориентирована на пройденный материал и возрастные возможности детей ведь ни один вид деятельности детей не может развиваться вне предметной среды. "Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают". (Г. Нейгауз)
-
-
«Звуки и краски весны»-средняя группа
-
Путешествие в страну «Повторяндия»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.