Содержание
-
КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ
Подготовила: педагог-психолог М.А.Гречушникова МОУ «СОШ №16 г.Вольска»
-
Конфликт
это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек, т.к. возникают в процессе общения людей.
-
Конфликты бывают:
между личностями (ученик-ученик, ребёнок-родитель, родитель-учитель, учитель-ученик, учитель-учитель); - внутри группы (учеников, учителей); - между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и т.д.).
-
Факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками:
Возраст; Характер их деятельности в школе, основным содержанием которой является учёба; Внешний уклад жизни, где и как живет уч-ся.
-
Конфликты между учителями и учениками.
Классификация конфликтов между учителем и учеником - М.Рыбаковой: Действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий; Поведение(поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне её; Отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
-
Конфликты деятельности.
Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и в начальных к классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке.
-
Конфликты поступков.
Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, покрой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие вполне оправданное несогласие учеников с таким положением. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
-
Причины педагогических конфликтов:
недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми; участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте; различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями; присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности; ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)
-
Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (С. Хапаева).
-
Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости педагога. (В.А.Сухомлинский)
-
Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.