Содержание
-
Конфликт в школе.Пути выхода из конфликтной ситуации.
Психолого-педагогический семинар МОУ «Гимназия» 2010г.
-
Конфликт
это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающая по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
-
Типологическое подразделение конфликтов:
"подлинный"; "случайный или условный"; "смещенный"; "неверно приписанный"; "скрытый"; "ложный"
-
Конфликт и конфликтная ситуация
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
-
Виды конфликтов:
внутриличностный, межличностный, межгрупповой, личностно-групповой.
-
Сигналы, предупреждающие конфликт:
кризис; недоразумение; инциденты; напряжение; дискомфорт.
-
Позиции педагога:
позиция авторитарного вмешательства в конфликт; позиция нейтралитета; позиция избежания конфликта; позиция целесообразного вмешательства в конфликт.
-
-
Направленность конфликтов:
социально-педагогические конфликты; психолого-педагогические конфликты; социальный конфликт; психологический конфликт.
-
Причины конфликтов:
недостаточно хорошее знание человека; неправильное понимание его намерений; неверное представление о том, что он на самом деле думает; ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков; неточная оценка отношения данного человека к другому.
-
Формы защитного поведения:
агрессия; проекция; фантазия; регрессия; замена цели; уход от неприятной ситуации.
-
Субъекты конфликтов:
ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.
-
«Учитель – ученик»
конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
-
Особенности педагогических конфликтов:
ответственность учителя; разный социальный статус (учитель — ученик); разница в жизненном опыте; различное понимание событий и их причин; профессиональная позиция учителя; быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”; не приписывать ученику свое понимание его позиции; не оскорблять ученика; стараться не выгонять ученика из класса; по возможности не обращаться к администрации; не отвечать на агрессию агрессией; дать себе и ребенку право на ошибку; постараться не разрушить отношений с ребенком; не бояться конфликтов с учащимися.
-
Алгоритм разрешения конфликта:
1) определение проблемы, 2) анализ проблемы, 3) действия по разрешению проблемы, 4) оценка результата.
-
Конфликт Деструктивный Конструктивный
-
Причины конфликтов на уроке:
а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.
-
Формы открытого и эффективного общения:
высказывания; открытые и личностно окрашенные высказывания; демонстрация.
-
Процедура урегулирования конфликтов:
воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле; не делать поспешных выводов; при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений; научиться ставить себя на место другой стороны; не давать конфликту разрастись; проблемы должны решаться теми, кто их создал; уважительно относиться к людям, с которыми общаешься; всегда искать компромисс; преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
-
Формы завершения конфликта:
разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
-
Если Вам наступили на ногу…
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а) не принимаю участия; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя»; 2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства? а) нет; б) только если имею для этого веские основания; в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает; 3. Часто ли спорите с друзьями? а) только если это люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры — моя стихия; 4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как Вы реагируете, если кто-то залезет в обход? а) я возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; б) делаю замечание; в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;
-
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний и может быть, демонстративно откажусь от еды; 6. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу... а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях; 7. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась... а) промолчу; б) ограничусь коротким, тактичным комментарием; в)устрою скандал; 8. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь? а) постараюсь казаться равнодушным, нов душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.
-
Обработка результатов
за каждое «а» начислите себе 4 очка, за «б» — 2, за «в» — 0 очков. от 22 до 32 очков — Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было Вашим девизом. Может быть поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица;
-
от 12 до 20 очков — Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к Вам уважение; до 10 очков — споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами — на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.