Содержание
-
Коста Леванович Хетагуров
"осетинский Леонардо да Винчи"
-
Семья
Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт питал глубокое уважение к отцу, оказавшему высокое нравственное влияние. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество.
-
Образование
С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.
-
1885~1891
Осенью 1885 года переехал во Владикавказ, где жил и работал до июня 1891 г. Эти шесть лет были временем плодотворной работы и расцвета таланта Коста- поэта и художника.Хетагуров: рисовал театральные декорации устраивал любительские литературно – музыкальные вечера изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ».
-
В этот период он создал на осетинском и русском языках ряд лучших своих поэтических произведений: «Горе» («Додой») «Спой» («Азар») «Вгляни» («Ракэс») «Походная песня» («Балцызарэг») «Солдат» «Кубады» «Перед памятником» «На бис» «Фатима»
-
Много делает он и в живописи, она и стала для него средством к существованию. Пишет портреты Расписывает стены церквей Впервые на Северном Кавказе организовал выставку своих картин и картин (1887 и 1888 гг.)
-
Коста участвовал в торжествах, посвященных открытию памятника Лермонтову в Пятигорске 16 августа 1889г.
Стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, анонимно, лишь 10 лет спустя. Реакция цензуры понятна: остенинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы», «благородную мощную силу», поднимающую людей «на бой за великое, честное дело».
-
Вначале июня 1891 г. ссылка в административном порядке в Карачай
Проведя там почти полтора года, Коста написал стихи: «Джук-Тур», «Прощай» («Хэрзбон»), «Без доли» («Энэ хай»), Рассказ «Охота за турами» и др., Атакже несколько горных пейзажей («Долина Теберда», «Природный мост»).
-
Ставрополь1893~1897
В марте 1893 г. он переехал в Ставрополь и начал работать в редакции частной газеты «Северный Кавказ». В этой газете и опубликовал Коста свои стихи, сатирическую поэму «Кому живется весело», комедию «Дуня», много публицистических статей.
-
В июле 1897 года Хетагуров принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. 26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки.
-
Коста вновь проемотрел свои стихи на осетинском языке, подготовил их к изданию и в сентябре 1897 г. представил в Кавказский цензурный комитет сборник «Осетинская лира» («Иронфэндыр»)
-
«Иронфандыр»
Единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.
-
Выход «Иронфандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.
-
Важнейшее значение сборника «Иронфэндыр» состоит в том, что он пробудил национальное самосознание народа, любовь к родному языку, художественному слову: многие писатели формировались на его традициях.
-
1901~1903
В декабре 1901 г. Хетагуров переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг». Пытается открыть школу рисования для одаренных детей. Предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек».
-
Конец 1903 г. больной и одинокий Коста, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце.
-
При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.
-
В своих мыслях о прошлом Коста Леванович Хетагуров был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала. Сатирических мотивов немало и в лирической поэзииКоста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова. Тема народа – магистральная тема всего творчестваКоста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке. Все произведения Хетагуров разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям»
-
-
В истории Осетинского народа
В истории осетинской литературы Коста Хетагуров — художник, общественный деятель, человеческая личность — явление единственное и исключительное. Его творческий подвиг настолько затмил своим величием предшественников и современников, его поэтическое искусство возвышается такой недосягаемой вершиной в цепи осетинского художественного процесса, что еще недавно исследователи убежденно говорили о том, что «перед Коста… было, в сущности, совершенно чистое поле», что «совершенство и зрелость поэзии Коста, при отсутствии до него какой-либо национальной традиции, воспринимается как явление исключительное».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.