Содержание
-
Адресаты любовной лирики Коста Хетагурова Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Новый Батако Правобережного района РСО-Алания Сабаткоева Раиса Султановна
-
Цели: углубить знания обучающихся о жизни и творчестве Коста Хетагурова; показать, как красивы, благородны, искренни чувства поэта; воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы.
-
Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку. В. Жуковский
-
Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борца за народное счастье, или же за свое личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «...первая и главная половина счастья — любить самому, а уже быть любимым — это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Первой составляющей счастья он никогда не будет обделен. В одном из своих стихотворений он восклицает: Я счастлив, что люблю, —любви одной покорный, Под знаменем ее пойду на смертный бой, Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной С спокойной совестью, с ликующей душой... За осуществление второй составляющей Коста будет бороться всю жизнь.
-
В день своих именин 3 октября 1898 г. Коста запишет: ... Сегодня мне исполнилось 39 лет... Никаких изменений! Несмотря на 1 1годовую болезнь и на миллионы всевозможных неприят- ностей, я чувствую себя тем же способным в го рячие объятия весь необъятный мир, как друга, заключить, простить врагов своих, - в ответ на их проклятья, страдать за них любя, страдая, их любить... И что удивительнее всего - я влюблен, так же безумно, беззаветно, как 15-10 лет тому назад...
-
Одним из его первых сохранившихся поэтических опытов считается стихотворение, обращенное к некой «Вере», которая вероятно, была первым увлечением юного поэта Единственное о чем мечтал юный поэт — это просто иметь возможность лицезреть свою любимую, не требуя ничего взамен. Это и есть по мнению Коста любовь идеальная.
-
Вера! Кого полюбить одного лишь могло твое сердце, Хочешь присвоить себе ты вполне и по праву! Но он и так твой вполне нераздельно и свято! Милая, знай: мне вдали от тебя все движенье Шумное, быстро-стремительной жизни Кажется легкой тафтой, сквозь которую я Вижу твой лик непрестанно, — и светит Мне он, приветливо верный, как вечные звезды, Ярко горящие радужным блеском из мрака. «Осетин Коста»
-
Адресатами более зрелых любовных стихотворений Коста разных лет станут впоследствии несколько девушек: Анна Попова, Раиса Гайтова, Анна Цаликова, Гали Смирнова, Леля Хурумова и др. Многим из них он не только будет писать любовные послания, но и увековечит их образы на холсте. За свою любовь к этим девушкам он, в отличие от первого своего чувства, будет ждать равноценного дара. Если попытаться представить некий собирательный образ увлечений Коста, то перед нами предстанет девушка молодая, даже юная, воспитанная, интеллигентная, образованная, и не то чтобы красивая, но обаятельная, и что самое главное — с высокими жизненными идеалами.
-
Первое серьезное чувство проснется у Коста в возрасте двадцати семи лет. Примерно в декабре 1885 - январе 1886 гг. Коста, не окончив учёбу, вернулся в отцовский дом в с. Лаба. А в конце лета - начале осени того же года он приехал во Владикавказ, где стал потихоньку осваиваться. Своего жилья у него не было, он вынужден был жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой - на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. В этот период он проводил свободное время на бульваре. Там он впервые увидел Анну Попову. Она привлекла его своей особенной внешностью, одухотворённой красотой и обаянием. Девушка завладела сердцем Коста, который совершенно потерял покой .
-
По прошествии нескольких месяцев Коста, отчаявшись, написал 21 мая 1886 г. письмо Поповой, в котором говорилось: "...Вот уже почти пять месяцев, как я впервые увидел Вас на бульваре и, подчиняясь голосу сердца готов был пожертвовать бог знает чем, чтобы иметь возможность хоть на одну минуту побеседовать с Вами. Все мои желания, все мои мысли сливаются в одно: "Аня, Аня! Я хочу во что бы то ни стало познакомиться с тобой!" Эта мысль становится моим девизом. Всё, что неприкосновенно к этому, не имеет с тех пор ровно никакого места в моём черепе". В конверт вместе с письмом было вложено стихотворение "Посвящение А.Я.П» Да, я уж стар... Ты смотришь боязливоНа впалые глаза, глубокие морщины. Мой горб рисуется в рубище некрасиво, На плечи падают лохмотьями седины... Да, я уж стар!
-
10 апреля 1893 г. Ставрополь Идет восьмой год, как я, впервые встретившись с Вами, уже ни на минуту не забывал Вас — достаточное, кажется, время для обсуждения наших взаимоотношений. Давайте же решим наконец роковой вопрос: быть или не быть? Я предлагаю Вам незапятнанную совесть, честное имя, любящее сердце и трудовую жизнь, и если найду в ответ Один лишь звук, лишь миг участья, то За них я жизнью заплачу... Всегда, ныне и присно безгранично преданный Вам и безмерно любящий Вас Коста.
-
Образ Анны стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов. Анна послужила моделью и при создании картин "Скорбящий ангел", написанной в 1888 г., и "Святая Нина", заказанной Коста женским учебным заведением Святой Нины в Тифлисе и демонстрировавшейся на выставке во Владикавказе в 1887 г.
-
В стихотворении "Многоточия» описан дом Поповых во Владикавказе. Дом этот сохранился до наших дней по адресу: ул. Чермена Баева, 11. "Высокий барский дом...» Помимо "Многоточий» Коста посвятил Анне и другие стихотворения. Это "А. Я. П." ("Скрывать, молчать, страдать безмолвно..."), датированное 1888 г., "Прости", "Да, я люблю её...", датированные оба 1889 г.
-
4 мая 1887 г. Коста пишет акростих, впоследствии получивший название "Посвящение": Ах, с каким безграничным восторгом, дитя, На руках из мишурного светаЯ унёс бы далёко, далёко тебяИ любил бы любовью поэта... Детский слух услаждал бы я лирой своей, И под звуки её безмятежноЗасыпала б ты сладко на груди моей, А я пел бы, баюкал бы нежно... Много, много сложил бы я песен тогдаНа чарующем лоне природыО восторгах любви, наслажденьях трудаИ о светлом блаженстве свободы...
-
Стоит упомянуть об обстоятельствах, связанных с этим акростихом. В 1936 г. Анна Попова состояла в переписке с известным осетинским писателем Сарматом Косирати, собиравшим материалы о жизни и деятельности Коста. В своём письме от 15 марта 1936 г. Анна Яковлевна с горечью писала: «Поговорить же мне с Вами захотелось о необыденном чувстве поэта Коста и о том, что до меня доходят нелепые слухи о его увлечениях прежних лет, о его непостоянстве и что якобы акростих его: "Аня, иди за мной" посвящён другой Ане, Ане Цаликовой - да это же абсурд!"
-
Не получив положительного ответа от Анны Поповой, Костта впоследствии станет добиваться руки учительницы Раисы Гайтовой, которая проживала со своими родителями в Ардоне.
-
Добиваясь руки дочери Иналука Гайтова Коста писал ему, что прекрасно понимает, что «слишком ничтожен и беден, чтобы составить счастье любимого существа. И не настолько дерзок и легкомысленен. чтобы обещать широкое довольствие и безмятежное счастье. Нет!».11 Он может предложить только вечно тревожную и неизменно трудовую жизнь, полную смысла и целесообразности, проникнутую горячей любовью не только к семье и родственникам, но и к бедной нашей родине, ко всему страждущему, униженному и оскорбленному. .. Он знает, что найти охотницу делить с ним такую участь нелегко...
-
Со второй своей любовью - Анной Александровной Цаликовой Коста Хетагуров познакомился несколько лет спустя после знакомства с Анной Поповой. Произошло это, по воспоминаниям сестёр Цаликовых, в 1888-89 гг.
-
Как известно, во Владикавказе Коста не имел своего угла . Цаликовы предоставили Коста одну из комнат с отдельным входом. Столовался он с ними. Цаликовы знали о чувствах Коста к Анне Поповой и легко впустили его в дом. Но с течением времени стали замечать, что Коста проявляет интерес к младшей из сестёр - Анне Александровне, которая в тот период училась в гимназии. На это обратил внимание друг семьи и хороший знакомый самого Коста Виктор Егорович Кизер, директор училища. Квартиранту деликатно намекнули, и он вынужден был съехать. Коста, уже серьёзно увлёкшийся Анной, был в смятении и написал в тот период стихотворение "Один, опять один без призраков родного..."
-
Анна была человеком разносторонних талантов: пела, танцевала, играла на гармони, лицедействовала. Она была обаятельной, доброй, с тонким чувством юмора. Коста любил её и не терял недежды на взаимность. Однако Анна не говорила влюблённому поэту ни "да", ни "нет". Такая неопределённость в отношениях заставляла Коста страдать.
-
Коста посвятил ряд стихотворений также и Анне Цаликовой. Это - "Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь..." (1893 г.), "Опять к тебе, любимая подруга..." (1894 г.), "О чём жалеть... Больным дыханьем бури..." (1894 г.), "Расстаться нетрудно, нетрудно убить..." (1894 г.), "Не верь, что я забыл родные наши горы..." (1896 г.), "Откровенность" (1899 г.), "Исповедь", "А.А.Ц.".
-
Анна Цаликова продолжала учительствовать, ездила за границу. Она так и не вышла замуж и умерла в 1914 г. после операции на почке.
-
В конце концов Коста, поняв, что у его отношений с Анной нет никаких перспектив, по-видимому, примирился с этой мыслью, во всяком случае, он больше не предпринимал попыток просить руки Анны Цаликовой. А в 1902 г. он и вовсе попросил руки дочери своего друга Иорама Хурумова Лёли Хурумовой и получил согласие. Браку помешала смерть Лёли, умершей в 22 года от туберкулёза.
-
В конце жизни Коста посетит нежное юношеское чувство влюбленности к юной, обворожительной Гали Смирновой...
-
Не сохранилось стихотворений, посвященных Р. Гайтовой и Л. Хурумовой, что позволяет сделать вывод о том, что предложения руки он делал им руководствуясь больше разумом, а не сердцем. Ведь как Коста сам признавался, стихи он писал только в такое время, когда потребность высказаться всецело охватывало все его существо.
-
Всем девушкам, которым Коста в разное время посвящал стихи или чьи портреты писал, он посвятит стихотворение «Портретная галерея». Как видно из поэтического и живописного наследия Коста, женщин, вдохновлявших его на творчество, настраивавших на высокий лад, в жизни поэта было достаточно много, как впрочем, и у всякой творческой личности.
-
Любить и быть любимым. Обрести в своей избраннице не только верную спутницу, с которой можно пройти дорогой жизни рука об руку, но и друга с чистой, возвышенной, тонкой душой, который всегда поймет, поддержит, станет в трудный час духовной опорой. Друга, который по-настоящему разделял бы его убеждения, цели, “стремленья сердца”… Именно об этом горячо мечтал Коста. Именно такой женский идеал искал всю жизнь. Но воплотиться в явь этим мечтам не было суждено: ни одна из женщин, которым он посвящал стихи – несмотря на всю свою тонкость, возвышенность, интеллигентность, на свои широкие, по тем временам, взгляды, – так и не сказала ему: “Да”.