Презентация на тему "Курс: «Качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования»"

Презентация: Курс: «Качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования»
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Курс: «Качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования»" состоит из 17 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    17
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Курс: «Качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования»
    Слайд 1

    Курс: «Качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования»

    Лекция 7. Шкалы измерения в психологии. Виды психологических тестов.

  • Слайд 2

    Основные понятия: измерение, переменная, шкала

    Измерение — это приписывание объектам числовых значений по определенному правилу (числа отражают меру наличия свойства у данного объекта). Всё, что мы измеряем называется переменными. Переменная – свойство, которое может менять своё значение. Примеры переменных: цвет глаз, IQ, уровень тревожности, общительность, доминантность и т.д. Приписывание чисел объектам создает шкалу.

  • Слайд 3

    Стэнли Смит СТИВЕНС (1906-1973) – американский психолог (психофизик) - ввел 4 шкалы измерения

    Измерительная шкала— основное понятие, введенное в психологию в 1950г. С. С. Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня используется в научной литературе. Приписывание чисел объектам создает шкалу. Шкала измерения зависит от инструмента измерения.

  • Слайд 4

    Виды шкал в психологии

  • Слайд 5

    I. Шкала наименований (номинативная). Пример: типология У.Шелодонависцеротоник (1), соматотоник (2), церебротоник (3)

    Числа (буквы, слова или любые символы) используются для различения объектов. Процесс группировки объектов в классы, когда объекты, принадлежащие к одному классу, идентичны в отношении некоторого свойства или признака, по которому производится измерение. Числа используются как имена. Номер (буква, название) класса не отражает его количественного содержания. Нельзя сказать, что один объект больше или меньше другого, на сколько единиц они различаются и во сколько раз. Возможна лишь операция классификации — отличается/не отличается.

  • Слайд 6

    Отношение эквивалентности (взаимозаменяемости в каком-то аспекте)

    Номинальная шкала или шкала наименований отображает лишь отношение эквивалентности. Эквивалентные (т.е. равные в каком-то отношении, равноценные) объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и может быть заменен названием, шифром и т. д. Пример шкалы такого рода - нумерация игроков спортивных команд.

  • Слайд 7

    Пример применения шкалы наименований к результатам рисуночного теста

    В психологии часто невозможно избежать шкалы наименований. Например при анализе рисунков. Рисуя дом, дети часто рисуют солнце в верхней части листа. Можно предположить, что расположение солнца слева, посередине, справа или отсутствие солнца вообще может говорить о некоторых психологических качествах ребенка. Перечисленные варианты расположения солнца являются значениями переменной шкалы наименований. (1 – слева, 2 – посередине, 3 – справа, 4 – нет солнца)

  • Слайд 8

    2. Порядковая (ранговая) шкала

    Это отображение отношений порядка. Единственно возможные отношения между объектами измерения в данной шкале – это больше/меньше, лучше/хуже. Порядковая (или ранговая) шкала отображает, кроме отношения эквивалентности, еще и отношение порядка. Примеры: 1) успеваемость в классе в баллах; 2) порядок построения на физкультуре по росту; 3) порядок выбора цветов спектра по предпочтительности. 4) порядок количества социальных выборов учащихся в классе по результатам социометрии (сколько раз какого ученика выбрали товарищи).

  • Слайд 9

    Примеры использования шкалы порядка

    Пример 1: место, занятое спортсменом на соревнованиях (первое, второе и третье место и т.д.) Мы точно знаем, что спортсмен с первым местом имеет лучшие результаты, чем спортсмен со вторым местом. Кроме места, имеем возможность узнать и конкретные результаты спортсмена. В психологии возникают менее определенные ситуации. Пример 2: человека просят проранжировать цвета по предпочтению, от самого приятного, до самого неприятного (тест Люшера). В этом случае, мы точно можем сказать, что один цвет приятнее другого, но о единицах измерения мы не можем даже предположить, т.к. человек ранжировал цвета не на основе каких-либо единиц измерения, а основываясь на собственных чувствах

  • Слайд 10

    3. Шкала интервалов

    Шкала интервалов - первая метрическая шкала. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интервалов можно сравнивать два объекта. Можно изменять масштаб шкалы, умножая каждое из ее значений на константу, и сдвигать относительно произвольно выбранной точки на любое расстояние вправо или влево Шкала интервалов имеет условный ноль. Наличие равных интервалов между единицами измерения Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Специальная единица наблюдения — для психологии это «стен» («стенайн»)

  • Слайд 11

    Примеры измерений в интервальных шкалах

    Не психологические Календарное время (годовой календарь – нулевая точка произвольна и связана годом рождения Иисуса Христа. Разные календари – Григорианский, Юлианский имеют разницу в произвольной нулевой точке в 13 дней) Температурные шкалы Цельсия (условный ноль – точка замерзания воды) Фаренгейта Из психологии Стандартизованные шкалы психодиагностических тестов: Д. Весклера Дж. Гилфорда Р. Кетелла

  • Слайд 12

    4. Шкала отношений

    Идеал измерительной шкалы в физике Шкала отношений отличается от шкалы интервалов тем, что на ней определено положение «естественного нуля» Разрешены арифметические действия умножения и деления и, следовательно, возможен ответ на вопрос, во сколько раз одно значение больше или меньше другого. Шкалы порогов абсолютной чувствительности

  • Слайд 13

    Примеры применения шкалы отношений

    Не психологические примеры Абсолютное большинство измерительных шкал, применяемых в науке, технике и быту: рост и вес, возраст, расстояние, сила тока, время (длительность промежутка между двумя событиями), температура по Кельвину (абсолютный нуль). масса, длина, стоимость Из психологии Время решения задачи Количество сделанных ошибок (на определенную часть текста, или за заданное время) Количество положительных ответов Время какого либо действия, или движения

  • Слайд 14

    Пример применения шкалы отношений из психологии

    Измерение времени реакции (обычно в миллисекундах) и измерение абсолютных порогов чувствительности (в физических единицах свойств стимула). В комплект для измерения времени зрительной реакции выбора входит многофункциональный таймер/счетчик, позволяющий засекать время и производить одновременный подсчет нескольких событий.

  • Слайд 15

    Психологическое тестирование

    Метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных методик, называемых тестами Психологический тест – стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека

  • Слайд 16

    ВИДЫ ТЕСТОВ

    Субъективные тесты требуют от субъекта наблюдения за собой как за объектом (опросники, автобиографии) опросники состояний Опросники свойств (по оцениваемой подструктуре личности): - опросники темперамента опросники характера - опросники способностей - опросники направленности личности - опросники смешанные Объективные тесты диагноз выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности Тесты личности Тесты интеллекта Тесты способностей Тесты креативности Тесты достижений

  • Слайд 17

    Проективные тесты – методики, основанные на использовании принципа проекции

    Тест Роршаха — предназначен для исследования личности и ее нарушений, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом). Известен также под названием «Пятна Роршаха». Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти чернильных клякс. Каждая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Предполагается, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке