Содержание
-
Лекция № 13Тема: Стресс. Фрустрация.
-
Основные вопросы:
Понятия «стресса». Концепция стресса Г.Селье. Проявления стресса. Классификация страхов по Карвасарскому. Понятие «фрустрация» как психическое состояние. Причины возникновения фрустрации. Виды фрустраторов. Проблема соотношения фрустрации и психических защитных механизмов личности.
-
СТРЕСС
-
Слово «стресс»
пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и изначально произносилось как «дистресс». Первый слог постепенно исчез из-за «проглатывания». Теперь эти слова имеют разное значение
-
СТРЕСС
(от англ. давление, напряжение) — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стрессвызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д.
-
Селье выделяет три стадии этих изменений 1 стадия тревоги Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Она проявляется уже в первой стадии стресса. Ни один организм не может постоянно находится в состоянии тревоги
-
Если организм выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует «стадия резистентности». Эта вторая стадия – сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам.
-
Ввиду того, что «адаптационная энергия не беспредельна», рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает третья – «стадия истощения». На этой стадии, так же, как напервой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных факторов среды и ответов организма на эти требования.
-
В отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию кладовых резервов организма в третьей стадии эти сигналы – призывы о помощи, которая может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм.
-
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Любой раздражитель вызывает у нас специфический и неспецифический ответ, он выражается в потребности осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.
-
К наиболее частым проявлениям относятся следующие: - ощущение потери контроля над собой; - недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость); - вялость, апатия, повышенная утомляемость; - расстройства сна (в том числе более долгое засыпание, раннее пробуждение); - раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность) - повышенный аппетит; - увеличившееся количество выпиваемого алкоголя; - увеличившееся потребление психоактивных средств (успокаивающих, стимулирующих); - расстройства половой функции; - неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления).
-
Трудовая деятельность или производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния. Наиболее частыми в трудовой деятельности являются следующие поводы в трудовой деятельности: 1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, холод, жара). 2. Нагрузки повышенной интенсивности: - физические; - информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить, переработать); - эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения). 3. Монотония. 4. Значительные изменения на работе, конфликты в трудовой сфере. 5. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.
-
Классификация страхов по Карвасарскому: Известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха. 1. Боязнь пространства, проявляемая в различных формах. К ним относятся клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства, агорафобия – страх открытых пространств, страх глубины и страх высоты. 2. Социофобии.
-
страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних. 3. Нозофобии – страх заболеть каким-либо заболеванием. 4. Танатофобия – страх смерти. 5. Сексуальные страхи. 6. Страх нанести вред себе или окружающим. 7. «Контрастные» фобии – например страх громко произнести нецензурные слова в обществе благовоспитанных людей. 8. Фобофобии – страх бояться чего-либо.
-
Фрустрация как психическое состояние.
-
«Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности». С.Розенцвейг
-
Фрустрациякакпсихическоесостояние
Фрустрация – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.
-
Человек, планируя свое поведение на пути к достижению цели, одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. Если перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, т.е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события происходит резкое «затопление», повышение психической энергии.
-
Типы фрустратора по С.Розенцвейгу
К первому он отнес лишения, (т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.) Второй тип составляют потери. Третий тип ситуации – конфликт.
-
К условиям возникновения состояния фрустрации относятся:
Наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия; Наличие сопротивления (фрустратора). В свою очередь, препятствия могут быть следующих видов: Пассивное внешнее сопротивление (барьер на пути к цели);
-
Активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают); Пассивное внутреннее сопротивление (комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное); Активное внутреннее сопротивление (угрызения совести).
-
Поведение в состоянии фрустрации зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора, привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.
-
Реакция на фрустраторы
Препятствие усиливает мотивацию (повышает уровень активации). Препятствие вынуждает нас пересмотреть ситуацию в целом (сопоставить уже достигнутое с затратами, сопоставить используемые средства и цели, изменить средства, сохранив цель). Возможна даже и корректировка первоначальной цели.
-
Виды фрустрационного поведения:
Двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; Апатия; Агрессия и деструкция; Стереотипизация – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; Регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».
-
Существуют разные формы толерантности.
Наиболее желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя.
-
При пониженной толерантности
Наиболее частой реакцией в состоянии фрустрации является агрессивное поведение. Не всегда агрессия выливается на предполагаемого противника. (В силу характера и конкретных обстоятельств человек не может проявить прямую, открытую агрессию по отношению к тому, кого считают виновником фрустрации.)
-
Холерик – агрессия;Сангвиник - обесценивание ситуации и уменьшение значимости цели;Меланхолик - самообвинение и к фиксация на происходящем;Флегматик - обесценивание событий и стремление пустить все на самотек.
-
Проблема соотношения фрустрации и защитных механизмов личности.
-
В фрустрирующих ситуациях человек чаще всего вынужден отступать перед непреодолимой силой фрустраторов. Одним из обычных механизмов отступления является воображение. Человек, потерпевший неудачу в процессе осуществления своих целей, создал воображаемые ситуации, в которых осуществляет свои желания и цели. В воображаемых ситуациях фрустраторы одолеваются без труда.
-
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
РЕГРЕССИЯ - заключается в том, что фрустрированная личность бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора. Это бегство от реальности и оно может считаться нормальной формой поведения только в определенных границах, пока старые привычки и способы адаптации не приходят в непримиримое противоречие с реально существующими условиями жизни.
-
ВЫТЕСНЕНИЕ - из сферы сознания неприемлемых для моральных установок личности мыслей и желаний. Случаи забвения исполнения неприятных обязанностей, забывание неприятных событий, даже сознательное отключение внимания. Частое использование этого механизма создает трудности в процессе адаптации, т.к. мешает личности правильно воспринимать свои проблемы и окружающую реальность.
-
ИДЕНТИФИКАЦИЯ С АГРЕССОРОМ - фрустрирующее влияние которого человек не в состоянии устранить.
-
КОМПРОМИССНЫЕ РЕАКЦИИ
Одной из разновидностей компромиссных реакций является описанное еще Анной Фрейд так называемое формирование реакций. Суть его заключается в том, что, когда человек подавляет свои социально неприемлемые желания, у него формируются обратные желания и стремления, а первые становятся неосознаваемыми.
-
Механизм проекции:
Когда собственные желания и влечения неприемлемы для человека, он их проецирует на других, приписывает им подобные желания, а сам до некоторой степени освобождается от их фрустрирующего влияния. Чрезмерное развитие у человека этого способа защиты порождает подозрительность.
-
Механизм рационализации:
Суть его состоит в том, что фрустрированная личность, осознав невозможность достижения своих целей, начинает внешне рациональными доводами оправдывать себя.
-
Благодарим за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.