Презентация на тему "Лекция 2Психодиагностическое обследование в деятельности педагога-психолога"

Презентация: Лекция 2Психодиагностическое обследование в деятельности педагога-психолога
Включить эффекты
1 из 51
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Лекция 2Психодиагностическое обследование в деятельности педагога-психолога", состоящую из 51 слайда. Размер файла 0.17 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    51
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Лекция 2Психодиагностическое обследование в деятельности педагога-психолога
    Слайд 1

    Лекция 2Психодиагностическое обследование в деятельности педагога-психолога

    План 1). Психодиагностическое исследование и психодиагностическое обследование: соотношение понятий 2). Требования к организации и этапы психодиагностического обследования 3). Аналитический отчет по результатам психодиагностического обследования

  • Слайд 2

    Вопрос № 1. Психодиагностическое обследование

    Психодиагностическое обследование — деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз (Л.Ф. Бурлачук). Конкретная программа действий психолога с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценки диагностируемых свойств и постановку психологического диагноза данному объекту.

  • Слайд 3

    ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    Научное изучение психических явлений с помощью психодиагностических методов. Обычно на его основе проверяются гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками. Выявив их особенности у достаточного количества испытуемых, оказывается возможным посредством специальных математических процедур выявить их взаимосвязь.

  • Слайд 4

    Вопрос № 2. Требования к организации и этапы психодиагностического обследования

    Требования к организации психодиагностического обследования: 1). Психолог не должен разрешать неспециалистам проводить психологические процедуры, позволять некомпетентным лицам выполнять психологические обследования, за исключением случаев, оговоренных в инструкции об использовании психологических методик специалистами-смежниками (учителями, врачами, социологами и пр.).

  • Слайд 5

    2). В соответствии с профессиональной этикой практический психолог должен отказываться от тех требований, которые вынуждают его отступать от принятых норм (например, указание провести обследование большого числа лиц за слишком короткий срок или передача ключей и алгоритмов обработки результатов неспециалистам).

  • Слайд 6

    3). Психологи не имеют права уклоняться от принятых методических стандартов, которые регламентируют процедуру, первичную обработку, интерпретацию получаемых результатов обследования;

  • Слайд 7

    4). Инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере; 5). Ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими. В процессе обследования не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

  • Слайд 8

    6).Обследование разных групп следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях; 7). Временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми; 8). В ситуации, в которой проводится обследование, должны быть исключены все помехи, обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно.

  • Слайд 9

    9). Обследование должно проводиться в отдельном помещении, в которое никто не должен входить. 10). Ни психолог, ни обследуемый не должны никуда спешить. 11) Исключать из поля зрения обследуемого результаты обследований, карты психодиагностического обследования, психологические портреты и прочую документацию;

  • Слайд 10

    12). В момент проведения обследования нельзя давать клиенту обратную связь, пока результаты не обработаны. Допускается лишь ободряющие реакции, похвала, удовлетворение работой обследуемого. 13). Максимальная численность группы обследуемых не должна превышать 25 — 30 человек. Если численность группы более 15 — 20 человек, то обследование проводится психологом совместно с помощниками.

  • Слайд 11

    Этапы организациипсиходиагностического обследования

    1). Изучение практического запроса; Администрация, педагоги: недисциплинированность, неуспеваемость, недостаточный уровень развития, составление программы развития с «трудными» группами, классами, детьми, определения уровня развития, подготовленности, помощь в выборе средств, методов работы с детьми из неблагополучных семей, преодоление конфликтов, формирование учебной мотивации. Родители: неуспеваемость, конфликты, установление взаимоотношений с педагогами. Учащиеся: овладение школьными умениями, преодоление сложности в общении со сверстниками и взрослыми выбор профессии. 2). Формулировка психологической проблемы; 3). Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

  • Слайд 12

    Запрос – ребенок не усваивает школьную программу Психологическая проблема – выявить причины школьной неуспеваемости Гипотеза – причинами могут являться……?

  • Слайд 13

    Этапы организациипсиходиагностического обследования

    4). Выбор метода исследования; При выборе психодиагностического метода следует учитывать: (максимум надёжности при минимуме затрат ) а) цели и задачи психодиагностического обследования (для определения того, какие характеристики следует изучать); б) сложность изучаемого явления - простое (например, тревожность) или интегративное качество личности (например, личностная зрелость) будет изучаться; в) параметры, возможности методик (они должны максимально отвечать стоящим задачам);

  • Слайд 14

    г) особенности обследуемых; д) время, отведённом на обследование (обычно оно ограничено, поэтому батарея или набор не могут быть слишком большими); Е) взаимодополняемостьметодик – результаты по одним методикам должны дополняться, обосновываться результатами других (поскольку полученный по одной методике показатель может объясняться различными причинами, другие методики должны сужать зону поиска).

  • Слайд 15

    Этапы организациипсиходиагностического обследования

    5). Использование метода; 6). Формулировка психологического диагноза, который должен содержать прогноз дальнейшего развития ребенка в двух направлениях; 7). Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 8). Осуществление программы, контроль за ее выполнением

  • Слайд 16

    Проведение психодиагностического обследования (использование метода)

    1). Приветствие (знакомство) 2). Установление психологического контакта Необходимо учитывать влияние на обследование неблагоприятных факторов (напряжённость и враждебность, негативизм и циничное равнодушие, страх и неуверенность, а также другие эмоциональные проявления обследуемых). Коммуникативные приёмы и навыки для установления доверительного контакта с обследуемым. 1). Диагносту рекомендуется держать себя доброжелательно и уверенно. С одной стороны, он не должен выглядеть развязно, фамильярно, а с другой стороны, держать себя надменно, ставить себя «над обследуемым» или проявлять излишнюю настойчивость.

  • Слайд 17

    2). Диагносту необходимо проявлять интерес к испытуемым, но этот интерес не должен быть чрезмерным; 3). Следует создать у испытуемого ощущение уверенности и безопасности, полезности для него проводимого обследования. 4). Возможно использовать вводную беседу.

  • Слайд 18

    5). Мотивирование испытуемых на психодиагностическое обследование. Приемы: - определять цель обследования, прежде всего, как самопознание, помощь обследуемому. Объяснять, что обследование полезно для самого человека, так как предохраняет его от поверхностной, предубеждённой его оценки со стороны; - по возможности маскировать ситуацию экспертизы, чтобы снизить эффект оценивания; - В определённой мере снизить значимость обследования, чтобы исключить страх перед последствиями изучения личности; - гарантировать обследуемому ознакомление с результатами обследования с целью формирования интереса к особенностям своей личности; - если заказчиком является сам обследуемый, необходимо гарантировать неразглашение результатов обследования;

  • Слайд 19

    - если заказчиком является сам обследуемый, необходимо гарантировать неразглашение результатов обследования; - следить за тем, каким образом подаётся обследование другими сотрудниками, следует всячески пресекать любые попытки запугивания («Вот направлю вас к психологу, он быстро с вами разберётся»), использования психодиагностического обследования в контексте различных мер наказания.

  • Слайд 20

    6) Инструктирование испытуемых. - Очень важно, чтобы все испытуемые получили одну и ту же инструкцию. Инструктирование испытуемых при использовании высоко формализованных методов должно полностью соответствовать инструкции сформулированной авторами методики. Инструкцию необходимо знать наизусть (либо должна зачитываться). Является нарушением если психодиагностначинает "объяснять смысл" того, что нужно делать или "объяснять самое главное".

  • Слайд 21

    - При самостоятельном составлении инструкций (анкетирование) инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщательностью. Так же, как и в тексте анкеты, желательно, чтобы не было длинных предложений. (Предложение в тексте анкеты не должно содержать более 11 слов. И.А Бутенко).

  • Слайд 22

    - Нередко испытуемые не понимают инструкцию с первого раза. Если инструкцию вы предварительно апробировали и убедились, что она может быть понята, лучше всего в этой ситуации не задавать никаких вопросов и не отвечать ни на какие вопросы, а после слов "Позвольте я повторю инструкцию", не спеша прочитать ее еще раз. Поощрять испытуемого в самодемонстрации при обследовании не следует, но, разумеется, надо оставаться к нему доброжелательным.

  • Слайд 23

    Ошибочно входить в развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый, затрудняется ответить на вопрос о выраженности у него некоторого психического качества, то для многих случаев применимы два таких разъяснения: "Ответьте, имея ввиду как это бывает чаще всего" или "Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)".

  • Слайд 24

    - При инструктировании нельзя обозначать полное название теста и его шкал, разрешать просматривать какие-либо методические материалы, а также просматривать заранее задания теста. - При объяснениях предпочтительнее слова «задание», а не «тест», «умения», а не «способности», «характер», а не «особенности личности» , которые могут вызвать повышенное мотивационное напряжение.

  • Слайд 25

    5). Выполнение психодиагностических заданий. - Перед началом психодиагностического обследования испытуемым раздаются папки (брошюры) с тестами и регистрационные бланки, которые раскладываются в той последовательности, в какой они будут предъявляться в процессе работы.

  • Слайд 26

    - При проведении групповых обследований необходимо добиться максимальной самостоятельности выполнения заданий, исключив обсуждение обследуемыми стратегии ответов. - Не рекомендуется зачитывать вопросы для всех испытуемых, так как это вызывает искажающие эффекты, связанные с групповым влиянием (смех, шутки, сарказм). Желательно решить вопрос размножения стимульного материала.

  • Слайд 27

    Аналитический отчет по результатам психодиагностического обследования (психодиагностическое заключение)

    Психодиагностическое заключение (заключение по результатам психодиагностического обследование) представляет собой проблемно ориентированный и логически обоснованный вывод (или выводы) об индивидуально-психологических особенностях обследуемого. По результатам психодиагностического обследования оформляется следующая документация: Аналитическая справка(общий отчёт, включающий цели и задачи проводимых мероприятий, проделанную работу, полученные результаты); весь текст справки строится вокруг конечного решения и его краткого обоснования.

  • Слайд 28

    заключение (форма отчёта, призванная вынести решение эксперта по тому или иному вопросу, например, определение психологической готовности к обучению, приём на работу, изучение причин суицидального поведения и т.д.); психологический портрет (индивидуальный или групповой, включает более или менее глубокое описание особенностей личности или группы, изложение которого в меньшей степени, чем справка и заключение зависит от поставленных задач).

  • Слайд 29

    К заключению предъявляется ряд требований:

    - оно должно быть целостным, носить развернутый характер; - оно должно быть структурировано, т.е. построено в соответствии с определенным планом; - оно должно соответствовать запросу; - заключение должно носить адресный характер, оно должно быть понятно тем лицам (лицу), для которых (которого) оно предназначено. Психологический диагноз, представленный в заключении, может носить симптоматический, этиологический или типологический характер. Уровень диагноза определяется как поступившим запросом, так и возможностями разрешения проблемы.

  • Слайд 30

    Заказчики психологического заключения в системе образования

    1) Родители При сообщении результатов обследования родителям - целесообразно давать более полную информацию о ребенке. При этом рекомендуется начать изложение с описания наиболее развитых, сформированных психических свойств и личностных качеств, а также указывать на потенциальные возможности ребенка.

  • Слайд 31

    2) Школьные учителя или администрация школы. Изложение результатов школьному учителю или администрации школы должно представлять описание результатов которое не выходит за границы, обозначенные целями обследования. При этом психодиагност отвечает на конкретный запрос, также обращая внимание на потенциальные возможности ребенка.

  • Слайд 32

    3) Психолого-педагогической комиссии. При сообщении результатов обследования психолого-педагогической комиссии возможно (и целесообразно) указание конкретных цифровых показателей, а также средних оценок с приведением краткой интерпретации. В этом случае использование терминологии будет вполне оправдано.

  • Слайд 33

    Требования к стилю написания отчета

    1). Содержание заключения определяется, главным образом, целями и задачами исследования. 2). При написании заключения психолог должен всячески избегать оценочных категорий, поэтому следует оставаться объективным, описывать положительный и отрицательный полюс качеств.

  • Слайд 34

    3). Формулировки в разных формах отчёта по результатам обследования не должны быть ни слишком расплывчатыми, абстрактными, ни чрезмерно конкретными, категоричными. 4). Нельзя использовать и делать выводы на основе: - результатов выполнения популярных, развлекательных методик; - методик, не имеющих норм (кроме ситуаций их адаптации); - методик, группа нормирования которых не соответствует обследуемой группе; - интерпретации компьютерных методик неизвестных разработчиков.

  • Слайд 35

    5). При написании заключения рекомендуется избегать научных терминов и использовать язык, понятный заказчику. 6). При отсутствии специального запроса со стороны заказчика в заключении возможно опустить перечисление методик, использовавшихся в ходе обследования. 7). Стиль изложения результатов обследования выбирается с учетом специфических особенностей адресата заключения, а также ситуации, в которой будет происходить ознакомление обследуемого с полученной информацией.

  • Слайд 36

    Условная структура заключения

    (4 блока). 1-й блок - описание целей, условий в которых проводилось конкретное исследование (групповое или индивидуальное, дата, время суток, особенности ситуации тестирования, состояние обследуемого), данные анамнеза, описание методов исследования. 2-й блок – психологический профиль (количественные показатели); 3-й блок - интерпретация полученных данных (по отдельным единицам анализа). 4-й блок - диагноз, прогноз и рекомендации психолога.

  • Слайд 37

    Формулирование целей исследования помогает систематизировать, логически выстроить полученную в ходе обследования информацию. Цель обследования формируется, главным образом, на основе заказа, однако, в некоторых случаях она может быть модифицирована психодиагностом

  • Слайд 38

    2). Использование различных источников информации дает более полное представление об актуальном состоянии обследуемого, помогает сделать заключение об этиологии изучаемого феномена.

  • Слайд 39

    3). Интерпретация результатов исследования - это комплексный познавательный процесс, посредством которого на основании полученных данных психолог делает заключение об индивидуально-психологических особенностях учащегося, его состоянии и т.п. При интерпретации нужно учитывать возрастную динамику изменения отдельных психических свойств, а также свойств личности, возрастные и внутригрупповые нормы, особенности ситуации обследования и влияние личности психолога.

  • Слайд 40

    В том случае, если данные содержат противоречия, необходимо обратить внимание на их противоречивость и по возможности объяснить ее. При интерпретации результатов психологического исследования внимание психодиагностав первую очередь должно быть обращено на наиболее и наименее развитые психические функции.

  • Слайд 41

    4). Прогноз намечает путь развития интересующей исследователя характеристики. Для решения задачи прогноза необходимо: Выбрать целевые признаки, т.е. те признаки, значения которых требуется предсказать. В школе - это чаще всего признаки успешности учебной деятельности ребенка. Определить прогностические признаки, т.е. те признаки по которым будет осуществляться прогноз. Прогностические признаки отбираются на основании теоретических знаний, экспертных методов и интуиции психолога.

  • Слайд 42

    3) Установить связь между целевыми и прогностическими признаками.

  • Слайд 43

    4). Рекомендации представляют собой практические выводы из результатов психодиагностического заключения. Обычно рекомендации состоят из краткого описания мероприятий, находящихся в компетенции практического психолога. В случае необходимости психолог может рекомендовать пройти обследование у другого специалиста (например, психиатра, дефектолога). Могут содержать направления развивающих и коррекционных занятий для школьного психолога, программу индивидуальных занятий с ребенком для родителей.

  • Слайд 44

    Классификация типов рекомендаций при работе с детьми и их родителями (А.Л. Венгер):

    Общевозрастныеи общепедагогические рекомендации, определяемые не столько индивидуальными особенностями ребенка и конкретной проблемой, сколько недостаточным знакомством родителей и других взрослых с общими закономерностями психического развития. Подобные рекомендации могут относится как к развитию когнитивных процессов, так и к личностным и эмоциональным особенностям ребенка, к его поведенческим проявлениям.

  • Слайд 45

    2). Симптоматические рекомендации, направленные на решение частной психологической проблемы, стоящей за жалобами клиента. Это могут быть советы по преодолению определенных поведенческих проявлений (например, агрессивных), по развитию отдельных психических функций (например, внимания) и т.п.

  • Слайд 46

    3). Индивидуализированные рекомендации, определяемые специфическими психологическими особенностями ребенка и сложившейся у него системой взаимоотношений с окружающими. Они также могут относится к разным сферам психики и поведения. 4). Диспетчерские рекомендации, предполагающие обращение к другим специалистам. Наиболее часто приходится направлять клиента к врачу (психиатру, невропатологу), к дефектологу, в социальные службы.

  • Слайд 47

    Заключение - это итог психодиагностического обследования. Составление заключения требует от психодиагноста профессиональной компетентности, психологической культуры, соблюдения этических норм и правил. Психолог несет личную ответственность за качество представленной информации и обоснованность своих выводов.

  • Слайд 48

    ФОРМА № 2 (обязательна). ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания). Причина исследования (в изложении обратившегося). Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования Диагносты (ФИО, должность по месту работы). Сроки проведения исследования. Применение методики описать по следующей схеме: Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка и т.п.). Результаты исследования: а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс /группу (см. схему учета результатов тестирования); б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам; в) рекомендации по результатам исследования. СХЕМА УЧЕТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

  • Слайд 49
  • Слайд 50

    При написании отчёта психолог может придерживаться одного из двух основных подходов: Превентивный. При принятии решения об учёте или игнорировании отдельных признаков поведенческого или психодиагностического материала психолог выбирает такой критерий, при котором менее вероятные признаки также берутся в расчёт и отмечаются; другими словами, внимание обращается даже на незначительно выраженные показатели с целью исключения возможных отрицательных последствий от решений, принятых в пользу обследуемого. Презумпционный. При принятии решения об учёте или игнорировании отдельных признаков поведенческого или психодиагностического материала психолог выбирает такой критерий, при котором берутся в расчёт только выраженные признаки и показатели тестов, многократно подтверждаемые другими методами. Другими словами, если есть сомнение в обоснованности отдельного вывода, он отбрасывается. Кроме того, психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных)

  • Слайд 51

    Результаты психодиагностического обследования в зависимости от глубины анализа могут иметь: Описательный характер. В данном случае психолог лишь констатирует факт наличия той или иной характеристики, симптома и степени его выраженности, опираясь на руководство методики. Это наименее профессиональный уровень анализа результатов, поскольку установление симптомов не приводит автоматически к диагнозу. Проблемный характер. В данном случае психолог на основе анализа результатов обследования определяет причины тех или иных симптомов, основной конфликт изучаемой личности, который является существенным в сфере её взаимодействия с миром. Специализированный характер. В данном случае на основе анализа результатов обследования определяет не только основной конфликт, но и преломление его в данных специфических условиях, в которых находится личность. Прогностический характер. В данном случае глубокий анализ характера реализации конфликта личности позволяет строить прогноз её взаимодействия с данной или другой возможной ситуацией. Здесь прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю структуру и динамику личности, что на основе прошлого и настоящего намечается и путь её дальнейшего развития. Другими словами, уровни выделяются в зависимости от ответа на вопросы: 1) Что происходит; 2) Чем это вызвано, какова причина; 3) Что будет дальше.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке