Содержание
-
Личностная и социальная зрелость как критерий эффективности самосовершенствования личности
Выполнила студентка 4 курса, ФМОС Группы 11096 Свистунова Елена
-
Проблему зрелости человека изучали такие ученые как: Дж. Роттер, А.А. Реан, Э. Берждесса, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Ж. Пиаже, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская. По мнению Б.Г. Ананьева в психологической литературе понятие «зрелость» постепенно заменяется понятием «взрослость». Однако эта замена, призванная прояснить ситуацию, в действительности создает еще большую терминологическую путаницу.
-
В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий можно подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Личностная зрелость является наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости.
-
Новое определение понятия «зрелость» дается в акмеологии (науке о закономерностях достижения совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека). В нем фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин своего творчества.
-
Понятие «зрелость» широко используется и в социогуманитарных науках. Социальная зрелость личности — понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность — это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя.
-
В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, которое характеризуется способностью человека к самостоятельности в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни.
-
Достижение этапа зрелости социального и психического развития не означает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое поведение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Однако окружающие люди становятся лишь его советчиками, арбитрами, оппонентами в делах, по поводу которых он сам принимает жизненно важные решения на основе собственных «смыслов жизни». Способность к принятию таких решений и к их осуществлению — показатель зрелости психического развития, а критерии, на основе которых он их осуществляет — показатель социального развития. Именно с этапа зрелости социального и психического развития человека и начинается отсчет в проявлении такого качества, как свобода воли (волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена).
-
Учеными выделяются четыре основных составляющих личностной зрелости: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих). Рассмотрим эти компоненты более подробно.
-
Ответственность - это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция двух типов ответственности. Ответственность первого типа - это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений.
-
Терпимость - следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида. Терпимость сенсуальная терпимость личности диспозиционная терпимость личности
-
Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.
-
Потребность в саморазвитии, самоактуализации - основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одним из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации - показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения.
-
С выраженным стремлением к саморазвитию связаны также профессиональные успехи. Существуют различные подходы к пониманию понятия самоактуализация. Самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой (определение А. Маслоу). По мнению В. Франкла, человек осуществляет сам себя в служении делу или в любви к другому. Э. Фромм видит в самоактуализацииутверждение собственной жизни, счастья, развития, свободы.
-
Таким образом можно сделать вывод, что понятие личностная зрелость человека не однозначно, противоречиво, имеет различные интерпретации и для более глубокого изучения необходимо рассматривать и изучать его с различных точек зрения и подходов.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.