Содержание
-
Механизм охраны окружающей природной среды
-
Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды
1. Правовое регулирование экономического механизма охраны среды 2. Нормирование качества окружающей природной среды 3. Экологическая экспертиза 4. Экологический мониторинг 5. Экологический контроль
-
Значение экономического стимулирования
Сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем, предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов невозможно без заинтересованности общества в сохранении среды обитания. Использование экономических стимулов способствует повышению качества жизни, изменению сознания человека и стереотипов его поведения. Имеет большое значение для разработки способов интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды.
-
Способы экономического стимулирования
установление налоговых и иных льгот.Они предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, в случае внедрения ими безотходных технологий и производств, при использовании вторичных ресурсов, осуществлении деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения экологических фондов; передача части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
-
установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; применение поощрительных цен на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, успешно реализующихся по охране окружающей природной среды.
-
Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды
1. разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; 2. разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; 3. разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; 4. установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; 5. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства;
-
6. проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; 7. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; 8. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов.
-
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. 2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления;
-
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. 3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. 4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
-
Экологическое страхованиеПод экологическим страхованиемпонимаются отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.
-
Виды страхования
Законодательство предусматривает страхование двух видов - добровольное и обязательное государственное экологическое страхованиепредприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
-
Объект экологического страхования
В качестве объекта экологического страхованиявыступает риск имущественной ответственности, когда страхователю предъявляются имущественные претензии о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.
-
Страховое событие
Страховым событием экологического страхованияпризнается внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.
-
Размер страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, устанавливается договором. Сумма возмещения включает в себя компенсацию:
ущерба убытков от ухудшения условий жизни и окружающей среды расходов на ликвидацию последствий страхового события (очистку территории, спасение жизни и имущества).
-
В ряде случаев страховщик может отказать в выплате страхового возмещения.К таким случаям относятся: невыполнение страхователем профилактических или предупредительных мер, оговоренных страховщиком при заключении договора; недобросовестное отношение страхователя к выполнению определенных обязанностей после наступления страхового события.
-
Нормирование качества окружающей природной средывыработка рациональных способов взаимодействия с окружающей природой.
-
Цель нормирования
Установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующихэкологическую безопасность человека и сохранение генетического фонда, обеспечивающихиспользование природных ресурсов без ущерба и их воспроизводство в условиях эффективного хозяйствования.
-
Общие положения
1. Допустимымипризнаются воздействия, не влияющие на качество окружающей среды или изменяющие среду обитания в допустимых пределах, то есть не разрушающие экосистему и не вызывающие неблагоприятных последствий у человека; 2. Нормативы предельно допустимыхвредных воздействий, равно как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. С течениемвремени по ходу развития науки и техники нормативы изменяются, при этом учитываются международные стандарты;
-
3. Основу нормирования составляют нормативы концентраций загрязняющих веществ – стандарты допустимых концентраций, в частности, предельно допустимых концентраций (ПДК), максимально допустимых уровней (МДУ),предельно допустимых уровней (ПДУ), допустимых остаточных количеств (ДОК) и т. д.
-
Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды
Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя: 1.проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды; 2. проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;
-
3. установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды; 4. осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды; 5. формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды.
-
Нормативы качества окружающей природной среды
1. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ 2. Нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ, размещения отходов производства
-
3. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия 4. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания 5. Нормативы санитарных и защитных норм
-
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ:
1. нормативы предельнодопустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, предусматриваются с целью оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира;
-
2. исходя из повышенной ценности отдельных территорий (заказников, заповедников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.
-
Нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ, размещения отходов производства:
1. эти нормативы определяются с учетом производственныхмощностей объекта, данных о возможных вредных последствиях по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде. С учетом экологической обстановки в регионе определяются также нормативные объемы размещения отходов производства;
-
2. нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов производства утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).
-
Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия
Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются уполномоченными органами в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.
-
Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания
1. эти нормативы устанавливаются путем определения минимально допустимойдозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии; 2. указанные нормативы утверждаются государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с государственной агрохимической службой Российской Федерации
-
Нормативы санитарных и защитных зон
Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон и населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.
-
Оценка воздействия на окружающую среду
1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
-
2. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
-
Экологическая экспертизаЭкологическая экспертиза, или оценка воздействия на окружающую среду - это оценка уровня возможных негативных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающуюприродную среду и природные ресурсы.
-
Цель экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального использования природных ресурсов, а также предупреждения негативных последствий хозяйственной деятельности.
-
Законом РФ «Об экологической экспертизе»от 23 ноября 1995 года (в ред. от 15 апреля1998 года) предусмотрен ряд принциповэкологической экспертизы:
1. презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; 2. обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; 3. комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; 4. обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
-
5. независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; 6. научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения.
-
В Российской Федерации осуществляются:государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
-
Государственная экологическая экспертиза
Государственную экологическую экспертизуopганизовывают и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается нормативными правовыми актамиРФ и субъектов Федерации.
-
Общественная экологическая экспертиза
Инициаторами проведения общественной экологической экспертизывыступают граждане и общественные организации (объединения), органы местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Такие органы должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.
-
Зоны экологического бедствия и чрезвычайной ситуации
1. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. 2. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актамисубъектов Российской Федерации.
-
Государственный экологический мониторинг
1. Государственный экологический мониторинг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
-
2. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации. 3. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.
-
Задачи экологического контроля
1. наблюдение за состоянием окружающей иприродной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной ииной деятельности; 2. проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
-
Государственный экологическийконтроль
Государственный экологический контроль в РФ осуществляется Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора
-
Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
1. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
-
2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны: предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; соблюдать требования законодательства.
-
3. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Производственный экологический контроль
Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций на основе изданных ими локальных нормативных актов.
-
Задачи производственногоэкологического контролясостоят в проверке:
1.выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды; 2. рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
-
3. соблюдения нормативов качества окружающей природной среды; 4. выполнения требований природоохранительного законодательства.
-
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
-
2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством. 3. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.