Содержание
-
ПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
-
План работы:
Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Платежи за природопользование. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Экологическое страхование.
-
Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования(в широком понимании) – это прежде всего система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия разнообразных экономических факторов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.
-
В экологическом законодательстве Республики Беларусь понятие «экономический механизм охраны окружающей среды» появилось с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
-
Элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования(в соответствии со ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды»):
разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; создание фондов охраны природы; экологическое страхование; установление платежей за природопользование; проведение экономической оценки природных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду.
-
Задачами внедрения элементов экономического механизма охраны окружающей среды в хозяйственную деятельность являются:
обеспечение эколого-экономической согласованности между общественными интересами и интересами отдельных субъектов-природопользователей; стимулирование природоохранной деятельности; обеспечение оптимального использования финансовых ресурсов на природоохранные цели.
-
Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 81 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет: средств республиканского и местных бюджетов; средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числе иностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций. Кроме этого для выполнения указанных программ и мероприятий могут привлекаться иные внебюджетные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
-
Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» утвержден Перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается из средств республиканского бюджета.
-
В области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды к таким программам относятся:
Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы; Республиканская программа «Сохранение и использование мелиорированных земель на 2006–2010 годы»; Государственная программа развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006–2010 годы; Государственная программа геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2006–2010 годы; Государственная программа экологического оздоровления озера «Нарочь» на 2005–2008 годы.
-
В соответствии со ст. 84 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы могут быть:
платежи за специальное природопользование; средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольные взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных.
-
Платежи за природопользование.
В соответствии с экологическим законодательством на платной основе осуществляется специальное природопользование. Закон устанавливает такие формы платы, как налоги, сборы (пошлины), арендная плата. Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим и плата может взиматься в форме других обязательных платежей.
-
Правовую основу экологического налогообложения составляет Закон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», в котором определены субъекты, объекты экологического налогообложения, порядок уплаты и зачисления налога в бюджет.
-
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» к объектам экологического налогообложения относятся:
объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов; объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов; объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов; объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим; объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
-
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» экологический налог состоит из платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, размещение отходов производства, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов и платежей сверх утвержденных лимитов. В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.
-
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды.
Установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды осуществляется с целью создания условий экономической заинтересованности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации природоохранных мероприятий.
-
В соответствии со ст. 82 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экономическое стимулирование охраны окружающей среды может осуществляться на основе:
установления отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот; ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.
-
Налоговые и иные льготы устанавливаются при:
внедрении специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду; осуществлении иной природоохранной деятельности; использовании отходов в качестве вторичного сырья; внедрении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.
-
Экологическое страхование.
Новеллой отечественного законодательства является введение правового понятия «экологическое страхование», которое в соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» рассматривается в качестве элемента экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, позволяющего сформировать финансово-экономическую основу для возмещения вреда.
-
Под экологическим страхованием согласно ст. 85 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» понимается страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическое страхование следует рассматривать в качестве специального вида страхования, которое в настоящее время является добровольным. Указанная норма декларирует, что экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о страховании. Следует отметить, что в настоящее время в республике отсутствуют специальные акты, которые регламентируют отношения в области экологического страхования. В то же время правовой основой для формирования такого специального законодательства являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области страхования: глава 48 ГК Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О страховании». Отдельные нормы об экологическом страховании содержатся в Законах Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О перевозке опасных грузов». Международно-правовую основу экологического страхования составляет Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г.
-
Основанием возникновения отношений в области экологического страхования является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Например, в соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» объектом страхования является риск наступления гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате аварий при перевозке опасных грузов.
-
Страховым событием (случаем) может служить внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущерб по которым подлежит возмещению, оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Страховщиками (страховыми организациями) выступают страховые организации при наличии у них уставного, резервного фондов и иных резервов, прошедшие регистрацию и получившие лицензию на право проведения страхования или перестрахования. Страхователями признаются юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), уплачивающие страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения со страховщиком.
-
Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном порядке, и включает в себя:
компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; расходы по восстановлению окружающей среды и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов; иные расходы по рассмотрению исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.