Содержание
-
Методика проведения изложений
Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования, СПб АППО
-
Виды изложений:
Изложение – восстановление деформированного текста. Изложение по готовому плану. Изложение по коллективно составленному плану. Изложение по самостоятельно составленному плану (начинается работа с придумывания надписей к картинному плану; графическое рисование иллюстраций, восстановление картинного плана). Изложение по измененному плану (коллективное составление плана, беседа о том, в чем это повествование отступает от последовательности событий в жизни, и постановка цели новой работы над планом; изменение в плане и подробный пересказ по нему). Изложение, близкое к тексту (подробное).
-
Сжатое изложение. Видом работы, обратным сжатию является его развертывание. Рассказ В. Драгунского «НЕ ПИФ! НЕ ПАФ!». Дениска просил рассказывать маму сказку в сокращенном виде: «Жила-была Красная Шапочка. Раз она напекла пирожков и пошла проведать свою бабушку. И стали они жить-поживать да добра наживать». - Предложите восстановить пропущенные места и рассказать сказку полностью.
-
Изложение с творческим дополнением (сопоставлением с фактами, аналогичными описаниями, выражением отношения к нему). Изложение на основе прогнозирования текста (работа над заголовком текста, представляющая прогнозирование содержания, структуры текста, в некоторых случаях – языковых средств; чтение текста по фрагментам, сопоставление вариантов, предложенных учащимися и автором; работа над основными микротемами текста: составление таблицы по тексту, включающей три графы – герои текста, их характеристика, их действия; орфографическая подготовка; вторичное целостное чтение текста учителем; написание детьми текста изложения; самопроверка учащимися написанного с помощью таблицы). Изложение, связанное с восприятием произведения изобразительного искусства – работа над изложениями, посвященными тому или иному эпизоду из жизни и творчества художников; до работы над текстом проводятся такие этапы работы – беседа о художнике, знакомство с его полотнами, рассматривание картины.
-
Ход урока при работе над изложением.
1. Вводная беседа: зачем надо уметь пересказывать, или определените темы урока, учебных задач урока. 2. Первичное знакомство (на слух при закрытых книгах, ИЛИ самостоятельное чтение) и общая беседа по содержанию. О чем говорится в тексте? Найдите предложения, которые соответствуют теме. Какая главная мысль в рассказе? Найдите предложение, которое соответствует главной мысли. Выразите её своими словами. 3. Организация познавательной деятельности. Работа с текстом. Озаглавьте текст так, чтобы более точно передать основную мысль, отразить тему, назвать героев, место действия, время действия. (Из предложенных заголовков выберите, которые наиболее точно отражают основную мысль). Выберите наиболее удачный заголовок. Что он отражает? Определение микротем, основных событий текста. Составление плана текста, то есть точное озаглавливание частей. Выбор заголовка обсуждается. Попутно обсуждается образование и написание слов. Анализ использованных средств языка. Почему использованы такие знаки препинания? Какие слова помогают наиболее точно помогают представить картину, выразить отношение. 4. Обобщающая работа с текстом. По книге учащиеся самостоятельно перечитали текст, обращая при этом внимание на написание слов и знаки препинания. 5. Самостоятельная запись текста. 6. Проверка написанного и оценка результатов.
-
Требования к текстам для изложений
предельное начало текста, обычно независимое первое предложение с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений; отчётливую связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а так же связи смежных предложений; структурное выражение законченности всего текста при завершении фабулы.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.