Содержание
-
Панченко Татьяна Владимировна учитель начальных классов БОУ г.Омска «Гимназия № 9»
-
«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»
-
«Технология смыслового чтения, ее использование при реализации ФГОС». Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет. Н.М.Карамзин
-
«Технология смыслового чтения, ее использование при реализации ФГОС». Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет. Н.М.Карамзин
-
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию) Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить В.А. Сухомлинский Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано Я. Б. Княжнин В Примерной основной образовательной программе под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
-
Основные умения смыслового чтения
умение осмысливать цели чтения (для чего); умение выбирать вид чтения (как? каким образом?)в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
-
I этап Работа с текстом до чтения II этап Работа с текстом во время чтения III этап Работа с текстом после чтения Технология продуктивного чтения.
-
Технология продуктивного чтения. 1 этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
-
2 этап Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста ( Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение.
-
3 этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)
-
«Приёмы использования технологии продуктивного чтения».
-
Антиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится: по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
-
Прогнозирование происходит: - на уровне слова; - на уровне предложения;- на уровне текста; - на уровне иллюстрации.
Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть кислое слово - … , Есть слово с окошком - … , Есть слово колючее - …, Есть слово промокшее -…, Есть слово упрямое -… , Есть слово колючее- … , Есть книжное слово - …, Есть слово лесное - …, Есть слово пушистое - … , Есть слово весёлое - …
-
Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть кислое слово - лимон, Есть слово с окошком - вагон, Есть слово колючее - ёжик, Есть слово промокшее -дождик, Есть слово упрямое -цель, Есть слово колючее- ель, Есть книжное слово - страница, Есть слово лесное - синица, Есть слово пушистое - снег, Есть слово весёлое – смех.
-
Прогнозирование при работе над концептом
Четыре девочки (рассказ Д. Лунича) Идёт мама по улице и ведёт за руку четырёх маленьких девочек. Мама говорит: Куплю большую сумку. Четыре девочки говорят: - И ещё четыре маленьких сумочки! Мама говорит: Куплю большой платок. Четыре девочки говорят: И ещё четыре… Мама говорит: А ещё куплю большую щётку, пол мыть. …
-
Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай, что тебя ждёт? Заголовок это не просто слова, Эти слова – всему голова! С. Бондаренко Обратитесь в кладовую своих знаний. Вспомните заголовки: 1. имя-характеристика персонажа 2. обозначающие место действия 3. сформулированные в форме вопроса 4. непонятные, интригующие
-
К. Паустовский "Кот-ворюга" .
Прогнозирование на уровне иллюстрации
-
Работайте с заголовком! Прочитав заголовок, остановитесь! 1. Сформулируйте для себя, о чём пойдет речь в тексте. 2. Вспомните всё, что вы уже знаете на эту тему 3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте. 4. Попытайтесь, на сколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста. 5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
-
С вопроса, с удивления начинается мышление. Работа с вопросами - важный этап в понимании текста.
-
С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальную (о чём в тексте сообщается в явном виде) информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая(о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк) информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д. Концептуальная (основная идея текста, его главная мысль) понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.
-
Мои достижения по чтению(1 класс)
Внимательно прочти текст. Ответь на все вопросы теста. Виктор Хмельницкий В саду красили зелёной краской Скамейки. - Ага, мы уже зелёные! - хвастались свежеокрашенные Скамейки. - Мы тоже скоро зазеленеем, - отвечали Деревья и Кусты. - Когда это ещё будет? - улыбались Скамейки. На душе у них было весело: еще бы - они зазеленели первыми! Задание 1. Укажите, в какое время года происходит действие (обведи в кружок верный ответ). А. Весна. Б. Лето. В. Осень. Г. Зима. Задание 2. Укажи, где происходит действие (обведи в кружок верный ответ). А. В парке. Б. В лесу. В. В саду. Г. На улице. Задание 3. Озаглавь этот текст. Это текст можно озаглавить _______________________________________________________ Самооценка
-
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: Умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации 1. «Чертёж , изображающий на плоскости, какую – либо местность, сооружение». (урок природоведения) 2. «Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ» (проект) 3. «Предположение, предусматривающее ход, развитие чего – нибудь(план действий). 4. «Взаимное расположение частей, краткая программа какого – нибудь изложения». (план рассказа, изложения, сочинения). 5. «Место расположения какого – нибудь предмета в перспективе. Передний, задний план» (на уроках изобразительного искусства). «Словарь русского языка» С.И.Ожегова
-
Виды планов
-
В. Д. Берестов«Честное гусеничное»
Если текст запомнить сложно – Нарисуй его тогда. Разделив его на части - Ты расскажешь без труда!
-
Капля в мореМы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. Г. Цыферов
-
Критерии понимания текста Основными критериями считается выделение концепта текста (концептуальной информации) и его выражение во внешней речи. В качестве другого критерия понимания рассматривается пересказ текста, то есть логическое изложение фактуальной информации текста с развёрнутой фабулой. Ещё одним критерием понимания можно считать выразительность чтения.
-
-
-
-
Выпускник
Научится: декламировать стихотворные произведения Получит возможность: научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов)
-
«Совесть в ушах» «Историческая память народа» «Практическая философия» «Устная школа» «Свод правил жизни» «Золотые зёрна» «Стоглазый Аргус» - мифический бессонный страж , каждое око которого глядит на мир, всё видит, всё понимает, обо всём догадывается. Н.В.Гоголь
-
«Совесть в ушах» «Историческая память народа» «Практическая философия» «Устная школа» «Свод правил жизни» «Золотые зёрна» «Стоглазый Аргус» - мифический бессонный страж , каждое око которого глядит на мир, всё видит, всё понимает, обо всём догадывается. Н.В.Гоголь
-
-
-
Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?
Метапредметные: Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму). Личностные: в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения.
-
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело». К.Д. Ушинский
-
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе… ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ стр. 3 В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.