Содержание
-
Методологические основы преподавания мировой литературы
-
ПЛАН. Литература как учебный предмет в школе. Предмет, содержание и структура методики преподавания литературы. Принципы преподавания литературы в школе.
-
Література
Програми Програми середньої загальноосвітньої школи з українською мовою навчання: Cвітовалітература. 5-11 класи. – Київ, 2010. Учебники Методика преподавания литературы / Под редакцией З.Я.Рез. – Изд. доп. – М.,1985. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладаннясвітовоїлітератури в середніхнавчальних закладах / Л.Ф. Мірошниченко. — К.: Вища школа, 2007. — 415 с. Штейнбук Ф.М. Методика викладаннязарубіжноїлітератури в школі: навч. посіб. для студ. вузів / Ф. М. Штейнбук. – К. : Кондор, 2010. – 314 с. Методические журналы Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. Зарубіжна література в навчальних закладах. Зарубіжна література. Всесвітня література і культура в середніх навчальних закладах.
-
Литература как учебный предмет в школе
-
Причины кризиса преподавания литературы в школе: чтение уступает место фононаркомании; навязывание официальных оценок творчества отдельных писателей, отдельных произведений; рецидивы вульгарной социологии, когда текст художественного произведения рассматривается как иллюстрация к общественным, историческим и политическим событиям, процессам; авторитарность методики.
-
Предмет, содержание и структура методики преподавания литературы
-
Каждая наука имеет право на существования при наличии трех условий: 1/ предмета исследования, который не изучается другой наукой; 2/ общественной необходимости изучения этого предмета; 3/ специфических методов научного исследования.
-
МПЛ (методика преподавания литературы) – педагогическая наука о художественной литературе как учебном предмете и о путях его усвоения школьниками под руководством учителя.
-
Как наука, методика преподавания мировой литературы связана с другими науками, которые способствуют осмыслению приобретенных в других областях знаний, формированию необходимых в практической работе учителя умений, а именно:
-
общественные науки – формированию умений мотивировать литературные явления историческим развитием общества, социальной борьбой эпохи, вести дискуссию, аргументировать свою позицию во время диспута; науки литературоведческого цикла - анализировать художественное произведение, интерпретировать его, раскрывать творческую историю произведения, определять его место в истории литературы и т. д.; науки лингвистического цикла - умение определять роль литературы в развитии языка и речи; владеть разными стилями речи, определять стилистическое своеобразие художественного текста, проводить лингвистический анализ и т.д.;
-
педагогика - осуществлять преподавательскую деятельность с учетом специфики литературного образования; психология - умение определять психологические особенности учащихся на разных возрастных этапах, психологию восприятия читателя-ученика, особенности работы учителя, репродуктивное и творческое мышление, воображение, эстетические эмоции и т.д.;
-
логика - умение использовать логику в речевой и литературной деятельности, в построении монолога, ведении диалога, в проведении урока и т.д.; эстетика - умение сопоставлять художественные произведения и другие виды искусства, осуществлять эстетическое развитие учащихся средствами литературы и т.д.; технические средства обучения - умение использовать ТСО, осознать роль ТСО в развитии художественного восприятия и читательских интересов и т.д.
-
Курс МПЛ освещает: цель и задачи изучения художественной литературы учащимися; принципы ее преподавания; методы и приемы преподавания, которые обеспечивают его успех; специфику занятий литературой в средних и старших классах школы; содержание и формы внеклассной работы по литературе.
-
Методы исследования: Изучение передового опыта. Метод срезов. Цель – ознакомление с кругом чтения учащихся (анкеты, беседы), массовая проверка знаний, умений, навыков (вопросы, задания) Метод целенаправленного наблюдения, который способствует детальному изучению педагогического процесса соответственно выдвинутой исследователями проблеме и гипотезе. Система предложенных заданий не изменяет педагогический процесс. Метод природного эксперимента. Вносит значительные изменения в содержание и методы обучения. Лабораторный эксперимент.
-
Принципы преподавания литературы в школе.
-
Методологические
Научность. Историзм. Связь формы и содержания. Систематичность и планомерность
-
Дидактические, на которыедолженопиратьсякаждый урок
ведущая роль учителя при сознательной активизации деятельности учащихся; доступность материала; наглядность (первичная форма наглядности – текст художественного произведения); воспитательная направленность всего процесса обучения; связь с жизнью, личностный характер читательской и литературоведческой деятельности; взаимодействие искусства и действительности в эстетическом сознании учащихся и т.д.
-
Специфическиепринципыобучениямировойлитературы
принцип нерепрессивного сознания; страноведения; компаративности; репрезентативности; этнокультурности; межнационального подхода и т.д.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.