Презентация на тему "Изучение языка художественных произведений"

Презентация: Изучение языка художественных произведений
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Изучение языка художественных произведений" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 12 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Изучение языка художественных произведений
    Слайд 1

    Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы

    Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ№16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края

  • Слайд 2

    Актуальность проблемы:

    Интерес к изучению языка художественных произведений продиктован задачей «выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции, формирования русского национального самосознания и духовного здоровья.

  • Слайд 3

    Уроки изучения языка художественныхпроизведений создают условия для воспитания у учащихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений художественного произведения, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. И одна из задач, стоящих перед учителем, - «научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным взглядом» (Н. М. Шанский)

  • Слайд 4

    Перед учащимися раскрываются тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон, поскольку объектом анализа последовательно станут все ярусы языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический.

  • Слайд 5

    Цели и задачи:

    изучение законов употребления языковых единиц; развитие навыков самостоятельной работы над идейно-художественным смыслом прочитанного на основе исследования языковой ткани произведения, от анализа языка – к образу, сюжету, композиции, идее; осмысление всех компонентов содержания и формы во взаимосвязи и восприятие произведения как целостного явления искусства слова; творческий подход к родному языку, умение ценить творческие находки писателей и собеседников, внимательно и чутко относиться к своей речи, находить адекватное выражение для собственных мыслей и чувств, создавать собственные тексты.

  • Слайд 6

    Основные направления изучения языка художественной литературы: «изучение языка художественной литературы как явления литературного и национального языка; изучение языка художественной литературы в плане истории литературного языка, определение места и роли писателя в истории литературного языка, в формировании и развитии его стилистической системы; изучение языка художественной литературы с точки зрения его функциональной специфики, т. е. наличия особой, эстетической функции, придающей единицам общенародного языка дополнительное, художественное значение.

  • Слайд 7

    "Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах или отдельных, не связанных по смыслу предложениях. Нужен непременно текст, который давал бы образцы правильной связной речи", - писал Ф.Советкин.

  • Слайд 8

    Система работы над языкомИ.С. Тургенева

    Проза И.С. Тургенева музыкальна. Звук ее переполняет. Вчитываясь в их музыку: эта музыка составляет ту поэтическую форму, которая от содержания неотделима, она несёт в себе и образы, и чувства, и мысли.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Темы уроков:

    Урок- повторение «Берегите наш язык...» - 5 класс Волшебная красота и сила русского слова (по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» - 6 класс Уроки словесности. Служебные части речи (по «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева) – 7 класс Интерпретация стихотворения И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» - 8 класс Повторения синтаксиса сложного предложения (на примере повести И. С. Тургенева «Первая любовь») – 9класс Мастерство И. С. Тургенева в создании пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - 10 класс Уроки словесности. Стилистический анализ стихотворения И. С. Тургенева «Собака»

  • Слайд 11

    Выводы:

    «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть на мой взгляд, основным принципом работы учителя русского языка и литературы, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и любви к родному языку.

  • Слайд 12

    ЛИТЕРАТУРА

    1.     Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. //Русский язык в школе. 2002, №2, с.3. 2.     Антонова Е.С. Тайна текста. //Русский язык в школе. 2000, №5, с.3; 3.     Барлас Л.Г. Язык художественной литературы. М., 1985. 4.     Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. - М., 1983. 5.     Вопросы изучения мастерства писателей в школе. Сборник статей. М., 1973. 6.     Львова С.И. Уроки словесности. «Дрофа», 1996. 7.     Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. //Русский язык в школе. 1999, №6, с.4 8.     Методика преподавания литературы /Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. 9.     Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971. 10. Практикум по методике преподавания литературы 11. /Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999. 12. Преподавание литературы в старших классах. Сборник статей. М., 1978. 13. Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. - М., 2000. 14. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. «Дрофа», 2003. 15. Сорокин В.И. Теория литературы. М., 1970.  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке