Презентация на тему "Методы диагностики развития лиц пожилого и старческого возраста"

Презентация: Методы диагностики развития лиц пожилого и старческого возраста
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Методы диагностики развития лиц пожилого и старческого возраста" состоит из 34 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методы диагностики развития лиц пожилого и старческого возраста
    Слайд 1

    Методы диагностики развития лиц пожилого и старческого возраста

    Выполнили: Бородина Евгения, Татаркина Евгения ФКППиСР, IV курс, группа 6801.

  • Слайд 2

    Старость – заключительный период жизни человека; условное начало отхода человека от непосредственного участия в производственной жизни общества. Старение – разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов, и ведёт к недостаточности физиологических функций организма

  • Слайд 3

    Возрастные границы старости

    В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, а у женщин с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет – долгожительство (старчество).

  • Слайд 4

    Д. Б. Бромлейвыделил цикл старения из трех стадий: удаление от дел (65 – 70 лет), старость (70 и более лет), дряхлость, болезненная старость и смерть (до 110 лет). Дж. Биррен: поздняя зрелость (50 – 75 лет), старость от 75 лет. Э.Б. Харлок: старость и старение - от 60 лет до смерти. Б. Пржигода: старение от 60 до 75 лет, старческий возраст от 75 до 100 лет.

  • Слайд 5

    Периодизацию старости, разработанную Н.С. Пряжниковым: 1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию); 2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса); 3) период собственно старости (стабильная старость до момента серьезного ухудшения здоровья); 4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения здоровья; 5) долгожительство при относительно хорошем здоровье (после 75—80-ти лет).

  • Слайд 6

    Э. Эриксон Старость- завершение жизненного пути. Сущность психосоциального кризиса личности в старости: достижение целостности Эго – отчаянье. Сильная сторона: мудрость.

  • Слайд 7

    Р. Пекк Человеку необходимо преодолеть три подкризиса, чтобы чувство цельности полностью сложилось: Переоценка собственного Я помимо профессиональной роли или какой-то другой социальной роли . Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого «равнодушия», терпимости. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизненной линии через участие в делах молодого поколения.

  • Слайд 8

    В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман Старость - пятая, завершающая стадия развития – «Универсализация». Универсализация понимается как выход за пределы индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

  • Слайд 9

    Возрастные задачи развития в период старости

    Адаптация к возрастным изменениям – телесным, психофизиологическим; Адекватное восприятие старости; Разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни; Ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций;

  • Слайд 10

    Противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах; Стремление к душевной гибкости, поиск новых форм поведения; Стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.

  • Слайд 11

    Психологические аспекты старения

    Снижение активности и замедление всех психических процессов. Умственно-познавательная деятельность претерпевает характерные изменения: снижается острота и скорость восприятия, ослабевает внимание, ухудшается память. Эмоционально-волевая сфера: депрессивность, тревожность, сосредоточенность интересов на здоровье. Характерологические изменения: мнительность, подозрительность, уход в себя.

  • Слайд 12

    Биологические аспекты старения

    Изменения с строении и функционировании всех систем организма: сердечно-сосудистая, нервная, эндокринная, опорно-двигательная системы.

  • Слайд 13

    Социальные аспекты старения

    Выход на пенсию. Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными В основном контакты с близкими людьми и родственниками (особенно дети и внуки) Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами) Так как в данном периоде жизни характерно значительное ухудшение здоровья, то увеличиваются и контакты с  врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении)

  • Слайд 14

    Когнитивные трудности в пожилом возрасте

    Замедление реакции при большей и более быстрой утомляемости; Ухудшение способности к восприятию; Уменьшение длительности сосредоточения внимания; Трудности распределения и переключения внимания; Уменьшение объёма внимания;

  • Слайд 15

    Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточные действия; Автоматизм действий и ошибки памяти; Повседневная забывчивость; Потеря нити высказывания; Трудно выполнять прежние виды деятельности.

  • Слайд 16

    Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР)Н. Водопьянова, М. Штейн

    ОППР разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса С. Хобфолла. С его помощью производится оценка динамического взаимодействия потерь и приобретений личностных ресурсов. Исследователь может задать любой временной интервал жизни реципиентов, от полугода и более. Испытуемого просят заполнить две части опросника. С его помощью определяются переживания относительно возможных потерь и приобретений. Степень напряженности переживаний по каждому пункту опросника оценивается испытуемым по 5-балльной шкале: 1 балл — «нет такого ощущения»; 2 балла —«переживание в малой степени»; 3 балла — «Переживание средней степени»; 4 балла — «переживание в значительной степени»; 5 баллов — «переживание очень сильное».

  • Слайд 17

    «Индекс удовлетворенности жизнью» (Нойгартеи, Хэвигхерст и Тобин 1961).

    Данная методика позволяет получить информацию о повседневной деятельности; о времяпрепровождении в выходные дни; о членах семьи, с которыми проживают испытуемые; о родственниках, друзьях, соседях; о доходе и о работе; о членстве в общественных организациях; об уровне социальной активности по сравнению с социальной активностью в 45-летнем возрасте; об отношении к старости, болезни, смерти и бессмертии; об одиночестве, скуке, гневе; а также о лицах, которые испытуемые воспринимают как образцы для подражания, и об образе собственного Я». Таким образом, можно выделить различные аспекты удовлетворённостью жизнью, подлежащие количественной оценке.

  • Слайд 18

    «Шкала удовлетворенности жизнью (SatisfactionwithLifeScale), или SWLS (Diener, Emmons, Larsen, & Griffin, 1985).

    SWLS невелика по объему и поэтому удобна в использовании. Несмотря на краткость SWLS, ее валидность как методики измерения субъективного благополучия па разных этапах периода взрослости подтверждается разнообразными данными.

  • Слайд 19

    Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS)

    Инструкция: «Ниже представлены пять утверждений, с которыми вы можете согласиться или не согласиться. Используя шкалу от 1 до 7, укажите, насколько вы согласны с этими утверждениями, поставив соответствующую цифру перед каждым утверждением. Пожалуйста, в своих ответах будьте открыты и честны». Шкала: от 1 (не согласен) до 7 (полностью согласен). 1. В основном моя жизнь соответствует моему идеалу 2. Обстоятельства моей жизни складываются благополучно 3. Я удовлетворен своей жизнью 4. Пока у меня есть все, что мне нужно от жизни 5. Если бы я мог прожить свою жизнь вновь, я бы почти ничего не изменил

  • Слайд 20

    «Личностный опросникNEO» (Costa & MacCrae, 1992).

    NEO PI-R может использоваться и как методика самоотчета, и как методика отчета о третьем лице. В обоих случаях он состоит из 240 утверждений, описывающих различные аспекты личности взрослого. Испытуемый оценивает каждое из утверждений по 5-уровневой шкале: от совершенно не согласен до полностью согласен. Костаи Маккрей выделили 5 факторов, объясняющих большую часть индивидуально-личностных различий. Первые 3 из этих факторов определяют аббревиатуру NEO: нейротизм, экстраверсия и открытость. Два другие фактора были добавлены позже: это уступчивость и добросовестность.

  • Слайд 21

    ОПРОСНИК «ГОТОВНОСТЬ К ВОЗРАСТНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ»

    Опросник предназначен для определения сформированности готовности к освоению возрастно-временных изменений. Он позволяет диагностировать готовность к физическим, социальным, личностно-психологическим и профессиональным изменениям на когнитивном, аффективном и мотивационном уровнях.

  • Слайд 22

    «Краткая шкала оценки психического статуса» (Mini-MentalStateExamination— MMSE).

    Используется с целью проведения скринингового исследования у пациентов с подозрением на наличие деменции. Эта шкала содержит 12 коротких заданий, являющихся сокращенными вариантами нейропсихологических тестов. Задания направлены на выявления нарушений ориентировки, восприятия, внимания, памяти, речи, чтения и письма.

  • Слайд 23

    Тест «Рисование часов».

    Данный клинический метод позволяет провести более дифференцированную диагностику начальной стадии деменции и «псевдодеменции» в рамках депрессии. В последнем случае больные чаще всего выполняют задание правильно, не допуская существенных ошибок.

  • Слайд 24

    «Шкала памяти Векслера»

    Шкала состоит из 7 субтестов, позволяющих исследовать различные аспекты процессов внимания и памяти испытуемого. субтестI- определяется осведомленность в личных и общественных данных, степень сохранности долговременной памяти; субтестII - ориентировка; субтестIII - исследуются уровень психического контроля, долговременная память, внимание; субтестIV – проверка логической памяти; субтестV - исследование кратковременной и оперативной памяти; субтестVI - определение степени сохранности зрительной памяти, субтест VII - исследование опосредованного запоминания.

  • Слайд 25

    Оценка степени снижения памяти производится по эквивалентному интеллекту показателю памяти (ЭПП), который является результатом преобразования суммы показателей по всем субтестам и вычисляется с учетом поправки на возраст испытуемого. Согласно нормативным данным значение ЭПП равное 90 баллам и выше является нормой, в диапазоне от 89 до 70 баллов говорит о снижении памяти, ЭПП от 69 баллов и ниже указывает на нарушение памяти

  • Слайд 26

    Техника пожилых апперцепций (Л. Беллак и С . Беллак, 1985г.)

    Данная техника является вариантом тематического теста апперцепций, предназначенный для обследования лиц от 65 лет и старше. Стимульный материал состоит из 16 стандартных черно-белых таблиц-рисунков, которые затрагивают как негативные (болезнь, одиночество и др.), так и позитивные (общение с внуками и др.) стороны жизни пожилых людей. При использовании этой техники в качестве варианта клинической беседы целью является помощь испытуемому в вербализации беспокоящих проблем, выявление конкретных причин актуального психического состояния.

  • Слайд 27

    Метод проективной оценки старения(М. Вейнер, 1993 г.)

    Методика состоит из 31 рисунка, которые отображают темы, связанные со старостью и процессами старения. 14 рисунков предназначены для стандартного предъявления, 14 — дополни­тельные, и 3 — варианты для женщин и мужчин. Рисунки неопределенны, их тема предполагается, но специфика должна быть определена самим испытуемым. Составляя рассказы по этим рисункам, испытуемые проявляют важные потребности, интересы, тревоги, стиль их преодоления и другие динамиче­ские факторы, связанные со старением.

  • Слайд 28

    Опросник DUC-B (Vanderlinden J.)

    Разработали его благодаря обособлению и признанию диссоциативных расстройств в опроснике ДСМ-IV Американской психиатрической ассоциации (1980). Диссоциативные расстройства описаны там как прерывание или изменение нормальных интегративных функций идентичности, памяти и сознания. В данном опроснике показаны следующие основные характеристики: нарушения памяти (амнезия), расстройство идентичности (расстройство самовосприятия) расстройство или изменение сознания (деперсонализация, дереализация).

  • Слайд 29

    Цели применения опросника: установить степень наступивших изменений в отношении трех упомянутых факторов; проанализировать факторы, степень проявления и их стабильность среди пожилых и стариков. Полученные результаты могут содействовать раскрытию степени изменения идентичности, которая в большей степени будет определять содержание и структуру Я-образа

  • Слайд 30

    Шкалы, используемые в гериатрической психиатрии

    Ишемическая шкала Хачинского(помогает дифференцировать мультиинфарктную деменцию от болезни Альцгеймера, однако ее ценность для диагностики безинсультных форм сосудистой деменции, а также смешанной деменции остается низкой.) Гериатрическая шкала клинической оценки фирмы Сандоз (состоит из 19 показателей, в соответствии с которыми оцениваются не только когнитивные симптомы, но и аффективные нарушения, соматические жалобы и возможности самообслуживания. Оценка дается клиницистом в соответствии с семибалльной степенью выраженности расстройств) Шкала оценки депресси у пожилых Корнелла(состоит из 19 признаков, которые составлены таким образом, что могут оцениваться на основе наблюдения не только врача, но и лица, оказывающего помощь больному. Выраженность каждого из признаков оценивается 3 градациями (отсутствие, легкая/умеренная и тяжелая)

  • Слайд 31

    Шкала для исследования локализации контроля у пожилых (Alaphilippe D.) Шкала самопринятия (Phillipse) Рисуночный тест «Метафорическое изображение старости»

  • Слайд 32

    Список литературы

    1. Глуханюк Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н.С. Глуханюк, Т.Б.Гершкович. - Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 112 с. 2. Краснова О.В. Психология старости и старения / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – Изд.: ИЦ «Академия», 2003. - 416с. 3. Миллер Скотт Психология развития. Методы исследования / Скотт Милллер. – Питер. 2002. – 414с. 4. Незнанов Н.Г. Ранняя диагностика коморбидных психических расстройств в пожилом возрасте (пособие для врачей). Учреждение-разработчик : ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Росздрава».

  • Слайд 33

    5. Сидоров П.И. Клиническая психология / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880с.: илл. 6. ШапарьВ. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с. 7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики. - 2005. – 349с.

  • Слайд 34

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке